Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития науки



2015-12-08 897 Обсуждений (0)
История развития науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

Реферат

по дисциплине

«Методы и методология психологического исследования»

Специфика научного знания

 

Студент 1 курса

Группа 17.1-515

(Иванова Н.И.)

 

Казань-2015

Содержание:

1. Введение.

2. История развития науки.

3. Определение понятия «наука».

4. Критерии научного знания.

5. Специфика научного познания.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

 


 

Введение

 

Научный подход к явлениям и процессам окружающего мира — это целая система взглядов и представлений, выработанных за тысячелетия развития человеческой мысли, определённое мировоззрение, в основе которого лежит постижение связи природы и человека. И существует острая потребность в изложении на доступном для всех языке соображений по данному поводу.

Потребность эта сегодня резко возросла в связи с тем, что в последние годы и даже десятилетия понятие «наука» в сознании многих людей оказалось размытым и неясным из-за огромного количества теле- и радиопередач, публикаций в газетах и журналах о «достижениях» астрологии, экстрасенсорики, уфологии и других видов оккультного «знания». Между тем, с точки зрения подавляющего большинства «настоящих» ученых, занимающихся серьёзными научными исследованиями, ни один из названных видов «знаний» не может считаться наукой. На чём же основан настоящий научный подход к изучению окружающего мира?

Любая наука развивается по определённо выработанной схеме. Во-первых, изучаются данные наблюдений и измерений, затем предпринимаются попытки систематизировать, обобщить их и выдвинуть гипотезу, объясняющую полученные результаты. Если гипотеза хотя бы в существенных чертах объясняет имеющиеся данные, можно ожидать, что она предскажет ещё не изученные явления. Проверка этих расчётов и предсказаний в наблюдениях и экспериментах — очень сильное средство выяснить, верна ли гипотеза. Если она получает подтверждение, то может уже считаться научной теорией, так как совершенно невероятно, чтобы предсказания и расчёты, полученные на основе неверной гипотезы, случайно совпали бы с результатами наблюдений и измерений. Ведь такие предсказания обычно несут новую, часто неожиданную информацию, которую, как говорится, нарочно не придумаешь. Часто, однако, гипотеза не подтверждается. Значит, нужно продолжать поиски и разрабатывать другие гипотезы. Таков обычный тяжёлый путь в науке.

Во-вторых, не менее важна характерная черта научного подхода - возможность многократно и независимо проверить любые результаты и теории. Так, например, любой желающий может исследовать закон всемирного тяготения, самостоятельно изучив данные наблюдений и измерений или выполнив их заново.

В-третьих, чтобы всерьёз говорить о науке, нужно овладеть суммой знаний и методов, которыми располагает научное сообщество к настоящему моменту, нужно освоить логику методов, теорий, выводов, принятую в научной среде. Конечно, может оказаться, что кого-то она не устраивает (а вообще, достигнутое наукой на каждом этапе никогда полностью не устраивает настоящих учёных), но чтобы высказывать претензии или критиковать, нужно, как минимум, хорошо разобраться в том, что уже сделано. Если удастся убедительно доказать, что данный подход, метод или логика приводят к неверным выводам, внутренне противоречивы, и взамен этого предложить что-то лучшее — честь вам и хвала! Но разговор должен идти только на уровне доказательств, а не голословных утверждений. Правоту должны подтвердить результаты наблюдений и экспериментов, возможно новых и необычных, но убедительных для профессиональных исследователей.

Итак, рассмотрим подробнее, что же такое наука и как она развивалась.

 

История развития науки

 

В древности человек, добывая себе пищу, одежду, и другие средства для жизни, сталкивался с силами природы и получал о них первые знания, которые в то время ещё были поверхностными. Миф, магия, оккультная практика, передача опыта ненаучным способом от человека к человеку - таковы некоторые формы донаучного знания, обеспечивавшие условия человеческого существования. Лев Исаакович Шестов утверждал, что существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые приводили если не к самому познанию, то к его порогу. Ненаучное понимается как раздробленное, несистематическое, неоформленное знание. Донаучное знание начальной основой научного. Следует также иметь в виду, что есть сферы человеческой деятельности и отношений, которые очень сложно и почти невозможно выразить строгими нормами научной доказательности, например: области нравственности, культурно-этических традиций, веры, и прочее.

Макс Вебер, Пол Фейерабенд и др., рассуждая о границах научного познания, приводили следующие аргументы:

1. Человеческая жизнедеятельность шире и намного богаче рационализированных ее форм, поэтому необходимы помимо научно-рациональных иные методы изучения и описания бытия и его частей.

2. Научное познание есть не только сугубо рациональный акт, но и включает в себя интуицию, творчество без осознанных логических операций.

3. Наука, развиваясь на основе собственной логики, в то же время опосредована всем социокультурным фоном и не является лишь плодом разума.

В целом, отвергается не значение науки в системе «человек - общество - природа», а её чрезмерные в некоторых случаях претензии на решение различных проблем.

Аристотель отмечал, что философия начинается с удивления. То же можно сказать и по отношению к науке. Наука начинается с удивления. Возьмем простой пример - падение яблока на землю. Каждый из нас, по-видимому, не раз наблюдал это событие и вряд ли испытывал какое-то удивление по этому поводу. Это что-то обычное и не удивительное. Не знаем, реальна ли та легенда о Ньютоне, в которой рассказывается, что падение яблока привело его к великому открытию, но, как бы то ни было, именно Ньютон оказался тем человеком, который смог увидеть в падении любого предмета, в том числе и яблока, нечто таинственное и удивительное. Обычное падение яблока оказалось подчиняющимся тем же универсальным законам, что и движение планет и звезд во Вселенной.

Удивление предшествуют любому научному познанию, ведь познание - это попытка ответить на вопрос о некоторой загадке, которая пока неизвестна. Очень часто нужно уметь удивиться тому, к чему все остальные люди привыкли и считают чем-то само собой разумеющимся. Научное познание открывается здесь как искусство удивляться обычному. Привычка говорит нам: "нет ничего удивительного". Наука протестует: "все удивительно и таинственно".

Но удивление порождает непонимание - ведь удивительно то, что происходит, хотя не должно было бы происходить. Возникает вопрос: "Почему? " Почему падает яблоко, почему светит Солнце, идет дождь ? Так начинается научное познание.

Элементарная наука возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда от физического, когда сформировалась особая группа людей - ученых, для которых научная деятельность стала профессией.

Предпосылки науки создавались в Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции, Древнем Риме в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде зачатков астрономии, этики, логики, математики и прочее. Эти зачатки сведений и знаний объединялись в рамках философии. В античности и средние века понятия «философия», «знания» и «наука» совпадали.

Центрами обучения и формирования творческих качеств ученого стали научные школы - неформальные объединения коллег. Платон создал школу-академию. В средние века появились публичные диспуты, шедшие по жестокому ритуалу. Им на смену пришел непринужденный диалог между людьми в эпоху Возрождения. В последующем формы диспута и диалога переросли в процедуры защиты диссертаций. Общение ученых с целью обмена идей ведет к приращению знаний. Бернард Шоу рассуждал: если два человека обмениваются яблоками, то у каждого остается по яблоку. Но если они передают друг другу по одной идее, то каждый из них становится богаче, обладателем двух идей. Полемика, оппонирование (открытое или скрытое) становятся катализатором работы мысли. Необходимым стало умение реальные объекты трансформировать в идеальные, т.е. те, которые существуют в мысли, в логике рассуждений, в расчетах. Начиная с античности, функцией научной деятельности стала объяснительная (обоснование и разъяснение различных зависимостей и связей, существенных характеристик явлений, их происхождения и развития).

Предвестником опытной науки стал английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (XIII в.). Он критиковал схоластический метод, предлагал опираться на опыт, большое значение придавал математике, обращался к проблемам естествознания. Родился эксперимент, соединивший идеальность (теорию) и технологичность («делание руками»). Бертран Рассел - британский философ, общественный деятель и математик писал о двух интеллектуальных инструментах, устанавливавших современную науку, - изобретенный греками дедуктивный метод и впервые систематически использованный Галилеем экспериментальный метод.

Наука в собственном смысле слова возникла в XVI - XVII вв., когда «наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания - теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов». Наука, в отличие от обыденного знания, доводит изучение объектов до уровня теоретического анализа. Эвандро Агацци - итальянский философ и профессор Университета Генуи, считает, что науку следует рассматривать как «теорию об определенной области объектов, а не простой набор суждений об этих объектах».

Самостоятельными отраслями знания стали астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Наиболее выдающимися естествоиспытателями, математиками и одновременно философами в XVI - XVII вв. были Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Френсис Бэкон, Рене Декарт, Джон Локк, Готфрид Вильгельм Лейбниц и др.

Начиная с XVII в. рациональность становится одним из фундаментальных идеалов европейской культуры. Как социальный институт наука оформилась в XVII - XVIII вв., когда возникли первые научные общества, академии и научные журналы.

Античное и средневековое представление о космосе как конечном мире в Новое время уступает место представлению о бесконечности Вселенной, о природе как совокупности естественных, причинно обусловленных, не зависящих от человека процессов. Ориентация на изучение объективного мира вещей и вещественных отношений в качестве функции науки выдвигала задачу познания с целью переделки и преобразования природы. Френсис Бэкон провозглашал, что цель науки - господство над природой ради повышения благосостояния общества и совершенствования производства. Он выступал за союз философии и естествознания. Ф. Бэкон - автор афоризма «Знание - сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Адекватной формой организации знания стала рационально-логическая, представлявшая знание в правиле, математической формуле, рецепте, схеме и прочее, что фиксировалось в справочниках и учебниках. Развивалась прогностическая функция науки.

В XVII веке разделение труда в производстве вызывает потребность в совершенствовании производственных процессов. В XVIII - XIX веках значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой, ее общественная полезность. Дмитрий Иванович Менделеев, например, подчеркивал взаимную заинтересованность друг в друге промышленности и науки.

Наука возникла из практики и развивается на ее основе под влиянием общественных потребностей (астрономия, математика, механика, термодинамика, биология, химия и т.д.). Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием. Например, электродинамика возникла преимущественно в научных лабораториях и дала импульс для электротехники (создания новых средств для связи). Атомная, лазерная, компьютерная, биоинженерная технологии возникли не из повседневного опыта, а в головах ученых. В XX веке теоретическое и экспериментальное естествознание, а также математика достигли такого уровня, что начали оказывать решающее воздействие на развитие техники и всей системы производства. Наука, превратившись в отрасль массового производства - индустрию знаний, стала, как предвидел Карл Маркс, производительной силой общества. Наука внедряется в производство через многочисленные посредствующие звенья (новую технику, новые технологические процессы и т.п.), создание которых требует определенного времени. В этом смысле наука - опосредованная производительная сила. Взаимосвязь практики и науки не следует понимать примитивно в том смысле, что каждое положение науки должно подтверждаться практикой и применяться на практике.

По своей сущности наука, отмечал Николай Александрович Бердяев, есть реакция самосохранения человека. Обращенность науки к человеку особенно стала заметной в период индустриального общества, с середины XX века. Это вызвано тем, что автоматизация освобождает работника из технологического подчинения машине. Поэтому прежняя ориентация на технику теряет самодовлеющее значение. Макс Вебер, подчеркивая позитивную роль науки в обществе, считал, что наука разрабатывает, во-первых, «технику овладения жизнью» - как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых, методы мышления, ее «рабочие инструменты» и вырабатывает навыки обращения с ними, т.е. наука служит школой мышления. Усилилась роль науки как социальной и политической силы общества. Наука используется для разработки планов и программ социального и экономического развития, для грамотного политического управления. Наука косвенно, через социальные общины и политические организации, через систему общих и культурных установок, определяет социальное, политическое, экологическое и демографическое поведение, цели общественного развития.

 

 



2015-12-08 897 Обсуждений (0)
История развития науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (897)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)