ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ
Функции государства осуществляются в присущих ему формах и посредством определённых методов. Формы осуществления функций государства - это внешнее выражение деятельности государства, специфика её проявления.Выделяют правовые и неправовые формы. К правовым формам относятся: 1) правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов; Любой процесс, в том числе, и правотворческий, протекает в определенных формах и может быть разбит на стадии (этапы): 1. «Предпроектный» этап - период изучения правопотребности, изучение общественного мнения. 2. Подготовка проекта нормативно-правового акта. 3. Правотворческий процесс, охватывающий властную деятельность компетентных субъектов от внесения проекта нормативно-правового акта до обнародования и вступления данного акта в силу. В процесс правотворчества не следует включать организационные действия, содействующие непосредственной правовой работе над нормативным актом. В частности к правотворчеству не относится деятельность по учету, анализу и обобщению предложений о совершенствовании законодательства, организационные мероприятия по совершенствованию работы правотворческих органов и т.д. 2) правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путём принятия правоприменительных актов; это повседневная оперативная управленческая деятельность; Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда полная реализация правовой нормы не возможна при использовании непосредственных норм реализации права, то есть не срабатывает механизм саморегуляции правоотношений. Эти случаи можно сгруппировать в несколько больших групп: - когда правоотношения, определенные права и обязанности не могут возникнуть у конкретных физических или юридических лиц без вмешательства государства в лице компетентных органов (например, назначение пенсии или призыв на военную службу). - когда нужно установить наличие или отсутствие конкретных юридических фактов или официально зарегистрировать определенные юридические действия (например, признание человека умершим или нотариальное удостоверение какой-либо сделки). - когда правовой спор не может быть разрешен субъектами правоотношения самостоятельно из-за конфликта интересов (например, защита чести и достоинства гражданина, раздел имущества при разводе). - когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф или определить меру уголовного наказания). 3) правоохранительная - деятельность, направленная на поддержание правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина; это меры, которые государство принимает по предупреждению, пресечению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц. К существенным признакам правоохранительной деятельности относится Во-первых, осуществление этой деятельности не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Во-вторых, соответствие применяемых в ходе ее осуществления юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. В-третьих, реализация правоохранительной деятельности в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным. В-четвертых, возложение реализации правоохранительной деятельности на специально уполномоченные государственные органы. Неправовые формы включают в себя весь объём организационной работы по осуществлению функций государства непосредственно не связанной с правом. Следует иметь в виду, что и неправовые (организационные) формы, в основном, реализуются в рамках права, связаны с правом. Однако, здесь связь с правом не является настолько тесной и непосредственной как при правовых формах. Виды неправовых форм: 1) организационно-регламентирующая - это деятельность, направленная на организацию повседневной, текущей работы органов государства (подготовка проектов документов, организация выборов, подбор кадров); 2) организационно-хозяйственная - это деятельность текущего характера, направленная на материально- техническое обеспечение осуществления функций государства (бухучёт, статистика, материально-техническое снабжение); 3) организационно-идеологическая - это деятельность по идеологическому обеспечению осуществления функций государства (формирование общественного мнения; разъяснение издаваемых нормативно-правовых актов и осуществляемых государством мероприятий). Правовые и неправовые формы реализации государственных функций тесно связаны между собой. Эта связь проявляется в следующих вариантах: - неправовые формы предшествуют правовым, обеспечивают возможность их использования (например, сбор, обработка, анализ информации, разработка на этой основе предложений предшествуют принятию законов и иных нормативных актов); - неправовые формы могут реализовываться посредством их закрепления в нормативных актах, приобретая правовую форму (например, финансовый план принимает форму закона о бюджете); - реализация правовых актов обеспечивается посредством организационных мероприятий (доведение до исполнителей, инспектирование, кадровая работа и т.д.). Договорная форма реализации функций государства представляет собой деятельность государственных и негосударственных органов и организаций на договорной основе. По мере становления и развития рыночных отношений в той или иной стране договорная форма играет все более активную и значительную роль. Она органически сочетается с другими формами реализации функций государства, дополняет их и вместе с ними создает необходимые условия для более эффективной деятельности государства. Договорная форма распространяется не только на экономическую сферу реализации функций государства, как это иногда утверждается в литературе, но и на другие сферы жизни общества. На договорных началах нередко строятся отношения, возникающие в сфере образования, медицинского обслуживания, оказания юридических и иных услуг и др. Договорные отношения возникают на основе управомочивающих (дозволяющих или разрешающих те или иные действия), а не обязывающих (императивных, предписывающих совершение тех или иных действии) или запрещающих совершение определенных действий норм. Согласно, например, гражданскому законодательству России все граждане и юридические лица имеют полное право заключать или, наоборот, воздержаться от заключения договоров. «Принуждение к заключению договора не допускается»,-- говорится в связи с этим в ст. 42 Гражданского кодекса РФ. Исключение составляют лишь случаи, особо предусмотренные в законодательстве. Кроме того, сторонам предоставляется полная возможность заключения договоров, как предусмотренных, так и не предусмотренных законами или иными правовыми актами. Стороны могут также заключать сметанные договоры (содержащие элементы различных договоров) и по своему усмотрению определить, равно как и во всех других случаях, условия их заключения и их содержание. Существует также иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления функций государства являются деятельностью главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ. В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства: 1. законодательная – деятельность законодательных (представительных) государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно-правовых документов; Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами. 2. исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни; Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д. 3. судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия; 4. контрольно-надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства. Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (623)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |