Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственность как социальный институт



2015-12-07 722 Обсуждений (0)
Государственность как социальный институт 0.00 из 5.00 0 оценок




Четвернин

Социальный институт — устоявшийся порядок социальных коммуникаций или социальной деятельности, воплощающий в себе те или иные принципы, ценности, правила и выполняющий в обществе определенную функцию. В любом институте различаются так называемые позитивные нормы и механизм принуждения к соблюдению позитивных норм. Этот механизм принуждения предполагает применение насилия, которое в свою очередь тоже подчиняется неким правилам.

Если рассматривать право как социальный институт, то позитивными правовыми нормами следует считать, прежде всего, нормы частного права — правила нормальных отношений обмена, а нормами, относящимися к механизму принуждения — все правила о юридической ответственности.

Институты могут возникать и эволюционировать стихийно, когда складываются и меняются «неформальные» правила, а также в результате целенаправленной законодательной политики, мо-делирующей новые правила. При этом если заимствованные из-за границы модели не соответст-вуют обычаям и традициям данного общества, то заимствование не будет иметь успеха, т.е. здес этого института не будет, поскольку его становлению будут препятствовать существующие «неформальные» правила.

С точки зрения либертаризма, то, что в русском языке называется государственностью, представляет собой институты, которые в разных цивилизациях выполняют противоположные функции —от обеспечения свободы (и равенства в свободе) до ее подавления в условиях деспотизма и тоталитаризма.

Представить государственность в потестарной цивилизационной ситуации подобным образомневозможно. В этой цивилизационной реальности (деспотизм, тоталитаризм) государственность первична по отношению ко всем остальным социальным институтам.

Принципом этой цивилизации является власть — публично-властное опосредование всех социальных взаимодействий. Поэтому публично-властные институты здесь не могут быть рассмотрены как механизм принуждения (субинституты) в рамках более сложных социальных институтов; здесь все социальные институты существуют как публично-властные институты.

Вариан 2

Главный носитель политической власти в обществе – государство. Опираясь на право и закон, государство осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества.

Признаки государства как социального института:

* наличие власти в виде системы государственных органов, учреждении и организаций.

* деятельность особых механизмов этой власти в ходе реализации социальных функций гос-ва.

* сложившаяся система правовых норм и установлений, санкционированных политической властью.

* наличие отграниченной территории, определенных пространственных рамок распространения власти.

Рассматривая государство как социальный институт, мы должны понимать его сложность и структурную расчлененность. В структуре государства действует целый ряд социальных институтов, с которыми люди постоянно соприкасаются в своей жизни: институты народного представительства, осуществляющие в стране публичную власть. В России это институты Государственной думы, президентства, муниципального самоуправления, глав администраций и др.

1. институты управления: правительство, администрация на местах, учреждения, представляющие правительство и администрацию.

2. институты юстиции и правосудия, связанные с правом, законом, которому все должны неукоснительно подчиняться.

3. институты, охватывающие вооруженные силы, государственную безопасность, органы охраны общественного порядка, карательные учреждения.

Социальные функции гос-ва:

Обеспечение стабильности, устойчивости и социального порядка в обществе (интегративная).

Регулятивно-распределительная функция. Располагая определенными ресурсами и ценностями, государство распределяет их в интересах различных социальных институтов, действующих в сферах экономики, политики, образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.

Функция социального контроля. Она предполагает как регулирование и регламентацию деятельности различных общественных структур, так и в особенности социальный контроль за отклоняющимся поведением.

+ функции:

1. Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

2. Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.

3. Правоохранительная функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

4. Национально-культурная функция: сохранение национального своеобразия, российской самобытности, независимости и суверенитета народов, населяющих его территорию, развитие системы образования, науки, культуры, просвещения).

5. Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса.

6. Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания, разрабатывает программы по охране окружающей среды, контроле над деятельностью хозяйствующих субъектов.

Внешние функции:

1. Развитие дипломатических отношений.

2. Ведение войн.

3. Оборона.

вариант 3

Сам термин "государство" впервые применил Н. Макиавели, который пытался создать законченное учение о государстве. Он определял государство как общее благо, которое возникает от воплощения в жизнь реальных государственных интересов. Понимание Г. Гегелем государства как политической общности и области реализации гражданских политических прав близко к определению гражданского общества.

Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которо?го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в т.ч. принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе. Оно также представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность - системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность есть тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития. Государственность обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая).

Государство - мощный институт власти. А. Смит определяет функции государства

следующим образом. С одной стороны оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие и содержание систем транспорта, связи, коммунальных служб и т.п.), с другой стороны, поддерживать режим естественной свободы (антимонопольная деятельность, регулирование нормы процента); наконец, охранять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирование минимума заработной платы, оборона страны, полиция, отправление правосудия). Фундаментом общества по мнению А. Смита служит социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права.

Центральным пунктом для разработки теории государства является интерпретация понятия власти. Для социологов, разрабатывающих проблемы социального государства концепция власти является самой необходимой, ибо власть присутствует во всех процессах общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс применяют термин "власть" не только для характеристики социальных отношений, но и применительно к отношению человека и природы. К. Маркс и В.И. Ленин неоднократно указывали, что понятие власти относится к числу коренных понятий политической власти.



2015-12-07 722 Обсуждений (0)
Государственность как социальный институт 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственность как социальный институт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)