Тема 12. Безопасность труда на судах водного транспорта
12.1. Требования по безопасности труда к судам на стадиях их проектирования, постройки и приемки 12.2. Безопасность судовых энергетических установок 12.3. Палубные механизмы и устройства, их безопасность 12.4. Безопасность электрооборудования и средств радионавигации 12.5. Системы пожаротушения, меры по предотвращению пожаров на судне, способы борьбы с пожарами 12.6. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха на судне 12.7. Пути снижения шума и вибрации на судах 12.8. Требования к освещению судовых помещений и цветовому оформлению их интерьеров Тема 13. Безопасность труда на судостроительных и судоремонтных предприятиях водного транспорта 13.1. Основы безопасности на территории, акватории, производственных и в вспомогательных зданиях. 13.2. Обеспечение безопасности в судоподъемных сооружениях, на грузоподъемных средствах, лесах и подмостях 13.3. Безопасность в заготовительных, обрабатывающих и сборочно-монтажные цехах 13.4. Требования к обеспечению вентиляции в цехах и на участках 13.5. Пути снижения шума и вибрации на предприятиях 13.6. Требование к освещению и цветовому оформление цехов Тема 14. Безопасность труда в портах водного транспорта 14.1. Требования по безопасности и охране труда на стадии проектирования портов 14.2. Безопасность портовых подъемно-транспортных машин 14.3. Основные требования безопасности труда при перегрузочных работах 14.4. Специфические требования безопасности при обработке различных категорий грузов Тема 15. Безопасность труда на гидротехнических сооружениях 15.1. Требования безопасности и охраны труда в проектах документах судоходных гидросооружений 15.2. Требования по безопасности при выполнении земляных, буровзрывных и железобетонных работ 15.3. Безопасность при свайных и ряжевых работах, подводной кладке из бетонных массивов 15.4. Основы безопасности при монтажных и изыскательских работах 15.5. Безопасность экипажей судов технического флота при дноуглубительных работах ВВЕДЕНИЕ В различных сферах деятельности человека, в том числе и на водном транспорте, происходят миллионы несчастных случаев, многие из которых заканчиваются тяжелыми травмами и гибелью людей. Общество несет большие человеческие потери и огромные убытки от стихийных бедствий, аварий и катастроф. Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретает все большую остроту, поэтому необходимо дать будущим специалистам водного транспорта теоретические знания и практические навыки для обеспечения безопасности человека. Развитие предпринимательства, снижение затрат, повышение производительности труда и усиление конкурентоспособности на рынке – главные задачи российских предприятий и фирм в течение последних лет, в то время как вопросы безопасности труда преданы забвению или в лучшем случае оттеснены на второй план. Это приводит к увеличению травм и аварий на производстве и транспорте. Проблемы защиты социальных прав работников в области безопасности труда по-прежнему актуальны, что подтверждается данными судебной статистики. Характерной особенностью современного производства является применение на одном предприятии самых разнообразных технологических процессов, сложных по своей физико-химической основе. В связи с этим увеличивается потенциальная опасность возникновения травмоопасных ситуаций, степень риска возникновения профессионального заболевания, негативного воздействия условий труда на состояние здоровья работающих. За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов по безопасности труда в стране сформирована правовая база по обеспечению безопасности работников предприятия, организации. Однако глубокое и всестороннее решение проблем безопасности труда требует больших капиталовложений и высокой культуры производства и под силу только экономически развитому, стабильному государству, обладающему мощным научно-техническим потенциалом. Современное общество характеризуется высоким уровнем использования технических средств для удовлетворения жизненных потребностей человека, которые становятся все более энергонасыщенными и автоматизированными. Однако по-прежнему ключевым элементом на производстве остается человек, призванный обслуживать, управлять, контролировать технические системы и технические процессы. Таким образом, сама жизнь потребовала возникновения нового научного и образовательного направления – безопасность жизнедеятельности. Издание данного учебника вызвано необходимостью удовлетворения в нем потребности студентов академии в части безопасности жизнедеятельности с учетом специфики водного транспорта. Содержание учебника соответствует требованиям Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения в части дисциплины безопасности жизнедеятельности. При подготовке учебного пособия широко использованы материалы официальных документов Российской Федерации и международных документов, учебников и учебных пособий различных авторов, в том числе допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебников в ВУЗах России, приведенных по тексту учебного пособия или указанных в списке литературы. Понимание дисциплины БЖД студентами академии предусматривается достичь путем изучения изложенных в данном пособии тем в ходе лекционных занятий, лабораторных и практических работ в соответствии с направлениями подготовки, предусмотренными Федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования: - Информационные системы и технологии – темы №№ 1-5,7,10,12; - Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры – темы №№ 1-13; - Менеджмент – темы №№ 1-12; - Строительство – темы №№ 1-12,15; - Судовождение – темы №№ 1-12; - Технологии транспортных процессов – темы 1-11,14; - Техносферная безопасность – темы 1-15; - Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики - темы №№ 1-12; - Эксплуатация судовых энергетических установок – темы 1-12; - Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов – темы №№1-11,14; - Экономика – темы 1-12; -Юриспруденция – темы 1-7,9,10,12.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Тема 1. ДИСЦИПЛИНА БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Цель, задачи и содержание курса безопасности жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о комфортном и безопасном (травмобезопасном) взаимодействии человека с техносферой (средой обитания). Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и экономики страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. БЖД входит в состав системы гражданской обороны. Цель дисциплины БЖД – овладеть теоретическими и практическими знаниями необходимыми: - для создания безопасных и безвредных условий деятельности; - при создании и проектировании технологических процессов, которые должны отвечать современным требованиям экономичности и безопасности; - при прогнозировании и ликвидации последствий аварий; - для снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) по вине человеческого фактора. Содержание дисциплины БЖД: - правовые и организационные основы БЖД; - методы идентификации опасных и вредных факторов технических систем; - основы проектированных средств повышения безопасности и экологичности технических систем; - методы прогнозирования и ликвидации последствий ЧС. Изучение курса БЖД позволит будущему специалисту водного транспорта (ВТ) знать опасности, угрожающие человеку в процессе деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на здоровье человека вредных, опасных и поражающих факторов; современные средства создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности; методы проектирования новой техники и технологических процессов в соответствии с требованиями безопасности их эксплуатации и с учетом устойчивости функционирования хозяйственных объектов и технических систем в ЧС. Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на управляемую систему «человека – среда обитания» с целью достижения заданных результатов, обеспечение условий безопасности человека, экономической и технической целесообразности. Вопросы безопасности учитываются на всех стадиях деятельности: «замысел – процесс деятельности – полученный результат. Управляющая система начинает функционировать по плану или заданию на основе нормативно-правовых требований, используя принцип системности. Управление БЖД включает в себя: системный анализ безопасности, цель которого выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (травм, аварий, пожаров, катастроф и др.) и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления; информацию (обучение, инструктаж, цвета и знаки безопасности); сигнализацию и оповещение (цветовая, звуковая); классификацию и контроль. Принцип классификации состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Применение принципа классификации позволяет определить для каждой категории необходимые средства, обеспечивающие безопасность человека
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2210)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |