В. № 3 Правовые средства и проблемы их совершенствования в современный период
Правовые средства— это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей. Эти целимогут быть различны, но в конечном счете они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д. Особое место в системе правовых средств занимают правовые ограничения( — это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Общие признаки правовых ограничений: 1/ они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей); 2/ сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.; 3/ обозначают собой отрицательную правовую мотивацию; 4/ предполагают снижение негативной активности; 5/ направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны. Виды правовых ограничений: - в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение(гипотеза), юридическая обязанность, запрет, приостановлениеи пр. (диспозиция), наказание(санкция); - в зависимости от предмета правового регулирования — на конституционные, гражданские, экологическиеи т.п.; - в зависимости от объема на полные(ограничение дееспособности детей) и частичные(ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет); - в зависимости от времени действия — на постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные(обозначенные в акте о чрезвычайном положении); - в зависимости от содержания — на материально-правовые(лишение премии) и морально-правовые(выговор). Проблема правовых средств, их своевременного и качественного совершенствования в правотворческом и правореализационном процессах все больше и больше становится актуальной, научно и практически значимой. Без ее должного разрешения будет невозможно оптимизировать механизм правового регулир-я, настроить росс правовую систему на социально плодотворную работу. Билет № 10. В. № 1 Сущностная характеристика государства. Основные изменения в современном понимании сущности государства. Государство — это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и государственную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. При рассмотрении сущности государства необходимо учитывать два аспекта: 1. любое государство есть организация политической власти; 2. чьим интересам служит данная организация. Можно выделить следующие подходы к сущности: Классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. В этом случае государство используется как средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном снятии данного сопротивления с помощью диктатуры, насилия. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но отходят на второй план. Общесоциальный подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. В этом случае государство используется уже в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны. Можно также выделить религиозный, национальный, расовый и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства. Сущность государства многоаспектна, она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
В. № 2 Действие нормативных актов во времени. Нормативный акт –официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования. ●Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закон; «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу». (См.: Российская газета, 1994,15 июня). Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, то есть он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1.если в самом законе об этом сказано; 2.если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: по истечении срока действия акта, на который он был принят в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена). В. № 3 Юридический состав правонарушения (ЮСП). Юридический состав правонарушения — это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.В юридический состав входят: 1) субъект правонарушения -праводееспособное физическое лицо или социальная организация, совершившие данное деяние. 2) объект правонарушения- это то, на что посягает правонарушение; родовым объектом выступают общественные отношения, видовым — жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п. 3) субъективная сторона правонарушения- совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Здесь главной категорией выступает вина, под которой понимают психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию. Выделяют 2 формы вины — умысел и неосторожность. Умысел в свою очередь может быть прямым, когда лицо сознает общественно опасный характер своих действий, предвидит возможность наступления вредных последствий, желает их наступления; и косвенным, когда лицо сознает общественно опасный характер своих действий, предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает, но допускает наступление указанных в законе последствий. Неосторожность тоже имеет 2 формы — самонадеянность, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает на возможность его предотвращения; и небрежность, когда лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, хотя может и должно их предвидеть. 4) объективная сторона правонарушения-деяние; противоправность (формальный аспект); вредный результат (содержательный аспект); причинная связь между деянием и вредным результатом (вредоносный результат должен быть следствием, а само поведение — причиной именно этого результата).
Билет № 11 В. № 1 Демократический режим и проблемы его становления в РФ Политический режим -совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. Бывают демократическими и тоталитарными. Виды демократии: 1)Непосредственная демократия –прямое участие народа в решении вопросов государственной и общественной жизни.2)Представительная демократия –участие народа в управлении государством через систему представительных органов власти. Признаки демократии: - участие населения в осуществлении государственной власти путем непосредственной и представительной демократии; - выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти; - реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина; - предоставление свободы личности в экономической сфере; - разделение властей; - плюрализм, в том числе многопартийность, как основной принцип деятельности; - основание режима на правовых законах и обеспечение поэтому стабильного правопорядка и низкого уровня преступности. При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.
В. № 2 Понятие и виды форм (источников) права и их значение в различных правовых системах. Формы права— это способ выражения во вне юридических правил поведения. Категорию «источник права» можно трактовать в трех аспектах: ● источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); ● источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); ● источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права. В российской правовой системе утвердились следующие формы права: 1/ правовойобычай - исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычай зачастую регулирует такие социально значимые отношения, где вмешательство законодателя или преждевременно, или нежелательно. 2/ правовой прецедент - решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. 3/ нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 года). 4/ нормативно-правовой акт - основная и наиболее совершенная форма современного российского права.Нормативный акт –официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы.
В. № 3. Злоупотребление правом - употребление права во зло в тех случаях, когда управомоченный субъект обладает субъективным правом, действует в его пределах, но наносит какой-либо ущерб правам других лиц или обществу в целом. Злоупотребление правом - явление правовое, т к предполагает: 1) наличие у лица субъективных прав; 2) деятельность по реализации этих прав; 3) использование прав в противоречие их социальному назначению или причинение этим ущерба общественным либо личным интересам; 4)отсутствие нарушения конкретных юридических запретов или обязанностей; 5) установление факта злоупотребления компетентным правоприменительным органом; 6) наступление юридических последствий. В общем виде недопустимость злоупотребления правом закреплена в ст. 10 ГК РФ. Когда степень общественной опасности злоупотребления правом велика, законодатель определяет его как правонарушение, нормативно его запрещая и снабжая норму юридической санкцией. Последствия злоупотребления правом: 1) признание недействительным его последствий (признание недействительной сделки); 2) прекращение использования права без его лишения; 3) отказ в гос-ной защите субъективного права. Билет № 12 В. № 1 Современная концепция социального правового гос-ва. Идея правового государства зародилась в 1/3 19 в., но законодательно была закреплена после Второй мировой войны в виде Конституций. Социальное государство и правовое государство – разные вещи. Правовое государство –забота о личности, о его правах и свободах, свободный рынок и т.д. Социальное государство –(60 гг. 20 в.) – гарантирует нормальный уровень жизнеобеспечения своим гражданам. Именно в это время стали появляться законы о социальном страховании. Социальное государство при его реализации стало осуществлять наступление на либерализм и демократию. Всегда действует социальный принцип: если в государстве больше свободы, то меньше гарантий. Это объясняется тем, что поскольку государство предоставляет соответствующие услуги и гарантии, то оно требует расширения контроля над обществом. В социальном государстве расширяется сфера принуждения. Так как государство берет на себя гарантии по безопасности, то оно и требует полномочий по подчинению ради безопасности.
В. № 2 Семья религиозно-традиционного права и ее особенности в современный период. Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. «Религиозно-традиционный» тип правовой системы - это совокупность национальных правовых систем государств, имеющих общие черты, которые проявляются в единстве закономерностей и тенденций развития на основе религиозной нормы, нормы-обычая и нормы-традиции как основных источников права, которые представляют собой тесное переплетение юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанные государством. Среди типов правовой системы этот тип является самым разнообразным и состоит из трех крупных групп правовых систем, объединенных внутренней схожестью: 1) религиозно-общинный - объединяет группу систем мусульманского, индуського, иудейской и христианской права. Характеризуется фундаментальным значением религиозных учений в сочетании с длительным сохранением общинного уклада; 2) дальневосточной (традиционной) - содержит группы систем китайского и японского права. Характеризуется ведущей ролью религиозно-нравственных доктрин в социальной жизни народа; 3) обычного-общинный - объединяет группу систем преимущественно африканского права. Характеризуется сильным влиянием обычаев при сохранении общинных основ жизни народа. Каждая из указанных групп правовых систем основывается на собственных религиозно-философских системах - ислам, индуизм, конфуцианство, христианство. Юридические источники права соотносятся с религиозными как форма и содержание. Религиозно-нравственная норма имеет приоритет над правовой нормой. Однако правовые системы религиозно-традиционного типа не является "неподвижными", не застыли в своем первозданном виде, порожденной особенностями развития и географического положения. При сохранении преемственности с прошлым правовой культурой они под воздействием романо-германских и континентальных правовых систем внесли немало новелл в национальное право, изменили его структуру, урегулировали общественные отношения на уровне законодательства, признали норму права как важный эталон поведения и т.д.
В. № 3 Правовое регулирование и правовое воздействие: понятие, взаимодействие, отличия. Правовое регулирование- целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования: 1/ предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание); 2/ обязывание как предписание совершить какие-то действия (например, обязанность собственника дома платить налоги); 3/ возложение обязанности воздерживаться от определённых действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних). Правовое воздействие- результативное, нормативно-организованное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса). Из приведенного определения явствует, что понятие «правовое воздействие» по объёму более широкое, чем «правовое регулирование», ибо воздействие включает как регулирование с помощью правовых норм, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей.
Билет № 13 В. № 1. Органы гос-ва: понятие, признаки, виды. Государство — это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и государственную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. Орган гос-ва — это звено гос аппарата, участвующее в осущ-нии определенных функций гос-ва и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства: - представляет собой самостоятельный элемент механизма государства; - образован и действует на основе правовых актов (конституции и законов); - выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы; - наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения; - состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых он образован; - имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции. Органы государства классифицируются: - по форме реализации государственной деятельности на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы; - по принципу разделения властей—на законодательные, исполнительные и судебные; - по иерархии — на федеральные, республиканские и местные; - по срокам полномочий — на постоянные (создаются без ограничения срока действия) и временные (создаются для достижения краткосрочных целей); - по порядку осуществления компетенции — на коллегиальные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ) и единоначальные (президент); - по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные; - по характеру компетенции — на органы общей (правительство) и специальной компетенции (министерства) и т.п.
В. № 2. Виды юридической ответственности. Юридическая ответственность есть необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение. Меры эти могут быть: личного характера (лишение свободы); имущественного характера (штраф); организационного характера (увольнение). В зависимости от того, к какой отрасли относится юридическая ответственность, выделяются: уголовная - применяется только за преступления; никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию, иначе как по приговору суда и в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством; меры уголовного наказания — наиболее жесткие формы государственного принуждения, направленные преимущественно на личность виновного, — лишение свободы и т.д.; административная - наступает за совершение административного проступка на основе законодательства об административных правонарушениях и выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т.п.; гражданская - наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Полное возмещение вреда — основной принцип гражданско-правовой ответственности; возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки; дисциплинарная - применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины; для наложения взыскания должны быть затребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины; возлагается администрацией предприятия, учреждения, организации; в отношении отдельных категорий — дисциплинарными коллегиями; меры дисциплинарной ответственности — выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.; материальная - наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей. В зависимости от органов, возлагающих юридическую ответственность, различают ответственность, возлагаемую органами государственной власти, государственного управления, судами и другими юрисдикционными структурами.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (854)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |