Анализ рентабельности предприятия
В экономической теории принято различать понятия экономического эффекта и экономической эффективности. Экономический эффект — экономическая категория, характеризующая абсолютный результат деятельности. Экономическая эффективность — экономическая категория, характеризующая отношение полученного эффекта к затратам, произведенным для его достижения, или ресурсам, необходимым для его достижения: Эффект/ Затраты или Эффект/ Ресурсы Экономический эффект выражается прибылью(объемом продаж, выручкой и др.) организации. При этом следует иметь в виду, что прибыль — это абсолютный эффект и сама по себе она не может характеризовать уровень эффективности работы организации без соотнесения с авансированными или потребленными ресурсами. Экономическая эффективность деятельности организации выражается показателями рентабельности. При этом в расчете большинства показателей рентабельности в качестве полученного эффекта выступает показатель чистой прибыли, однако может использоваться прибыль от продажи продукции, прибыль до налогообложения и др. В качестве затрат (ресурсов) могут выступать различные показатели, в частности средняя величина активов, собственного капитала, себестоимости продукции, выручки и др. Доходность и рентабельность — показатели эффективности деятельности организации. Доходность характеризует отношение (уровень) дохода к авансированному капиталу и его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов и их элементам. Показатель доходности отражает, сколько рублей дохода получила организация на каждый рубль капитала, активов, расходов и т. д. Рентабельность характеризует отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу и его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов и их элементам. Показатель рентабельности отражает, какая сумма прибыли получена организацией на каждый рубль капитала, активов, расходов и т. д. Рентабельность — один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Если деловая активность предприятия в финансовой сфере проявляется, прежде всего. в скорости оборота ресурсов, то рентабельность предприятия показывает степень прибыльности его деятельности. Основными задачами анализа рентабельности деятельностиявляются: 1) систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; 2) определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты; 3) выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли; 4) оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности; 5) разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. В зависимости от цели расчетов наиболее часто рентабельность предприятия определяют посредством процентного отношения прибыли к следующим показателям: объему выпуска; издержкам производства; оборотным средствам; основным средствам; средствам на оплату труда; собственному капиталу; капиталу (совокупному капиталу предприятия, включающему собственные и заемные средства). По этому списку несложно заметить, что существует два подхода к расчету показателей рентабельности: затратный и ресурсный. Эти два подхода являются основными критериями классификации показателей рентабельности. Систему расчета показателей рентабельности можно в общем представить в виде табл. 1.
Таблица 1 - Система расчета показателей рентабельности
Виды показателей рентабельности подразделяются на четыре основные группы: ■ рентабельность предприятия; ■ рентабельность продукции; ■ рентабельность производственных фондов; ■ рентабельность капитала (активов) предприятия. Первая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли, валовых расходов и валового дохода предприятия и рассчитывается как отношение прибыли к валовому доходу или прибыли к валовым расходам. Рентабельность капитала (активов) предприятия определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. Эта группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Данные показатели имеют практическое применение, так как отвечают интересам участников предприятия. Так, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов — отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей — доходность акций и т. д. Одно и то же значение прибыли в зависимости от используемых в производстве средств (капитала) может быть оценено по-разному. Для акционерного общества и в первую очередь для инвесторов значение будет иметь степень возрастания или доходность собственного и всего капитала. Поэтому только соотношение прибыли к применяемому капиталу показывает, насколько успешно был использован в производстве полученный предприятием капитал, т. е. какое количество прибыли было получено на единицу капитала. Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования капитала, ресурсов, являющийся мерой доходности предприятия в долгосрочном периоде. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к другим активам предприятия. Показатели рентабельности могут быть рассчитаны как коэффициенты и представлены в виде десятичной дроби или в виде процентов. В основу расчета показателей рентабельности могут быть положены различные величины прибыли предприятия: маржинальная прибыль, операционная прибыль, прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль (EBIT), прибыль до выплаты налога на прибыль (ЕВТ), чистая прибыль. Чаще всего для расчета коэффициентов рентабельности используется чистая прибыль или прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль. Факторами, влияющими на рентабельность, являются, с одной стороны, используемый капитал, обеспечивающий возможность производительной деятельности и получение прибыли, с другой — выручка от реализации произведенной продукции, имущества и т. п. (оборот) как источник поступления средств на предприятие и формирования прибыли. Исходя из целей анализа используют различные сочетания прибыли по отношению к показателям, для которых исследуется их отдача (эффективность использования), что позволяет сконструировать множество различных показателей: 1) рентабельность экономическая (активов), рентабельность собственного капитала, рентабельность применяемого в производстве капитала, рентабельность оборотных активов, рентабельность чистых активов и т. п. {ресурсный подход); 2) рентабельность оборота (продаж), рентабельность реализованной продукции, рентабельность отдельных видов или групп продукции, рентабельность инвестиций и т. д. (затратный подход). Порядок расчета показателей доходности и рентабельности представлен в табл. 2, 3 и 4.
Таблица 2 - Расчет показателей доходности
Таблица 10.3 - Расчет показателей рентабельности
Таблица 4 - Расчет показателей рентабельности в российской и зарубежной практике
Средние значения показателей рассчитываются по формуле средней арифметической или средней хронологической моментного ряда динамики. В западной практике анализа широкое распространение получила концепция рентабельности, исчисляемая на базе чистого денежного потока: ЧДП = ПДП-ОДП, где ПДП — положительный денежный поток (приток денежных средств) за расчетный период; ОДП — отрицательный денежный поток (отток денежных средств) за расчетный период. Важный этап оценки эффективности деятельности организации — выявление влияния внешних и внутренних факторов на динамику показателей рентабельности. С этой целью используются различные методы факторного анализа, а также приемы моделирования детерминированных и стохастических факторных систем. В последние годы в зарубежной экономической литературе довольно часто звучит критика традиционных финансовых показателей, источником которых является система бухгалтерского учета и финансовой отчетности как основы для принятия управленческих решений. Эта критика направлена на ретроспективный (исторический) характер этих показателей, что значительно уменьшает их ценность для принятия стратегических управленческих решений. Традиционные модели измерения и оценки результатов деятельности предприятий были довольно простыми для расчета и строились исключительно из финансовых показателей (например, мультипликативная модель Дюпона или показатель ROI). В последнее время появились другие концепции оценки стоимости и эффективности работы предприятий, среди которых наиболее известными являются сбалансированная система показателей (BSC) и экономическая добавленная стоимость (EVA).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |