Социальное государство как феномен в позитивном праве
Социальные права (ВДПЧ 1948г.) ст. 25 фиксирует следующее определение: “Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи и право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности, вдовства, наступления смерти или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам”. Социальные права регламентируются в международном акте о социальных, экономических и культурных правах 1966г. Социальные права: На труд; На условия труда; На отдых; На досуг; На оплачиваемый отпуск; На социальное обеспечение; На образование; На пользование достижениями культуры;
Понятие социального государства формируется в конце XIXв. – начало XXв., В Германии “социальное государство” ввел немецкий государствовед Лоренс Фон Штейн (2-ая половина XIXв.); Теоретики Фридрих Науманн, Адольф Вагнер, Антон Менгир. В России в конце XIX – начало XX вв. понятие “социальное государство” и “социальные права” развивались; В.С. Соловьев, Т.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, И.А. Покровский. Идея – Демокрит, Платон, Аристотель – уже говорили об идеальном государстве. В XIXв. в задачи входило поднятие бедных/низких слоев населения до высоких. Недопущение бедности. Менгер – право на труд. Кейнс – идея необходимости экономического регулирования государством (Кейнсманская революция). В России идея социального государства связна с православием. Предпосылки социального государства: Относительно высокий уровень развития экономики, производственных сил, общества; Высокий уровень развития классового сознания негосподствующих классов и классовой борьбы; Важной предпосылкой создания социального государства в западных странах XXв., стало: Эксплуатирование стран зависимой периферии (3-ий мир) à перераспределение ресурсов; Наличие существования стран социалистического лагеря (СССР à постоянная поддержка стандартов социализма; Наивысшего развития социальные государства достигают в западных странах к концу 50-70гг. •С конца 70-х происходит отказ от социального государства, его разрушение, деструкция. На сегодня государство всеобщего благоденствия пока сохранилось в Скандинавских странах (Швеция, Дания, Финляндия, Исландия). Причины: Смешанный характер экономики; Организованное и активное профсоюзное и социалистическое движение; Высокое и прогрессивное налогообложение (50-60%); Инновационная ориентация экономики. Финляндия – высокое производство; Норвегия и Швеция – нефть, газ (80% государственного бюджета). •Социальное государство в современном мире в основном отходит от своих принципов, т.к.: На смену государственному регулированию экономики пришел неолиберализм (государственный строй); Уничтожение совокупной системы, развал “социализма” (нет конкуренции идей в политике); (23) Формационный подход к типологии государств. Формационный подход. Основоположники (К. Маркс, Ф. Энгельс). Если в цивилизационном подходе основное – культура, то в формационном à экономика. Формация – общество, основанное на определенном (основное понятие) способе производства материальных благ. Способ производства – право взятое в его конкретное исторической форме; характеризуется: определенным сочетанием производственных сил (человек, средства и орудия) и производственных отношений (отношения между людьми, складывающиеся в сфере производства). В марксизме производственные отношения понимаются как социальная материя т.е., то, что не зависит от сознания, определяет собой сознание и определяет общественную структуру власти. Производственные отношения понимаются как материал. •Выделяют 5 надстроек, соответственно 5 способов производства + первобытнообщинный (но в нем нет государства - квазигосударство): Азиатский; Рабовладельческий; Феодальный; Буржуазный (капиталистический); Коммунистический ( I стадия – социалистический); • Общие функции эксплуатируемых типов государств (азиатский, рабовладельческий и.т.д.): Охрана частной собственности; Удержание в повиновении негосподствующих; Ведение завоевательных воин; ____________________________Азиатский способ______________________________ 1. Государство на азиатском способе производства. С точки зрения своей сущности они являются организацией политической власти, так называемого политарного класса (Политаристы владели средствами производства и производителями материальных благ только сообща. Поэтому они вместе взятые с неизбежностью входили в особую иерархически организованную систему распределения прибавочного продукта — политосистему). Экономическая основа – частная собственность на средства производства в государственной форме (или в форме государственной собственности), частная собственность, как собственность части общества может существовать в следующих формах: индивидуальная и государственная. Существует 2 класса: - Господствующий: Чиновники; - Эксплуатированный: Свободные крестьяне – общинники. Существовали и рабы, но они были не основной рабочей силой (патриархальный характер). !Для такого государства характерен террор, как средство государственной политики. Глава государства (деспот) обладает жизнью и смертью всех своих подданных. Примеры стран: Египет, Вавилон, Индия. ________________________Рабовладельческий способ__________________________ Рабовладельческое государство, по своей сути, является организацией политической власти класса рабовладельцев. Экономическая основа – частная собственность на средства производства в форме индивидуальной собственности. Отношения эксплуатации. Принуждение к труду (раб не заинтересован в результате труда). __________________________Феодальное государство__________________________ Организация политической власти класса феодалов. Экономическая основа – частная собственность в форме коллективной собственности. Основные классы: - Господствующий – феодалы à Дворянство; духовенство - Эксплуатируемый – зависимые крестьяне. Отношения основываются как на экономике, так и внеэкономическом принуждении. Крестьяне подчинялись гнету из боязни. ________________Буржуазное (капиталистическое) государство_________________ Организации политической власти класса буржуазии (капиталисты). Экономическая основа – частная собственность в форме индивидуальной собственности. Классы: буржуазия и рабочий класс (пролетариат). Отношения основываются на экономическом принуждении к труду. Последний антагонистический тип, затем социальная революция. _____________________Социалистическое государство________________________ По своей сущности представляет собой организацию политической власти всего народа (в теории развитого социального государства). Экономическая основа – общая (нечастная) собственность на средства производства. Отсутствие эксплуатации. Распределение: “От каждого по способности - каждому по труду”. •Переходные периоды, когда в государствах: Находятся 2 способа производства; Переход от 1-го к др. характеризует не историю государства, а историю человеческого общества; •Общие закономерности: 1) Смена типов государства происходит в обществе в результате социальных революций Социальная революция – качественное изменение экономического базиса и общественной надстройки. Это изменение производственных отношений и способа производства. 2) Основа революции: конфликт между производственными отношениями и производственными силами. Производственные силы развиваются динамичнее, чем производственные отношения. 3) Революционная ситуация приводит к революции, но не каждая революция может быть мирной. Основные признаки революции: - переход властей из рук 1-го класса в руки другого à отличать от переворота. Меняется человек из одной и той же группы. (24) Государственная власть. Принцип разделения властей: теория и практика. Государственная власть осуществляется на основании разделения властей: Законодательная Исполнительная Судебная •Разделение закреплено в ст. 10 КРФ и направлено для осуществления, так называемого механизма сдержек и противодействий в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышения над другими какой-либо одной веткой власти. Не допустить захвата власти кем-либо или присвоения властных полномочий (диктатуре). Данный принцип представляет собой систематизирующий фактор механизма современного Российского государства. Зачатки принципа зародились в античность и получили развитие в эпоху буржуазных революций (Джон Локк, Монтескье). •На практике: осуществимо не разделение властей, а разделение функций между государственными органами. Исполнительная власть доминирует над законодательной и судебной. Подлинного народовластия не обеспечивается. Разделение властей, как такового нет! Народ выбирает и формирует законодательную власть, а исполнительная власть действует по своему усмотрению à концентрация власти в ее руках (т.е. полного народовластия принцип не обеспечивает). (25) Форма государственного правления: понятие и виды. Форма правления – категория, характеризующая организацию государственной власти, порядок образования и деятельность верховных органов власти. Одним из критериев распознания форм правления является способ осуществления верховной государственной власти: 1) Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит 1-му лицу – монарху и передается по наследству. Верховная государственная власть, осуществляемая единолично. Глава государства формально-юридически не зависит от народа (воли). Монархию можно разделить на следующие типы: Абсолютная монархия – вся власть принадлежит одному лицу (Саудовская Аравия). Власть неограниченна. Органы власти подотчетны монарху. Ограниченная (ограничена Конституцией, неписанным правом), которая в свою очередь делится на: à Парламентская – властные полномочия у парламента; à Дуалистическая – власть разделена между парламентом и монархом; 2) Республика – верховная государственная власть осуществляется коллегиально, выборными органами, избираемые населением страны. Существуют следующие типы: Президентская (США) – Правительство формируется президентом и несет ответственность перед ним. Президент избирается народом. Президент глава исполнительной власти; Парламентская (Италия) – Правительство формируется парламентом и несет ответственность перед ним Правительство формируется из числа депутатов партий, определяющих большинство голосов в Парламенте; Смешанная (Россия) – правительство формируется совместно президентом и парламентом. Президент избирается народом – не является главой правительства и наделен сильными полномочиями (может распускать правительство и парламент); (26) Понятие, признаки и виды недемократических государственно-правовых режимов. Недемократические – народ не участвует вовсе или очень ограниченно в политической жизни государства: 1) Тоталитарный– использование систематического террора в отношении населения; 2) Авторитарный– ограничение представительской демократии; 3) Невозможность избрания другого правителя; 4) Систематическое нарушение право и свобод граждан, вмешательство в личную жизнь; 5)Деспотический режим – полное бесправие подданных, жестокое подавление всякой воли, возмущений и.т.д. При деспотии осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как правило, они соответствуют содеянному, а определяются произвольно (27) Соотношение типа и формы государства 1) Для государства, основанного на Азиатском способе производства – абсолютная монархия или монархия с незначительными ограничениями; Республика только аристократическая – Др. Индия; 2) Для рабовладельческого государства – монархия ограниченная или неограниченная (Рим); Аристократическая или демократическая республика (Др. Афины, Спарта, Др. Рим); 3) Для феодального государства – монархия (раннефеодальная, феодально-раздробленная; сословно-представительская; абсолютная) + искл., - республика (Псков, Новгород) 4) Для буржуазного (капиталистического) – республика; редко – Парламентская монархия; 5) Для социалистического государства – республика советов; народносоциальная республика (Парижская коммуна); В.М.Сырых: Форма государства – совокупность органов государства и конкретные способы их связи между собой и населением в процессе осуществления функций государства. (29) Функции государства: понятие и классификация. Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Функции характеризуют устойчивую деятельность в сферах общественной жизни. Функции связаны с сущностью государства, обусловлены этой сущностью. Всегда носят конкретный исторический характер). Функции меняются с течением времени в зависимости от развития государства. •Виды функций государства: 1) По применению – в какой мере результаты деятельности государства равномерно распределяются между членами общества: Классовые – защита частной собственности; Общественно-социальные – все остальные; 2) По сфере осуществления – где действуют: Внутренние – экономические, социальные, налогообложение, развитие науки и культуры, охрана правопорядка; Внешние – оборона, участие в международном сотрудничестве, обеспечение мира и безопасности. 3) По времени действия: Временные; Постоянные; •Форма и методы осуществления функций государства: 1) Правовые: Правотворческая; Правоисполнительная; Правоохранительная; 2) Организационные: Идеологическая; Регламентированная; Хозяйственная; •Методы – приемы и способы осуществления функций государства: Принуждение; Убеждение; Поощрение; Рекомендация; (30) Государство и церковь: формы взаимоотношений Религия – это вера в существование сверхъестественных сил, которые господствуют над человеком в его повседневной жизни. Религиозные верования зародились в первобытном обществе – теология. Причина возникновения: Человеческое невежество; Корни религии не идеальные, они чисто социальные заключены в практическом бессилии человека, т.е. бессилии его практической деятельности. •Первобытный человек не обладал средствами труда, он оказался в бессилии. Появляются иллюзионные сознания (сверхъестественные силы, которые влияют на человека). •Церковь – организованная форма существования религиозных воззрений. Церковь является одним из значимых социальных институтов, который участвует в политической деятельности. Церковь – институт идеологический, не имеет классового разделения. Религия – идеологический фактор. •Религия обладает социальными функциями: Онтологическая, т.е. жизнеобъяснительная функция; Гносеологическая – функция познания; Религия дает человеку определенный способ познания мира; Идеологическая – религия обслуживает определенные социальные интересы, защищает их. •Формы государственно-церковных отношений: Цезаропапизм – это господство государственной власти над властью духовной, т.е. церковь подчинена государству; Папоцезаризм – это господство церкви над государством; Симфония – это отношение церкви и государства на равных (Некоторые государства в России 18 века); •В рамках цезаропапизма существует 3 вида отношений: Светское государство – самое распространенное. Это государство, где все религиозные объединения разрешены и равны перед законом; Клерикальное государство; Атеистическое государство; •Признаки светского государства: Государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии; Государство не вмешивается в деятельность церкви, если она не противоречит закону; Церковь не осуществляет политической и правовой функций; Государство не оказывает церкви финансовой или иной помощи, не представляет налоговых льгот; Отсутствует религиозная цензура в СМИ; Церковь не ведет образовательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; Закрепляется и гарантируется свобода совести. •Светское государство впервые возникло во Франции после революции. Предпосылки – духовенство было против буржуазии. Россия – светское государство (закреплено в КРФ).
Клерикальное государство – государство, в котором одна из религий признается государственной (официальной). Признаки: Церковь, которая представляет официальную религию, принимает участие в политической жизни и осуществляет ряд юридических функций. Обычно это регулирование брачно-семейных отношений, занимается регламентацией АГС; Может осуществлять правосудие по гражданским и уголовным делам; Церковь имеет своих представителей в органах государственной власти (Великобритания); Пользуется материальной поддержкой со стороны государства; Существует религиозная цензура в СМИ и печати; Признается и гарантируется свобода совести (Великобритания, Дания) •Атеистическое государство – это государство, в котором религиозные объединения либо запрещены, либо их деятельность строго ограничена. Верующие и священнослужители подвергаются гонениям (Албания, бывшие СССР). •В рамках Папоцезаризма à теократическое государство – государство, в котором церковь и государств не разделены (Исламские государства); Признаки: В этом государстве либо глава – церковнослужитель, либо священнослужитель; Религиозные тексты играют роль основных источников права, стоят выше закона; Запрещены другие верования (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан); (31) Государство, этнос, нация •I. В советской науке этнос и нация в течение длительного времени рассматривались как явления однопорядковые. Нация – понималась как высшая стадия развития этноса. Этнос в воем развитии проходит 3 основных стадии: Племя – первичная этническая группа первобытного общества; Народность – этническая форма рабовладельческого и феодального общества; Нация – этническая форма буржуазного или капиталистического общества; •Этносу приписывали следующие признаки: Общность территории; Общность экономической жизни; Собственный язык; Собственный психологический вклад (культура); •II. С другой точки зрения этнос и нация рассматриваются как различные феномены. Этнос – явление чисто культурное. Нация – политический феномен. Этнос – совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят на одном языке и имеют общее самосознание, т.е. осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих коллективов. Этнос формируется при переходе от первобытного к классовому обществу. Сущность этноса ярко проявляется в 4 видах (этнические процессы): Этническая консолидация (объединение) нескольких этносов; Этническая ассимиляция (растворение) – процесс включения одного этноса в состав другого, который сопровождается полным растворением включаемого этноса; Этническая инкорпорация – включение одного этноса в состав другого на правах субэтноса. Включаемый этнос не растворяется, а удваивается; Этническая дивергенция (разъединение) – один этнос распадается на несколько. Русское государство во время монголо-татарского ига разделилось на: русское, белорусское, украинское; •Все этнические коллизии, как правило, напрямую связаны с государствообразованием, распадом государств и сущностью государственной политики – политическими процессами. •ВАЖНО! Если несколько этносов проживают на одной территории и государство не ущемляет права ни одного из них, то эти этносы сливаются, становятся однородными. А если государство дискриминирует один из них, то он, в конце концов, потребует автономности. •Нация – это группа людей, которые имеют одно общее отечество и характеризуется общим самосознанием и самоназванием. Отечество – крупный социально-исторический организм. Основой этого организма является общая экономика (структура, территория), общие политические структуры. Понятие отечества и государства не всегда совпадают. Отечество составляет либо часть какого-то государства, либо может занимать территории 2-их и более государств; Нация формируется при процессе перехода от феодального к буржуазному обществу. Это обуславливается тем, что при буржуазном строе возникает отечество (т.е. единый крупный организм). Оно формируется только вместе с капитализмом. •Выделяют 2 разновидности нации: Полиэтнические – нации создаются по принципу принадлежности одному социально-историческому механизму; Формирование нации по принципу принадлежности к определенному этносу à в основе национализация этноса, т.е. превращение этноса в нацию. В основе национализации этноса лежит дискриминация соответствующего этноса (моноэтнические нации). •Соотношение этноса и государства: I. “Государство – общество”. Этнос – социальное явление, зависящее от государства. Можно управлять этносом с помощью оптимальной социальной политики в национальных отношениях (преодоление национальных противоречий, обеспечение стабильности).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1050)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |