Политическая система общества: понятие, структура, функции
Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность политико-правовых институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) и принципов их взаимодействия, а также ценностных приоритетов, определяющих современное состояние и возможные перспективы политической жизни общества. Узкий (формально-юридический) подход к пониманию политической системы: - Государство – основной элемент политической системы - Общественные объединения (профсоюзы) - Политические партии - Массовые политические движения - Трудовые коллективы, коллективы граждан - Социальные элиты - Организованные преступные сообщества - Крупные экономические структуры, основанные на частном (в том числе иностранном) капитале. Широкий (философско-правовой) подход к пониманию политической системы. Политическая система общества имеет свою структуру, которая означает, из каких элементов она состоит и как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы: - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.; - политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; - социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; - политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; - политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта. Политическая власть, рассматриваемая как реальная способность субъекта проводить свою волю в политике, является системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему. Можно выделить следующие функции политической системы: 1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (конкретные формы и методы властвования); 2) управление различными сферами жизнедеятельности людей; 3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач; 4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений; 5) распределения материальных и духовных ценностей; 6) создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры; 7) политическая социализация, т.е. «процесс включения индивида в политическую систему». 8) легитимация политической власти. Легитимность государственной власти – это социальное признание её права на руководящую роль в обществе.
Место и роль государства в политической системе общества Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство с его аппаратом публичной политической власти – это основа, «ядро» политической системы, оно концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни посредством общеобязательных установлений. Центральное место государства в политической системе общества предопределяется тем, что государство: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 4) имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.); 5) осуществляет, как правило, монополию на правотворчество; 6) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.); 7) определяет главные направления развития общества. В современной учебной и научной литературе выделяются различные направления взаимодействия государства с иными социальными институтами, входящими в политическую систему. Так, например, В.М. обухов, Э.В. Чайкин, А.Х, Гатиев выделяют три основных направления: Первое направление связано с доведением до сведения политических партий, органов местного самоуправления информации о состоянии дел. Второе направление, заключается в совместной деятельности, направленной на решение стоящих перед государством и обществом проблем. Третье направление, выражено в участии различных субъектов политической системы в правотворческой деятельности. Представители этих субъектов (политических партий, общественных объединений и пр.) привлекаются органами законодательной и исполнительной власти для подготовки проектов нормативно-правовых актов, изучения общественного мнения о действующем законодательстве. Правовое государство
Правовое государство – это 1) такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений; 2) форма организации политической власти цивилизованного строя, которая характеризуется верховенством закона в общественной жизни, высоким престижем правовой системы, наличием эффективных политикоправовых механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих активное и беспрепятственное использование её демократических прав и свобод. Правовым является такое государство, в котором отношения личности и власти основаны на началах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного выполнения взятых на себя обязательств. Принципы правового государства. 1. Принцип приоритета права. Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение, общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий). 2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный и абсолютный характер. 3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. 4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (638)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |