Для дневной формы получения образования
Номер раздела, темы, занятия
| Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятий (наглядные методические пособия и др.)
| Литература
| Формы контроля знаний
|
Лекции
| Практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| УСРС
|
| Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий
1. Социология как наука: ее объект, предмет и метод.
2. Общество как система: сущность, основные характеристики.
3. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.
|
| |
| | Презентация № 1, электронное учебно–методическое пособие
| №1, 4, 5, 8, 23.
| Тесты
|
| Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства
1. Социальная структура и социальная стратификация, причины их возникновения.
2. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации.
3. Исторические системы социальной стратификации.
|
|
|
|
| Презентация № 2, электронное учебно–методическое пособие
| № 4,5, 8,15
| Тесты
|
| 4. Социальная структура современного белорусского общества.
5. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе.
|
|
|
|
| Конспект лекций.
| № 4,5, 8,15
| Выступления на семинаре, рефераты, дебаты
|
| Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис
1.Проблема интерпретации исторического процесса: модели социодинамики общественного развития.
2.Социологические школы о развитии общества и культуры.
3. Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное.
4. Кризис как стадия развития социальных систем.
|
|
|
|
| Презентация № 3,
электронное учебно–методическое пособие
| № 1,
5,8, 10,11,23.
| Тесты
|
| Семья как социальный институт и социальная группа.
Социально-демографическая ситуация в Беларуси
1.Понятие семьи в социологии: сущность, признаки, особенности.
2. Семья и общество: историческое разнообразие организации семей.
3. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования.
|
|
|
|
| Электронное учебно–методическое пособие
| № 1, 2,8, 19,
| Тесты
|
| 4. Пол и гендер. Гендерные исследования в современной социологии.
5.Общие социально-демографические характеристики населения Земли.
|
|
|
|
|
| № 1, 2,8, 19,
| Выступления на семинаре, рефераты, тестирование
|
5.
| Религия как социокультурное явление.
Религиозная ситуация в Беларуси
1.Религия как тип мировоззрения, как социальный институт, как организационное образование (община, церковь и т.п.).
2.Специфика социологического анализа религии.
3.Структура и социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем.
|
|
|
|
| Презентация № 4,
электронное учебно–методическое пособие
| № 1, 3, 4, 6,
15.
| Тесты
|
| 4.Конфессиональное разнообразие современной Беларуси: история его формирования, состояние, специфика.
5.Социологические характеристики религиозности населения Беларуси.
|
|
|
|
|
| № 1, 3, 4, 6,
15.
| Тематическая дискуссия
|
6.
| Возможности эмпирического социологического
исследования общества
1.Социологические исследование в познании общества.
2.Программа социологического исследования как основной научно-методический документ организации и проведения исследования.
|
|
|
|
| Презентация № 5,
электронное учебно–методическое пособие
| № 1, 7, 9,10
| Тесты
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Для заочной формы получения образования
Номер раздела, темы, занятия
| Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятий (наглядные методические пособия и др.)
| Литература
| Формы контроля знаний
|
Лекции
| Практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| УСРС
|
| Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий
1. Социология как наука: ее объект, предмет и метод.
2. Общество как система: сущность, основные характеристики.
3. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.
|
| |
| | Презентация № 1, электронное учебно–методическое пособие
| №1, 4, 5, 8, 23.
| Тесты
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название тем
| Количество аудиторных часов
|
Всего
| Лекции
| Практические (семинарские) занятия
|
Тема 1. Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий
|
|
|
|
Тема 2. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства
|
|
|
|
Тема 3. Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис
|
|
|
|
Тема 4. Семья как социальный институт и социальная группа. Социально-демографическая ситуация в Беларуси
|
|
|
|
Тема 5. Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси
|
|
|
|
Тема 6. Возможности эмпирического социологического исследования общества
|
|
|
|
Всего
|
|
|
|
| | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ
Для диагностики сформированности компетенций студентов могут использоваться следующие основные формы и средства:
– комплексные задания по модулю, учебной дисциплине;
– тесты;
– контрольные работы;
– оценка на основе учебной игры;
– отчеты по учебно-исследовательской работе студентов;
– рефераты;
– зачеты.
Вопросы к ЭКЗАМЕНУ по курсу «Социология»
1. Социология как наука: ее объект, предмет и метод.
2. Общество как система: сущность, основные характеристики.
3. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.
4. Модель устойчивого развития белорусского социума.
5. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.
6. Социальная структура и социальная стратификация, причины их возникновения.
7. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации.
8. Исторические системы социальной стратификации.
9. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе.
10. Многообразие моделей стратификации. Маргиналы.
11. Проблема интерпретации исторического процесса: модели социодинамики общественного развития.
12. Социологические школы о развитии общества и культуры.
13. Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное.
14. Кризис как стадия развития социальных систем.
15. Понятие семьи в социологии: сущность, признаки, особенности.
16. Семья и общество: историческое разнообразие организации семей.
17. Пол и гендер. Гендерные исследования в современной социологии.
18. Общие социально-демографические характеристики населения Земли.
19. Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь.
20. Религия как тип мировоззрения, как социальный институт, как организационное образование (община, церковь и т.п.).
21. Специфика социологического анализа религии.
22. Структура и социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем.
23. Социологические исследование в познании общества.
24. Программа социологического исследования как основной научно-методический документ организации и проведения исследования.
25. Методы сбора первичной социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.
26. Значение социологической экспертизы в диагностике и прогнозировании социальных процессов и явлений.