Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Краткая обобщенная справка



2015-12-07 818 Обсуждений (0)
Краткая обобщенная справка 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Разработка и обоснование теоретических положений в области планирования основывается на изучении, анализе, систематизации и обобщения опыта передовых отечественных и зарубежных предприятий.

1.Историю планирования и организации производства прослеживается с момента масштабного становления промышленности - начиная с 18в., когда английский механик Аркрайт создал "фабричный кодекс", предусматривающий систему штрафов при отклонении от запланированного хода производства.

2.В годы первой мировой войны американский предприниматель Г. Форд (старший) на принадлежащих ему автомобильных заводах внедрил систему непрерывно-поточной организации процессов в машинном производстве (конвейеризацию).

Для нее характерно:

-максимальное разделение труда;

-механизация и автоматизация многих процессов производства;

-последовательная стандартизация всех факторов производства: сырья, оборудования, инструмента, технологических режимов, трудовых приемов и форм организации.

3.Наибольший вклад в организацию труда внес, Эмерсон-автор монографии "Двенадцать принципов производительности труда", характеризующей общие принципы обеспечения роста производительности труда в любой сфере общественной деятельности; и в управлении А.Файоль.

Д.М.Гвишиани,совмещая многие теории группирует их по следующим 5 направлениям:

1-ое направление научный менеджеризм, в котором ведущая роль отводится высшей администрации компании.

2-ое направление исследовало "индустриальную социологию" и выдвинуло доктрину "человеческих отношений".

3-е направление представлено эмпирической школой. Эта школа разработала проблему управления на основе обобщения и анализа опыта компаний.

4-е направление представлено школой социальных систем, базирующейся на теории системного подхода к вопросам организации управления.

5-е направление разрабатываемое представителями "новой школы", отражает последнюю тенденцию в теории и практике управления США. Основная задача разработка систем управления, основанных на использовании точных наук и технических средств, особенно электронно-вычислительной техники.

В наше время ставятся задачи, которые связаны с жесткой конкуренцией и запросами потребителей. Для предприятия в условиях рыночной экономики существуют определенные обстоятельства, нарушение которых означает большую опасность для его существования.

В современном Российском обществе сложилась такая ситуация что многие вынуждены создавать себе рабочее место самостоятельно, но при этом найти свою нишу, которая приносила бы реальную прибыль очень сложно. И даже если эта ниша будет найдена, возникнет огромное количество проблем, связанных с организацией планирования и функционирования фирмы.

Планирование является важнейшей частью практики в малом бизнесе. К сожалению, на сегодняшний день лишь малая доля руководителей составляет планы деятельности своего предприятия. Большинство ограничивается формулированием стратегических целей и задач.

31.Планирование в современных организациях: понятие, виды планирования и их характеристика

Каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем плани­рование как функция управления обеспечивает основу для дру­гих функций, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

Планирование- это процесс разработки плана, определяю­щего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

Задачи планирования:

1) обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;

2) перспективная ориентация и раннее распознавание про­блем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрица­тельных;

3) координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и пробле­мы при выполнении планов;

4) создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку де­ятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт-план»;

5) стимулирование трудовой активности работающих. Успеш­ное выполнение плановых заданий — объект особого стимулиро­вания и основание для взаимных расчетов, что создает действен­ные мотивы для продуктивной и скоординированной деятель­ности всех участников; г

6)информационное обеспечение работников организации.
Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и админист­ративных условиях проведения работ.

В отечественной практике наследство жестко централизован­ной системы государственного планирования, формализации структур и отсутствия плановой свободы породило стереотип консервативного планового мышления, что приводит в настоя­щее время нередко к отрицанию плановой дисциплины на предприятиях и утверждению концепции динамической импро­визации.

В зарубежной практике в эффективно функционирующих ор­ганизациях обычно достигается разумный компромисс, между плановой директивой администрации и оперативной импровиза­цией менеджера. Обеспечивается он, в частности, реализацией принципов плановой деятельности.

Чтобы при планировании учесть возможные изменения во внешней среде, организации пользуются методами прогнозиро­вания. Экономическое прогнозирование— это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкрет­ной организации.

При планировании разрабатывается комплекс мероприятий, который определяет последовательность достижения конкрет­ных целей с учетом наиболее эффективного использования ре­сурсов каждым производственным звеном. Благодаря планиро­ванию обеспечивается увязка функций отдельных структурныхподразделений в технологической последовательности: научные исследования и разработки, производство, сбыт. Результатом процесса планирования в организации является система взаи­мосвязанных документов — планов.

План- основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания, кому, какую зада­чу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на ре­шение каждой задачи.

Планы различаются по целям, предмету, уровню, содержа­нию, периодам планирования.

Каждый вид планирования отличается составом решаемых задач, используемой информацией, планируемыми параметрами и степенью их детализации, методами выполнения плановых рас­четов.

Продуктово-тематическое планированиезаключается в форми­ровании плана развития организации (плана диверсификации, ликвидационного плана, плана НИР), определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствования технологии и организации производства. На производственной стадии этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятий и цехов.

Каждый вид планирования отличается составом решаемых задач, используемой информацией, планируемыми параметрами и степенью их детализации, методами выполнения плановых рас­четов.

Ресурсное планированиевключает расчеты материальных, тру­довых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения но-менклатурно-тематических заданий, а также оценку экономичес­ких результатов и эффективности деятельности организации.

Календарное планированиезаключается в планировании объе­мов работ, загрузки подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным испол­нителям, подразделениям, проектам и всей совокупности плани­руемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределения работ по отдельным календарным периодам.

Стратегическое планированиесостоит в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формиро­вании системы целей деятельности и стратегий поведения. Стра­тегическое планирование, как правило, ориентировано на пери­од пять и более лет.

Схема классификации видов внутрифирменного планирования

 

Критерий  
классификации Вид планирования
Период планирования Долгосрочное (более 5 лет)
  Среднесрочное (от 1года до 5 лет)
  Краткосрочное (до 1 года)
Уровень планирования Организация в целом
  Подразделение
  Проект
  Отдельный исполнитель
Предмет планирования НИОКР
  Производство
  Сбыт
    Снабжение
    Персонал
  Финансы
  Прочие
Содержание планирования Продуктово-тематическое
  Ресурсное
  Календарное
Цель планирования Стратегическое
  Тактическое

Тактическое планированиезаключается в поиске и согласова- нии наиболее эффективных путей и средств реализации приня­той стратегии развития организации.

Состав и сочетание различных видов планов в рамках отдель­ной организации формируются исходя из принятой в ней кон­цепции планирования. Наиболее существенными факторами, определяющими систему планов в организации, являются орга­низационная структура и профиль деятельности организации, состав осуществляемых производственных процессов, уровень кооперации при их выполнении, масштабы и постоянство на­правлений деятельности.

Планированием на предприятии занимаются плановые орга­ны и менеджеры различных уровней. Качество планирования за­висит от компетентности менеджеров всех уровней управления, их квалификации, а также информационного обеспечения.

Крупные организации, как правило, планируют «сверху вниз». Планирование осуществляется на высшем уровне управ­ления и имеет характер директивы для низовых уровней управле­ния. Высшее звено управления определяет цели, основные нап­равления и главные хозяйственные задачи развития организации. На каждой более низкой ступени управления они конкретизиру­ются с учетом возможностей каждого подразделения.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлых лет, но стремится определить и контролировать развитие предприя­тия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлых периодов. Для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о деятельности предприя­тия. Эта информация обеспечивается учетом и обширной статис­тической базой.

Этапы функции планирования

Планирование, один из важнейших процес­сов принятия управленческих решений на предприятии, состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находят­ся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл.

Процесс планирования независимо от вида планов включает три этапа:

• постановку задачи планирования;

• разработку плана;

• реализацию планового решения.

Этап постановки задачипланирования включает формирова­ние цели и анализ проблемы планирования. Конкретное выраже­ние целей планирования зависит от вида разрабатываемых пла­нов. Анализ проблемы заключается в изучении и сравнении фак­тически достигнутого или ожидаемого на момент разработки плана состояния объекта планирования с требуемыми целевыми значениями параметров.

Этап разработки планапредусматривает формирование воз­можных вариантов решения проблемы планирования, прогнози­рование возможных последствий их реализации для организа­ции, оценку вариантов и принятие планового решения.

Этап реализации планового решениязаключается в доведении планового решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателей.

Принципы осуществления функции планирования

 

Эффективность планирования как функции управления во многом определяется тем, насколько соблюдены его принципы.

Принцип единства.Поскольку организация — это целостная система, то все ее составные части должны развиваться в едином направлении. Поэтому плановая деятельность любого звена ор­ганизации связана с плановой деятельностью всей организации. Все планы, разрабатываемые в организации, — не просто набор документов, а их взаимосвязанная система.

Принцип участия.Этот принцип означает, что процесс плани­рования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает. Участники плановой деятельности приобретают бо­лее глубокие познания различных сторон жизни компании; у них появляются новые мотивы к эффективному труду, когда планы компании становятся их личными планами.

Принцип непрерывности.Он означает, что процесс планирова­ния на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это продиктовано такими объективными обстоятельствами, как не­определенность и изменчивость внешней среды. Следует учиты­вать и постоянные изменения представлений фирмы о своих внутренних возможностях.

Принцип гибкости.Он тесно связан с принципом непрерыв­ности. Этот принцип заключается в обеспечении возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить уточнения в связи с изменяю­щимися условиями деятельности организации.

Принцип точности.Любой план должен быть составлен с та­кой степенью точности, которая возможна. Так, например, в стратегических планах определяются общие направления дея­тельности, а в краткосрочных планах информация прорабатыва­ется и конкретизируется.

 

32.Контроль в организациях: содержание, виды и организация контроля.

 

Контроль является продолжением планирования и сопро­вождает процесс реализации планов. Он предполагает определе­ние и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для установления результатов деятельности. Контроль включает также анализ отклонений от запланированных показателей. Сравнение и анализ стимулируют новые процессы принятия ре­шения, которые в свою очередь инициируют проведение коррек­тирующих мероприятий и обеспечивают долгосрочный обучаю­щий эффект. Контроль становится действенным лишь тогда, ког­да по его итогам или в его ходе принимаются меры по устранению недостатков и причин, порождающих нежелательные явления.

Контроль — это постоянный процесс, обеспечивающий достиже­ние целей организации путем своевременного обнаружения возника­ющих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объек­тов управления проблем и изменений внешней среды.

Благодаря контролю организация имеет возможность устра­нять помехи на пути выполнения плановых заданий, поэтому контроль можно определить как процесс, при помощи которого организация обеспечивает достижение своих целей. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути дос­тижения цели была наиболее эффективна.

Контроль способствует укреплению дисциплины и соблюде­нию законности. Благодаря ему обеспечивается единство реше­ний и их исполнение, достижение поставленных задач, а также предупреждаются ошибки и недоработки.

Главный смыслконтроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управлен­ческого процесса.

Имея большой диапазон воздействия на организацию, конт­роль не должен офаничиваться только рамками деятельности контрольных органов. Он входит в обязанности руководителя любого ранга.

Объектами контролявыступают предприятия, организации.

Предметами контроляявляются процессы, проходящие в ор­ганизации, или ее элементы. Контролируют производственный процесс, нормы расходования материальных и финансовых средств, осуществляют технический и технологический конт­роль, контроль качества продукции и т.д.

Субъектами контролямогут выступать менеджеры фирмы, от­делы технического контроля, государственные органы.

Главные инструментывыполнения функции контроля — на­блюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. Например, на производстве контроль может осуществляться в виде наблюдения с использованием различных контрольно-из­мерительных приборов. Для контроля за денежными средствами применяют финансовые и бухгалтерские документы. Своих под­чиненных менеджер может контролировать в форме письменных отчетов о работе или посредством проведения регулярных сове­щаний и обсуждения проблем, возникающих в фирме или у от­дельных работников.

Учет — это сбор, регистрация и обобщение всей информации, необходимой руководству компании для принятия управленчес­ких решений. Учет является информационной базой контроля.

Выполняя свои задачи, учет не может обойтись без контроля качества хозяйственных процессов. В противном случае было бы не выполнено основное требование, предъявляемое к учету,— его достоверность. Поэтому учет включает отдельные контрольные функции.

Виды контроля



2015-12-07 818 Обсуждений (0)
Краткая обобщенная справка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Краткая обобщенная справка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (818)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)