Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе
Формирование п.г. возможно при наличии следующих основных условий: экономической базы п.г. (многообразие форм собственности на основе их равноправия и одинаковой защиты); социальной базы п.г. (всесторонняя защита личности); нравственной базы п.г. (признание основных прав и свобод чел-ка и гражданина); политической базы п.г. (суверенитет народа как источника гос. власти). Правовое государство - политическое оформление гражданского общества, сферы общественной жизни, где действуют развитые демократические регламентации ее со стороны властных органов. В таком государстве соблюдаются права институты, имеют место самоуправление, инициатива и активность граждан и их организаций. Эта сфера ограждена законами от произвольной и свободы человека и общества; право приоритетно по отношению к государству; признается и соблюдается независимость суда как защитника гражданина в его отношениях с государством. Население характеризуется определенной способностью к саморегулированию, готовностью подчиняться общим правилам и интересам. Гражданское общество представляет собой общество равноправных людей, свободно проявляющих свою индивидуальность и творческую инициативу.
Основными признаками правового государства являются: · Разделение властей; · Верховенство закона; · Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека; · Социальная и юридическая защищенность личности; · Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права; · Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов; · Контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней; · Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм); · Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем; · Верховенство и прямое действие конституции; · Единство прав и обязанностей граждан. · Наличие развитого гражданского общества; · Внешний и внутренний суверенитет государства; · Взаимная ответственность человека и государства; Формирование правового государства в нашей стране закреплено в Конституции. Однако при практической реализации продекламированного факта возникает масса объективных и субъективных причин, которые порождают проблемы формирования и отодвигают перспективы правового государства. Объективные причины - это наследство исторического пути развития российского государства и населения. Многое досталось нам от образа жизни в социалистическом государстве. Прежде всего, это выражается в устойчивых стереотипах, системе ценностей, сформированных коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части (если не у большинства) населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии, рынка. Другой причиной является то, что СССР был специфическим типом государства, во многом отличным от классической империи, хотя и сохраняющим имперские традиции и замашки в своей политике, часто движимой мессианской идеологией. Геополитическая специфика страны является фактором, прямо влияющим на государственное и общественное устройство. Считаю, что наибольшее и непосредственное воздействие на формирование правового государства оказывает политическая культура. Она выступает тем фокусом, в котором воздействие разнообразных природных, социальных, антропологических и других факторов концентрируется и конвертируется в непосредственные детерминанты политического поведения людей. Поэтому на этой причине становлюсь чуть подробнее. Гуцол В.В. Правовые основы Российского государства В России пройдены важные шаги по пути ее превращения в правовое государство. Существующая, хотя и не совершенная, концепция ведет к разделению властей, возможности обжаловать неправомерные действия, декларированные фундаментальные права. Но все же основы конституционного строя России дают возможность полагать, что упоминание о "пройденных шагах" не голословно. Так следует рассмотреть Главу I конституции, в которой излагаются основы конституционного строя России. Наиболее значимые, собственно основополагающие положения из этих статей следующие: - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.. - Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. - Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. - Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых самостоятельны. - Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: президент РФ, федеральное собрание (совет федерации и государственная дума), правительство РФ, суды РФ. - Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской федерации, не должны противоречить конституции РФ. Но для того, чтобы государство стало правовым, мало только законов. Для этого требуется так же: действенное их применение, чтобы не возникало ситуации, когда законы пишут не для всех, когда можно уйти от наказания. Нужны реформы суда и особенно системы исполнения судебных решений, без чего все превращается в пустой звук. Сегодня судебная система в Российской Федерации - единая система всех судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, имеющие общие задачи, организованных и действующих на единых демократических принципах. Судебная система установленная Конституцией Российской Федерацией и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4472)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |