Правомерное поведение: понятие и виды. Факторы, определяющие правомерность деяний
Правомерное поведение - это такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. При этом подчинение правовым императивам не является в большинстве случаев чисто механическим (рефлекторным), а обусловлено всем жизненным опытом индивида, его культурными, нравственными и правовыми воззрениями. Существует презумпция правомерного поведения, основанного на известном принципе "не запрещенное законом дозволено". Особенности правомерного поведения заключаются в том, что оно: во-первых, является, как правило, общественно полезным; во-вторых, выражает и реализует свободу воли человека; в-третьих, удовлетворяет интересы и потребности как самого индивида, так и государства; в-четвертых, обеспечивает необходимый правопорядок в обществе; в-пятых, связано с позитивной ответственностью личности. Правомерное поведение - важнейшая социальная характеристика личности, сущность которой, как известно, проявляется в практической деятельности, а не в замкнутом мире собственных переживаний и самосознания. Гегель определял человека как "ряд его поступков". Глубоко верная мысль. Нельзя судить о человеке по тому, что он сам о себе думает, по его абстрактным достоинствам, красивым словам. Нужны конкретные действия, поступки, дела, позиция, а нередко и борьба. Строгое следование праву, его велениям - один из показателей здорового правосознания индивида. В состав правомерного поведения входят следующие элементы: 1) субъект (праводееспособное лицо); 2) объект (общественно полезный результат); 3) объективная сторона (действия либо бездействие, не противоречащее праву); 4) субъективная сторона (позитивные цели, мотивы, установки). В теории права достаточно подробно освещены различные аспекты правомерного поведения, его признаки, характеристики, особенности. Конечно, юристы имеют дело прежде всего с противоправными поступками людей, но им необходимо также знать, какими мотивами руководствуются те, кто соблюдает законы, каков эталон нормального поведения, что считать отклонением от него. Важно понять психологию и технологию как правомерного, так и неправомерного поведения, их механизмы и побудительные причины, внутренние и внешние факторы. По степени активности процесса вовлечения личности в правовое регулирование выделяются следующие виды правомерного поведения. Социально-активное поведение. Представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере. Выражается в инициативном поведении, определяется развитым правосознанием. Социально активное правомерное поведение – это поведение, основанное не только на глубоком убеждении в необходимости, ценности права, на уважении права, но критическом (в положительном смысле) отношении к правовым нормам. В случае необходимости человек, обладающий таким видом правомерного поведения приложит все усилия для изменения или отмены несовершенных, противоречащих идеям права законам и иным нормативно-правовым актам. Такой вид правомерного поведения должен быть присущ лицам, занимающим ответственные должности, руководителям организаций, высшим должностным лицам, Президенту, депутатам Парламента, лидерам общественных движений, политических партий и другим лицам. Привычное поведение. Выбирая вариант поведения, человек, обычно, действует избирательно. Используя метод "проб и ошибок", привыкает повторять те действия, за которыми следует устраивающий его результат. Таким образом вырабатывается привычка. Правовые привычки, как поведенческие регуляторы, играют существенную роль в процессе становления правомерного поведения. Осознанное усвоение правовых ценностей обеспечивает достаточно высокий уровень развития личности, если исполнение требований права происходит, хотя и привычно, но не бездумно, а со знанием дела. Конформистское поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих. Мотивы такого поведения характеризуют гражданскую несформированность личности. В свою очередь, это приводит к поведению ситуативному, зависящему от подчиненности внешнему признаку и примеру. Конформистская позиция индивида не позволяет ему сопротивляться внушаемым указаниям, отстаивать свой выбор поведения. Маргинальное поведение. Маргинальное (маргинал – пограничный, проме-жуточный) правомерное поведение – такое поведение, основанное прежде всего на боязни юридического наказания и на личных расчетах. Лица с маргинальным поведением в любую минуту могут легко переступить закон, в случае удобной ситуации нарушить правовые требования. Маргинальному поведению присущи апатия, агрессивность, неудовлетворенность сложившейся обстановкой. Правомерное поведение находит выражение как в положительном действии – активном исполнении, использовании и соблюдении, так и в положительном бездействии, когда человек воздерживается от совершения противоправных действий. В целом всему обществу должно быть присуще позитивное правомерное поведение, основанное на осознанном, уважительном отношении к праву. Можно отметить следующие признаки правомерного поведения: - оно находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект); - оно социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его объективную сторону (содержательный аспект); - является осознанным, что составляет его субъективную сторону. Также по степени социальной значимости правомерное поведение подразделяется на: 1) необходимое (служба в армии, уплата налогов, исполнение законов и др.); 2) желательное (научное и художественное творчество, получение высшего образования и др.); 3) допустимое (отправление религиозных культов и др.). В современных демократических государствах большинство граждан обладает правомерным поведением. При этом правомерное поведение становится привычкой, т.е. субъект не нарушает предписаний права, исполняет правовые требования без внутренней борьбы мотивов, в силу сформированного глубокого убеждения в справедливость и правоту права, в силу привычки.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1729)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |