Методики его диагностики
Подхарактером мы понимаем совокупность всех психических качеств человека, объединенных между собой и непрерывно взаимодействующих. Характер– это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, определяющие типичные для нее способны поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях.
Современные концепции темперамента и подходы к его диагностике. Конституциональные особенности человека. Темперамент и типологические особенности проявления свойств нервной системы. Определение свойств темперамента по речевому поведению. Темпераментные индексы и типы. Психодиагностика характера, основные отношения в его структуре и их содержание. Характер и судьба. Требования к общей характерологической диагностике. Проблемы взаимосвязи темперамента и характера. Общее представление о характере в психологии. Симптомокомплекс черт характера. Патологии характера.Характер как система устойчивых черт личности. Формирование и проявление характера в деятельности. Возможность трансформаций характера. Соотношение устойчивости и пластичности характера. Симптомокомплекс черт характера. Взаимодействие ведущих и второстепенных черт характера. Проявление черт характера в системе отношений человека: к другим людям, к себе, к деятельности, к предметам, к окружающему миру в целом. Соотношение понятий характер и темперамент, характер и личность. Проблема акцентуаций характера в современной психологии. Проблема формирования и развития характера в отечественной психологии. Роль ведущих типов деятельности человека в формировании черт характера. Проблема индивидуального и социального характера. Значение основ психологии характера в деятельности психолога практика ФСИН. Особенности патохарактерологического формирования личности на примере акцентуации характера больных эпилепсией. Этапы формирования патологии характера: первый этап – компенсация дефекта; второй этап - перенос мотива из широкого спектра деятельности в узкий; третий этап – декомпенсация дефекта патохарактерологического формирования личности. Экспериментальные исследования Н.К. Калиты. Основные теоретические подходы к проблеме характера. Методы и методики исследования характера и темперамента.Донаучные представления о характере человека (астрология, хиромантия, физиогномика, френология и др.). Объяснение проблемы характера в концепции З. Фрейда. Концепция К. Юнга о формировании характера. Типы характера. Комплекс неполноценности как основа формирования черт характера в концепции А. Адлера. Особенности изучения характера в отечественной психологии. Значение волевых черт характера. Ситуационно обусловленный мотив и генерализация мотива как основа формирования черт характера в трудах С.Л. Рубинштейна. К.Д. Левитов о структуре черт характера. В.Н. Мясищев об отношениях личности как базе формирования черт характера. Разработка проблемы характера в концепции индивидуально-психологических различий Б.М. Теплова. Типология акцентуаций характера К. Леонгарда. Типология акцентуаций характера А.Е. Личко. Проблема взаимосвязи характера и темперамента. Соотношение понятий «темперамент» и «личность». Раскрытие темперамента косвенно через свойства личностного теоретического конструкта. Опросник Г. Айзенка (модифицированные версии А.Г. Шмелева (Лаборатория «Гумманитарные технологии» EPI, EPQ). Диагностика темперамента как динамических особенностей индивида: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний. Опросник темперамента, Я. Стреляу. Три основных свойства темперамента: сила возбуждения, сила торможения, подвижность. Опросник свойств темперамента (ОСТ) М.В. Русалова. Определение свойств темперамента по речевому поведению. Черты характера как качества личности. 16-факторный опросник Р.Б. Кэттелла (16 PF) как диагностика характерологических черт. MMPI - диагностика таких проявлений характера как норма, оригинальность, чувствительность, тревога, мнительность, самоконтроль. B5s Большая пятерка (адаптация А.Г. Шмелева, лаборатория «Гуманитарные технологии») - экспресс-диагностика уровня выраженности пяти так называемых “больших” факторов темперамента и характера. Возможности изучения характера по внешним проявлениям человека. Почерк и характер. Онтогенетические особенности проявления характера. Младенческий и ранний возраст как первые шаги в формировании характера. Влияние на будущий характер ребенка стиля общения со значимыми взрослыми. Становление характера ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Проявление и укрепление характера через предметную деятельность, учебную деятельность и межличностные отношения. Сензитивные периоды формирования черт характера. Понятие педагогической запущенности ребенка. Особенности развития характера в подростковом возрасте. Влияние на формирование характера подростков и юношей общения со сверстниками как ведущей деятельности этого возраста. Переход от зависимости и внешнего контроля со стороны взрослых к самостоятельности и автономии. Специфика авторитета взрослых для формирования характера подростков и юношей. Воспитание и самовоспитание характера. Гипертрофированность черт характера в подростковом и юношеском возрасте. Особенности проявлений черт характера в зрелом, пожилом и старческом возрасте.
ТЕМА 15.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (566)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |