Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


VI. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ



2015-12-07 402 Обсуждений (0)
VI. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел содержит термины, понятия и величины, обязательные для освоения в рамках прог­раммы дисциплины, и систематизирован в алфавитном порядке.

Абстра́кция(от лат. abstractio – отвлечение) – отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков.

Абстра́ктные компози́ции – в изобразительном искусстве – беспредметные композиции, отличающиеся свободной игрой линий, красок и форм. Создание подобных композиций направлено на достижение гармоничных цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывающих у созерцателя разнообразные ассоциации.

Адапта́ция(от лат. adapto – приспособляю) – процесс приспособления строения и функций организмов и их органов к условиям среды. Например, свойство глаза приспосабливаться к определенным условиям освещения, цвету.

Акце́нт (от лат. accentus – ударение) – в изобразительном искусстве – прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве той детали, на которую нужно обратить внимание зрителя

Ассоциа́ция(от лат. association – соединение) – смысловая связь между определенными явлениями и их психологическим восприятием, осмыслением, преобразованием.

А́тлас цвето́в – систематизированный набор разноокрашенных образцов, служащих цветовыми эталонами. Предназначен для измерения цветов объектов путём визуального сравнения в условиях идентичного освещения. Процедура измерения сводится к подбору для измеряемого цвета наиболее сходного с ним из атласа.

Ахромати́ческие цвета (от греч. a – отрицательная частица и xróma – цвет, то есть бесцветные) – цвета, лишенные цветового тона: белый, черный и оттенки серого.

Ви́димое излуче́ние– электромагнитные волны, воспринимаемые человеческим глазом, которые занимают участок спектра с длинами волн приблизительно от 380 (фиолетовый) до 780 нм (красный). Световые излучения различных частот воспринимаются человеком как разные цвета.

Га́мма цветова́я – ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (с одним доминирующим), который определяет характер живописного решения произведений изобразительного и декоративного искусства. Различают гамму: тёплую, горячую, холодную, светлую и т. д.

Гармо́ния (греч. harmónia – связь, стройность, соразмерность) – соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.

Гра́фика– вид изобразительного искусства, в основе которого лежит рисунок. Виды графики – гравюра, ксилография, офорт, портрет, пейзаж, натюрморт, книжная графика, прикладная графика, графический дизайн, компьютерная графика. Язык графики и главные его выразительные средства: линия, штрих, контур, пятно, тон.

Гриза́йль (франц. grisaille, от gris – серый) – вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо одного цвета (чаще серого).

Декорати́вное иску́сство – обширная область пластических искусств. Виды декоративного искусства: монументально-декоративное, декоративно-прикладное (в том числе, костюм) и оформительское искусство.

Диза́йн(от англ. design – проектировать, чертить, задумывать, а также проект, план, рисунок) – это процесс, а также результат проектной деятельности по формированию предметной среды.

Дина́мика (от греч. dynamikós – сильный, от dýnamis – сила) – движение. В изобразительном искусстве – степень стабильности композиционной формы. Зрительное впечатление движения, обусловленное изменением внешней формы, внутренних элементов формы и их расположением, цвета, пластики и др.

Дина́мика цветова́я – это отношения нарастания, усиления какого-то качества цвета.

Дополни́тельные (третичные) цвета́– сложные цвета, получаемые смешиванием основного и составного цветов между собой, к ним относятся красно-фиолетовый и красно-оранжевый, желто-оранжевый и желто-зеленый, сине-фиолетовый и сине-зеленый (бирюзовый) цвета. Это пары цветов, расположенные в цветовом круге напротив друг друга.

Жи́вопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.

Зре́ние – физиологический процесс восприятия величины, формы и цвета предметов, а также их взаимного расположения и расстояния между ними, источником зрительного восприятия является свет, излучаемый или отражаемый от предметов внешнего мира.

Зри́тельное восприя́тие– совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира.

Зри́тельные иллю́зии – непосредственное зрительное впечатление, не совпадающее с другими видами восприятия данного предмета, со знаниями о нем.

Изохро́мия (от греч. ísos – равный, одинаковый, подобный и chróma – цвет) – метод цветового подобия в колористике; композиция, выполненная в одном цветовом пятне, тоне.

Исто́чник све́та– излучатель электромагнитной энергии в видимой части спектра. Различают естественные (солнце, луна и т.д.) и искусственные (свечи, лампы и т.п.) источники света.

Колори́метр –прибор для измерения координат цвета и/или цветности самосветящихся и несамосветящихся объектов, позволяет сравнивать оптические плотности различных веществ.

Колориме́трия(от лат. color – цвет, окраска и греч. metréo – измеряю)наука о цвете и его измерении, возникшая в XIX веке. Предметом исследования этой науки являются методы измерения, выражение количества цвета и различий цветов.

Колори́т (итал. colorito, от лат. color – цвет, окраска) – в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и согласованность. Различают светлый, яркий, приглушенный и темный колорит.

Компози́ция (от лат. compositio – составление, сочинение) – важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.

Контра́ст (франц. contraste – резко выраженная противоположность) – противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся качеств (форм, объемов, пропорций, фактуры, цвета и т.п.).

Лессиро́вка (от нем. Lasierung – глазурь) – техника нанесения красок тонкими прозрачными или полупрозрачными слоями, которые наносятся на просохшие или просыхающие краски картины, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться его единства и гармонии.

Мерохро́мия (от греч. méros – часть и chróma – цвет) – метод соподчиненности в колористике; композиция, где цвета подчинены одному главному.

Метамери́я(от греч. metá – между, после, через и méros - часть, доля)свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета. В более узком смысле, метамерией называют явление, когда два окрашенных образца цвета воспринимаются одинаковыми под одним источником освещения (имеют одну окраску), но теряют сходство при других условиях освещения (с другими спектральными характеристиками излучаемого света).

Монохро́мия (от греч. mónos – один, единый, единственный и chrо́ma – цвет), буквально – одноцветность.

Насы́щенность цве́та –степень приближенности цветового тона к серому. Различают сочные, глубокие цвета или приглушенные (приближенные к серому).

Нюа́нс (франц. nuance – оттенок) – едва заметное, слабое различие элементов композиции по основным композиционным признакам.

Одновре́менный цветово́й контра́ст– изменение цвета под влиянием окружающих цветов.

Основны́е (первичные) цвета́ – три цвета, при смешении которых в разных пропорциях можно получить все остальные цвета; при механическом смешении цветов основными цветами являются синий, красный и желтый. Ни один из основных цветов не может быть получен смешением остальных двух основных цветов.

Пойкилохро́мия(от греч. méros – часть и chróma – цвет) – метод полного дробления цветовых масс, большое разнообразие цвета, где нет главного и все цвета одинаково значимы.

Полихро́мия(от греч. polýs– многочисленный и chróma– цвет) – многоцветность (не менее двух цветов) произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры. Полихромия достигается применением разноцветных материалов или путём окраски.

Полуто́н – светотеневой или цветовой тон, являющийся промежуточным или переходным между двумя близко расположенными соседствующими тонами.

После́довательный цветово́й контра́ст– изменение цвета в результате предварительного воздействия на глаз других цветов. Возникает в виде последовательного образа при восприятии какого-либо цвета в течение 20-30 секунд, после чего взгляд переводят, например, на белый лист бумаги, на котором будет наблюдаться пятно дополнительного (контрастного) цвета.

Пропо́рция (лат. proportio – соотношение, соразмерность) – соотношение величин частей какого-либо предмета или композиции к друг другу и целому.

Ритм(греч. rhythmós – размеренность, такт, стройность, соразмерность, от rhéo – теку)– чередование или сопоставление любых элементов композиционного характера: контрастов или соответствий масс, отдельных предметов, линий, зафиксированных движений, светотеневых и цветовых пятен, пространственных членений и пр. Ритмическая организация способствует достижению гармонической ясности или острой экспрессии художественного образа, чёткости восприятия произведения зрителем.

Свет – в физике – электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом; в изобразительном искусстве – элемент светотени, наиболее освещенные части поверхности.

Светлота́ цве́та(я́ркость) – одна из основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и тоном, определяет насколько цвет ярче освещен по сравнению с другими цветами; степень приближенности цветового тона к белому и черному цвету: максимальной яркостью обладает белый цвет, минимальной – черный.

