Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российская Федерация, ее специфика



2015-12-07 712 Обсуждений (0)
Российская Федерация, ее специфика 0.00 из 5.00 0 оценок




Конституция Российской Федерации 1993 г. в главе 1 «Основы конституционного строя» закрепляет основные признаки государственного устройства Российской Федерации. Статья 1 устанавливает, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это значит, что Россия по форме государственного устройства – федерация, которая состоит из субъектов федерации, по форме правления – республика, где глава государства и парламент избираются путем прямых выборов гражданами страны, а в государственном управлении действует принцип разделения властей. Государственный режим осуществляется демократическими методами управления и гарантиями конституционных прав и свобод человека и гражданина. Некоторые важнейшие признаки Российской Федерации содержатся и в других статьях Конституции. Прежде всего это определение Российской Федерации как социального (ст. 7) и светского (ст. 14) государства.

Форма правления: Обычно выделяют три основных вида республики: президентскую, парламентскую и смешанную. Полномочия Президента РФ по формированию Правительства и контролю за ним являются решающими и позволяют считать Россию президентской республикой. Некоторые учёные считают, что Россия является смешанной республикой, так как у Федерального собрания (Гос. Думы) имеются важные полномочия в отношении правительства (ГД даёт согласие П. на назначение Председателя Правительства РФ, утверждает разработанный Правительством федеральный бюджет, а также отчёт Правительства о его исполнении, может выразить недоверие Правительству, в результате которого Правительство может быть отправлено в отставку.

+ Четвернин: РФ— это специфическая разновидность президентской республики. Президент —это прежде всего институт исполнительной власти. Но у него есть конституционные полномочия, выводящие его власть за границы исполнительной власти, нарушающие баланс законодательной и исполнительной ветвей власти (право законодательной инициативы; право издавать нормативные указы по любым вопросам, не урегулированным законом, т.е. неподзаконные указы, фактически имеющие силу федерального закона; право отлагательного вето в отношении федеральных законов). В совокупности эти полномочия создают конкурирующую нормотворческую компетенцию парламента и Президента. Главное, чем отличается российская республика от смешанной, состоит в том, что Правительство РФ несет ответственность только перед Президентом и, следовательно не несет ответственности перед нижней палатой российского парламента —ГД. Конституция 1993 г.только имитирует парламентскую ответственность Правительства. Оптимист.вариант: Разделение властей есть, но оно грубо нарушено в пользу власти исполнительной. Эта модель соответствует разделению властей в дуалистической монархии — с той лишь разницей, что высшее должностное лицо государства должно пройти процедуру всенародного избрания. Пессимист вариант: Конституция РФ 1993 г. установила не разделение властей, а организационное единство государственной власти, система которой замыкается на фигуру Президента РФ.

Форма государственного устройства. К. РФ устанавливает, что во взаимоотношениях с ФОГВ и между собой все субъекты равноправны. В то же время нормы самой К. РФ закрепляет определённое неравенство. Во-первых, республики имеют статус государства, тогда как другие субъекты - лишь государственные образования. Во-вторых, в республиках принимаются конституции, а в других субъектах - уставы. В силу изложенного многие характеризуют Россию как ассиметричную федерацию. Федерация в России действует на основе ряда принципов: государственная целостность РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ и ОГВ, равноправие и самоопределение народов в РФ. Важнейшее значение имеет принцип разграничения предметов ведения. В ведении РФ находятся наиболее важные вопросы, которые обеспечивают единство, целостность, суверенность России.

+Четвернин: 1.Конституция 1993 г. позволила ее создателям в определенной мере нивелировать различия в статусе субъектов Федерации, провозгласив их равноправными, но не настолько, чтобы последовательно проводить принцип равноправия субъектов Федерации и не дать республикам хотя бы символических привилегий (язык и тп). Таким образом, конституционное федеративное устройство структурно отчасти воспроизводит советское административно-территориальное деление России, создает основу для ассиметричной Федерации.

2.Часть 4 ст.5 устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Отсюда вытекает, что каждый субъект РФ вправе обладать той же компетенцией, осуществлять те же полномочия (по тем же предметам ведения), что и любой другой субъект РФ. Но отсюда не вытекает, что все

субъекты РФ реально обладают одинаковой компетенцией (ссылка на федеративный договор в К). Возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в соответствии со ст.11 Конституции создает дополнительную асимметрию Федерации.

3. Федеративная финансовая система строится на сочетании принципов автономности и солидар-ности субъектов федерации. Это означает, что субъекты федерации самостоятельно формируют свои бюджеты, а затем, посредством участия в федеральных органах власти, решают вопросы ока-зания помощи нуждающимся регионам за счет федерального бюджета. В России же центральная власть, помимо субсидий, при формировании федерального бюджета произвольно предоставляет регионам финансовые привилегии, “оставляет” им большую или меньшую часть средств феде-ральных налогов – в зависимости от того, каковы ее интересы в соответствующем регионе.

Таким образом, государственное устройство России – это не федерация, а некое состояние дина-мического равновесия между угрозой развала страны и компенсирующей ее унитаристской тен-денцией. В перспективе (если, конечно, прежде не победит одна из конкурирующих тенденций) федеративное государственное устройство сложится не раньше, чем сформируется гражданское общество, ограничивающее публично-властное вмешательство в вопросы собственности и отде-ленное от сферы государства, где решаются вопросы публичной политической власти. И только в такой ситуации возможна федерация.

Политический режим. Четвернин: В ч.1 ст.1 Россия провозглашается демократическим государством, что является атрибутом современной конституции, но само по себе не порождает демократию в стране с авторитарной традицией. Объяснение демократии как народовластия, понятие народного суверенитета искажает смысл гос власти, создает впечатление дуализма власти народа и власти государства. Поскольку государство в политическом смысле – это организация верховной власти, то “осуществление народом своей власти непосредственно” (помимо органов государственной власти) следует считать юридической фикцией, несущей легитимирующую нагрузку. То, что называется непосредственной демократией в условиях развитой государственности, т.е. референдум и выборы высших государственных органов (здесь не идет речь о местном самоуправлении) – это не осуществление верховной власти, участие в формировании и осуществлении государственной власти. Референдум как “высшее непосредственное выражение власти народа” организуется государством, а не народом непосредственно; причем проведение референдума реально зависит от государственного органа, компетентного назначать референдум, и решение признается принятым путем референдума (и реализуется) опять же государственными органами, а не народом непосредственно. “Свободные выборы” – это формирование организации верховной власти, но не осуществление верховной власти; причем демократически избранные органы государства осуществляют полномочия верховной власти относительно независимо от воли избирателей; это порождает пассивность значительной части избирателей, характерную и для развитых демократических стран, и для посттоталитарной России.



2015-12-07 712 Обсуждений (0)
Российская Федерация, ее специфика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российская Федерация, ее специфика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (712)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)