Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация функций гос-ва



2015-12-07 1051 Обсуждений (0)
Классификация функций гос-ва 0.00 из 5.00 0 оценок




В литературе предлагаются различныеварианты деления функций на ви­ды: общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) иклас­совые (обусловленные классовыми противоречиями);внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства);постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) ивременные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер).

Проф. М.И. Байтин полагает, что существуют функцииосновные и нео­сновные. Такое деление, однако, вызывает сомнение, ибо (исходя из традици­онного определения функций государства, которого Байтин и придерживает­ся) получаем в итоге «неосновные основные направления деятельности государства».

Еще 200 лет назад АдамСмит в книге «Исследование о природе и причи­нах богатства народов», обосновывая максимальную свободу человека, живу­щего в условиях рыночного хозяйства, указал на три функции государства:

1) оборону;

2) определение меры свободы каждого посредством установления одина­ковых для всех правил и обеспечения правосудия как средства решения соци­альных конфликтов между членами общества;

3) организацию учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы им, например почты, полиции, и т. д.

По мнению проф. Л. И. Спиридонова, существуетгенеральная функция го­сударства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосыл­ки человеческого существования), которая реализуется в еговнешнихивнут­ренних функциях. К числувнешних он относитвоенную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороны или агрессии), функциивнешнеполитических, экономическихикультурных связей и эколо­гическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды.

К числувнутренних автор, в частности, относит функциюобеспечения об­щественного порядка (охрана предпосылок существования человека);эконо­мическую (регулирование рынка, разработка и обеспечение общенациональ­ных экономических программ и т. п.);культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры);социальную; фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности).

Квнутренним функциям современного российского государства в литера­туре (Л.А. Морозова) относят следующие:

- функцию обеспечения народовластия;

- экономическую функцию;

- социальную функцию;

- функцию налогообложения и финансового контроля;

- экологическую функцию;

- функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

Квнешним функциям:

- функцию интеграции в мировую экономику;

- обороны страны;

- поддержки мирового правопорядка;

- сотрудничества с другими государствами в решении глобальных про­блем современности.

 

Вопрос об основаниях классификации функций государства не имеет в науке однозначного решения. Предлагаются самые различные основания классификации. Классификация функций государства по следующим основаниям: по значимости, по направленности (сфере распространения), по сферам общественной жизни, по характеру, по продолжительности осуществления.

По значимости функции государства можно подразделить на основные и неосновные.

Основные функции – это наиболее важные, главные направления деятельности государства. Они связаны с решением первоочередных задач, стоящих перед тем или иным государством на определенном этапе его существования. Неосновные функции – это уже менее важные направления государственной деятельности. Они не связаны с решением первоочередных задач, но тем не менее государство осуществляет подобного рода функции, поскольку в своей деятельности нередко решает те или иные второстепенные задачи (например, задачи по ликвидации последствий какого-либо стихийного бедствия или катастрофы).

По направленности (сфере распространения) функции государства традиционно подразделяют на внутренние и внешние. Внутренние – это функции, которые государство осуществляет внутри страны, т.е. в пределах своей территории, а внешние – это функции, которые государство осуществляет в отношении других стран.

По сферам общественной жизни можно выделить экономические, политические,

социальные и идеологические функции государства. Экономические функции выражаются в определенной деятельности государства в сфере экономики. Эта деятельность может быть самой минимальной, когда государство почти не вмешивается в экономическую жизнь страны и, наоборот, чрезмерной, когда происходит огосударствление экономики. Политические функции проявляются в сфере политики. Выполняя эти функции, государство соответствующим образом воздействует на политические отношения в стране и за ее пределами. Осуществление социальных

функций связано с решением социальных проблем прежде всего внутри страны (оказание

различных социальных услуг, борьба с безработицей, поддержка беднейших слоев

населения и т.д.). На международной арене эти функции могут выражаться, например, в

оказании гуманитарной помощи тем или иным странам. Идеологические функции – это

разнообразная деятельность государства в духовной (идеологической) сфере (развитие

культуры, воспитательная деятельность, развитие образования и т.д.).

По характеру функции государства могут быть подразделены на общесоциальные и сословно-классовые. Государство как орган социального управления всегда выполняет теили иные функции по организации и поддержанию в обществе порядка. Эти функцииосуществляются, как правило, в интересах всего населения, и носятобщесоциальный характер. Наряду с общесоциальными государство может выполнять сословно-классовые функции. Это связано с тем, что государство как орган социального управления нередко подчиняется интересам каких-либо классов или социальных слоев и превращается в орудие классового или сословного господства. Сословно-классовые функции особенно характерны для государств прошлых исторических эпох и современных антидемократических государств.

По продолжительности осуществления функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные – это функции, которые государство осуществляет практически всегда и в течение неопределенного времени. Посредством этих функций государство решает задачи, которые постоянно стоят перед обществом (например, обеспечение общественного порядка). Временные – это функции, которые государство осуществляет в течение только определенного времени. Выполнение таких функций связано с реализацией каких-либо временных задач (например, осуществление некоторых функций в условиях военного времени).



2015-12-07 1051 Обсуждений (0)
Классификация функций гос-ва 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация функций гос-ва

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1051)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)