Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контрольно-измерительный материал №13



2015-12-07 556 Обсуждений (0)
Контрольно-измерительный материал №13 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Проблемы взаимоотношений государства и Церкви. Западная и Восточная Христианские Церкви.

Как уже говорилось, в процессе жизнедеятельности люди вступают а определенные отношения, следовательно возникает потребность регулирования их взаимоотношений. Вначале появляются мононормы, которые еще не дифференцируются на моральные, религиозные, правовые. Мононормы не давали преимущества одному члену рода перед другими, они закрепляли первобытное равенство, хотя суть этого равенства - поглощение человека обществом, жесточайшая регламентация жизни. В целесообразности определенных правил, запретов, предписаний люди убеждались на практике. Со временем возникает потребность подкрепить установленные правила авторитетом высшего божества, которое может послать кару на их нарушителей. В примитивных обществах религия выполняла функции объяснения и легитимации социальных норм. Постепенно религиозное сознание глубже проникает в сознание членов общества. Религия становится главным регулятором общественной жизни. В первобытнообщинных обществах была велика роль жрецов, которые брали на себя функции толкователей воли богов и оказывали существенное воздействие на жизнь всего племени.

С развитием общества, переходом к государству роль религии усиливается. В странах восточной деспотии религия становится главным социальным регулятором, где механизм этого регулирования отличается нерасчленностью. В странах восточной деспотии наблюдалась сакрализация личности монарха, он обожествлялся, считался полубогом. Так, в Китае титул императора звучит как Сын неба. По сути дела нет ни одной правовой системы древности, которая бы не включала в себя религиозных предписаний. Особенно четко можно это проследить на примере индусского права, которое представляло собой неразрывную взаимосвязь религии и права. Нормы индусского права носят одновременно правовой и религиозный характер, и сами нормы содержатся в религиозных источниках. Индуизм представляет собой систему тщательно разработанных правил, которые детально регламентировали общественную жизнь и жизнь отдельных людей.[xxvi]

В античном обществе различали религиозные и правовые нормы, так, различали понятие «преступление» и «грех». Тем не менее правовые системы Древней Греции и Древнего Рима были также тесно связаны с религией. Например, оскорбление весталок, жриц богини Весты считалось серьезным преступлением и одновременно нарушением религиозных норм.

В период средневековья правовые системы также имеют тесную связь с религией. Прежде всего, это относится к мусульманским странам, где право и религия составляют единое целое. Даже само название - мусульманское право указывает на эту теснейшую связь. Здесь основным источником права являются религиозные книги - Коран и Сунна. Они представляют собой божественное откровение, которое не подлежит изменению со стороны людей. Допускалось только толкование этих священных источников.[xxvii]

Тесная связь права и религии существовала в феодальных обществах. Так в ведение церкви отдавалась регламентация брачно-семейных отношений. В этот период получает развитие каноническое право, то есть совокупность религиозно-правовых норм, регулирующих внутрицерковные отношения и преступления против религии и церкви. Церковная юрисдикция имела очень широкое распространение, особенно в XII- XIII вв. В Италии существовала территория, куда распространялась светская власть римских пап. При этом церковная юрисдикция не ограничивалась рамками одного государства.

В эпоху Возрождения борьба буржуазии против феодальных устоев имела также религиозную окраску. В XVI в. велась ожесточенная борьба против католичества. Мартин Лютер, Жан Кальвин провозгласили новую религию - протестантизм, которое стало самостоятельным течением христианства.

Таким образом, соотношение права и религии имеет глубокие исторические корни. Оно различно в рамках отдельных культур, различных религиозных системах. Соотношение религии и права устойчиво и неизменно в традиционных правовых системах. Так, в современный период мусульманское право в своей сути мало чем отличается от средневекового. Системы традиционного права проникнуты религиозными началами. В современных Западноевропейских системах право и религия не противоречат друг другу. Нормы права зачастую находят в религии нравственную опору. Следует отметить, что разрушение религиозных основ где бы оно не происходило, никогда не приносило пользы праву и правовому порядку, так как в конечном счете право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, и в этом заложены корни их взаимодействия.[xxviii]

2. Предмет правового регулирования

Правовое регулирование – это комплексный правовой феномен, имеющий специфический предмет и метод. Предметом правового регулирования в теории права именуются общественные отношения, или, иными словами, социальная среда, которая опосредуется правовыми нормами. Но далеко не все общественные отношения становятся предметом правового регулирования. Исходя из этого, их можно поделить на три группы. Одна группа общественных отношений хорошо поддаётся правовому регулированию, чутко резонирует на изменения в нормировании, но все же может существовать вне правового регулирования. Другая группа общественных отношений отторгает правовое регулирование, либо остается индифферентна к нему. Третья группа общественных отношений инициируется правом и способна существовать только в рамках правовых норм.

В первом случае право имеет дело с повторяемостью отношений, и, вторгаясь в эту сферу, упорядочивает, стандартизирует, создает охрану. Во втором, - общественные отношения и поведение людей в этой среде не может быть предметом правового регулирования, так как оно противится внешнему контролю и не может быть инициировано с помощью правовых норм. То есть право не может «заставить». А если и попытается сделать это, то столкнется с серьезными трудностями. Конечно, государство располагает возможностью принять нормативный акт, направленный на нормирование данной сферы. Но он не будет эффективен вообще, либо его применение будет адаптировано, и адаптация будет глубока. Третья группа общественных отношений выступает исключительно как правовая. Что до примеров, то к первым можно отнести экономическую деятельность. Отношения обмена и распределения могут существовать и развиваться и без государственно-правового вмешательства. Индивиды сами способны выработать необходимые и удобные модели поведения. Данный тип отношений требует моделирования, а поэтому является благодатной почвой для правового регулирования. Здесь право признает и закрепляет сложившиеся правила и создает новые. Условие эффективности – мягкое регулирование, учет сложившихся моделей. Примером второй группы являются внутрисемейные или внутрикорпоративные отношения. Таки группы как семья и корпорации изначально возникали как способ автономизации от всего социума, а потому их члены ревниво охраняют свою закрытость. Это сильно затрудняет, а иногда делает невозможным правовое регулирование. Третий вид отношений существует постольку, поскольку сконструирован в правовых нормах и с их помощью реализуется в эмпириях. Речь идет по большей части о процессуальных нормах и отношениях.

Таким образом, право закрепляет сложившиеся общественные отношения, способствует их упрочению и развитию, дает охрану. Кроме того право способствует созданию условий для возникновения определенных отношений. Наконец, право напрямую создает общественные отношения. Все три типа отношений могут подвергаться воздействию со стороны позитивного права, но предметом правового регулирования в чистом виде способен быть первый и третий типы отношений.

 



2015-12-07 556 Обсуждений (0)
Контрольно-измерительный материал №13 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контрольно-измерительный материал №13

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (556)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)