Сема́нтика (франц. sémantique, от греч. semantikós – обозначающий, sema – знак) – это наука о значениях, являющаяся одним из разделов науки семиотики. Семантика цветаизучает значение отдельных оттенков цветов и цвета в целом.

Семио́тика(греч. semeiotikón, от seméion – знак, признак) – семиология, наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, в том числе цвета и цветовых сочетаний.

Си́мвол (от греч. sýmbolon - знак, опознавательная примета) – образ, иносказательно выражающий какое-либо понятие или идею.

Составны́е (вторичные) цвета́ – цвета, получаемые смешиванием двух основных цветов между собой; при механическом смешении цветов составными являются фиолетовый, оранжевый и зеленый.

Спектр (от лат. spectrúm – представление, образ) – совокупность всех значений какой-либо величины, характеризующей систему, например, спектр колебаний различных длин волн света.

Спектрофотоме́трия (от лат. spectrúm – представление, образ и греч. metréo – измеряю) – физико-химический метод исследования растворов и твёрдых веществ, основанный на изучении спектров поглощения в ультрафиолетовой (200—400 нм), видимой (400—760 нм) и инфракрасной (>760 нм) областях спектра.

Тона́льность – общий строй колорита или светотени в произведениях живописи или графики.

То́новое изображе́ние – изображение с различными тоновыми переходами от света к тени, т.е. с участками, имеющими разную силу тона.

Характери́стики цвета́ – основными характеристиками цвета являются цветовой тон, насыщенность и светлота.

Хомеохро́мия(от греч. homeo – сходство, подобие и chróma– цвет)метод подобия в колористике; композиция в пределах малого цветового интервала (например, желтый, оранжевый и желто-оранжевый).

Хромати́ческие цвета́ – все спектральные цвета, а также оттенки пурпурного цвета.

Цвет – одно из основных художественных средств в живописи; зрительное ощущение в органе зрения, возникающее под воздействием на него света. Выделяют ахроматические (неокрашенные – белый, черный и оттенки серого) и хроматические (спектральные) цвета.

Цветова́я моде́ль – абстрактная модель описания представления цветов в виде кортежей чисел, обычно из трёх или четырёх значений, называемых цветовыми компонентами или цветовыми координатами. Вместе с методом интерпретации этих данных множество цветов цветовой модели определяет цветовое пространство. Наиболее распространены цветовые модели RGB, CMYK, XYZ, HSV, LAB, PMS (Пантон), Манселла, NCS, RAL и др.

Цветова́я температу́ра – температура абсолютно черного тела, при которой оно испускает излучение с той же хроматичностью (цветностью), что и рассматриваемое излучение. Цветовая температура всегда больше истинной температуры источника излучения, т.к. источники не обладают свойствами абсолютно черного тела.

Цветово́е зре́ние– способность различать отдельные поддиапазоны электромагнитного излучения видимого спектра (380…760 нм), которая объясняется наличием в зрительной сетчатке глаза человека трех видов рецепторов (колбочек), реагирующих соответственно на красный, синий и зеленый цвет. Неодинаковая степень раздражения колбочек позволяет различать множество оттенков хроматических цветов, а равная степень раздражения – ахроматические цвета.

Цветово́й ряд –последовательность цветов, у которых одна цветовая характеристика не меняется, а остальные закономерно меняются от одного к другому. Тремя основными характеристиками цвета являются светлота, насыщенность и цветовой тон, исключая одну из характеристик, можно получить следующие варианты цветовых рядов: разбеленный, зачерненный, приглушенный и ряд по цветовому тону.

Цветово́й спектр– определенная совокупность цветов. Относительно небольшой участок видимого излучения называется видимым спектром. Диапазон волн видимого спектра от 380 до 760 нм (от фиолетового до красного цвета).

Цветово́й тон – качественная характеристика хроматического цвета, определяющая принадлежность к тому или иному оттенку спектрального цвета (желтого, красного, синего), указывает на их различия.

 



2015-12-07 402 Обсуждений (0)
VI. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: VI. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)