Тема 1. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
Семинарское занятие Время - 2 часа План 1. Понятие учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации», ее значение для подготовки работников уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний РФ. 2. Понятие науки конституционного права, ее предмет. 3. Функции и методология науки конституционного права. 4. Соотношение науки конституционного права с другими юридическими науками и политологией. Темы рефератов 1. Российское (дореволюционное) государственное право. 2. Советское государственное право. Методические рекомендации: В первом вопросе, необходимо дать понятие учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации», и отразить его значение для подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний РФ. Необходимо пояснить что такое функции учебной дисциплины и формы изучения курса «Конституционное право РФ». Рассказать о системе учебного курса. При обсуждении второго вопроса, необходимо дать понятие науки конституционного права, при этом необходимо исходить и того, что конституционное право РФ – это отдельная отрасль российского права, а предметом его является общественные отношения, связанные с закреплением: - основ конституционного строя России; - конституционного статуса личности, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; - федеративного устройства российского государства; - системы и способов формирования, компетенции государственных органов и органов местного самоуправления. Конституционное право Российской Федерации как отрасль права регулирует эти отношения, что составляет предмет науки. Вместе с тем наука обращается к теоретическим проблемам, сущности соответствующих явлений, изучает процессы становления конституционно-правовых норм и институтов, обращается к истории их возникновения и развития, делает прогнозы относительно будущего конституционно-правовых отношений, конституционного права, его норм и источников, кроме того, наука формирует понятия и дает их трактовку. В рамках третьего вопроса обучаемый должны знать и уметь пояснять: - Функции науки конституционного права. - Методология науки конституционного права. - Методологическое значение науки конституционного права. Заключительным этапом семинарского занятия должно быть сравнение конституционного права России с другими юридическими науками и с политологией. Развитие воззрений на конституционное право. История науки конституционного (государственного) права в России и ее основные этапы. Связь основных этапов развития российского конституционализма с изменениями в общественном и политическом устройстве России.
Основная литература Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права // Гос-во и право. 1994. № 7. Богданова Н.А. Наука советского государственного права. Историко-теоретический очерк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. Богданова Н.А. О значении конституционного права для юридического образования и практической деятельности юриста // Вестн. Моск. ун-та. 1995. № 5. Сер. 11. Право. Богданова Н.А. Целостность и структура науки конституционного права // Российский юридический журнал. 2001. -№ 2. Дополнительная литература Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. О некоторых дискуссионных теоретико-методологических вопросах курса конституционного права (Читая новейшую учебную литературу) // Государство и право. -2001.-№ 1. Зудин В.Ф. Оптимизация форм и методов учебной работы в системе подготовки специалистов-юристов // Правоведение. 1991. № 4. Корноухов В.Е. Каким быть высшему образованию вообще и юридическому в частности? // Правоведение. 1991. № 5. Овсепян Ж.И. К обсуждению новой концепции преподавания российского конституционного (государственного) права // Гос-во и право. 1996. № 10. Панкина М.В. Основное в концепции преподавания конституционного права России на современном этапе // Методологические проблемы совершенствования подготовки специалистов высшей квалификации в современных условиях. Рязань, 1995. Пономарева И.П. Проблемы методологии науки конституционного права "Журнал российского права" // 2004, № 3 Пучков О.А., Солопова Н.С. Самоорганизация учебной деятельности в юридическом вузе (методологические основы) // Правоведение. 1991. № 4. Сергевнин С.П. О соотношении политической науки, науки о государстве и правоведения // Правоведение. 1991. № 6. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Гос-во и право. 1998. № 7. Топорнин Б.Н. Правовая реформа и развитие высшего юридического образования в России// Гос-во и право. 1996. № 7.
Тема 2. Конституционное право как отрасль права Семинарское занятие Время - 2 часа План 1. Предмет и понятие конституционного права как отрасли права. 2. Нормы конституционного права: особенности, виды. 3. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, структура, виды. Юридические факты. 4. Функции, источники и система конституционного права. Темы рефератов 3. Соотношение конституционного права с другими отраслями права. 4. Международный договор как источник конституционного права Методические рекомендации: В первом вопросе обучаемые должны знать понятие и предмет отрасли конституционного права РФ. Система конституционного права. При подготовке к семинарскому занятию нужно учитывать различные подходы к определению предмета отрасли конституционного права РФ, для чего необходимо изучить монографию О.Е. Кутафина Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. Необходимо показать место конституционного права РФ в системе российского права. Соотношение конституционного права с другими отраслями права, в том числе с международным правом. Основные тенденции в развитии конституционного права России. Во втором вопросе изучают понятие «конституционно-правовая норма», «конституционно-правовой институт». Нужно знать особенности конституционно-правовых норм их виды (классификацию), механизм реализации. Кроме того, обучаемые должны знать классификацию конституционно-правовых институтов. Пояснить какую ответственность несут субъекты за нарушение норм конституционного права. В третьем вопросе обучаемые должны обратить внимание на конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, структура, виды. Юридические факты. Конституционно-правовое регулирование. Что касается конституционно-правовых отношений то нужно учитывать то, что конституционное право РФ является отраслью первоначального правового учредительства – ведущей отраслью, закрепляя основы нашего конституционного строя и всей правовой системы. Поэтому рассматривая метод отрасли конституционного права РФ обучаемым надо показать роль конституционного регулирования и его продолжение (развитие) в нормах соответствующих отраслей права. Сначала на конкретных примерах следует показать, как выполняет конституционное право функцию общего нормирования (регулирования) и как далее его положения развиваются в нормах различных отраслей права. В четвертом вопросе нужно рассмотреть функции конституционного права, их классификацию. Рассматривая источники конституционного права РФ следует особое внимание обратить на вопрос об уровнях источников конституционного права: 1. федеральные акты; 2. правотворчество субъектов РФ, особенно роль конституций и уставов субъектов РФ; 3. нормативные акты местного самоуправления; 4. особую роль международно-правовых документов, как источников конституционного права. 5. следует обосновать теоретически и на примерах, что источниками могут быть решения Конституционного Суда РФ. Следует исходить из того, что конституционное право РФ является единым и не подразделяется на системы права отдельных субъектов РФ является единым и не подразделяется на системы права отдельных субъектов РФ и тем более муниципальных образований. Практическое занятие Время - 2 часа При подготовке к занятию письменно выполните следующие задания: 1. Начертите схемы: - система конституционного права России; - виды норм конституционного права; - объекты конституционно-правовых отношений; - субъекты конституционно-правовых отношений. 2. В Конституции Российской Федерации найдите следующие нормы: - управомочивающие; обязывающие; запрещающие; - нормы-принципы; нормы-декларации нормы-дефиниции; - императивные; диспозитивные; - регулятивные; охранительные; - материальные, процессуальные.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (932)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |