Практические подходы к изучению конфликта
Вопросы к зачету по курсу конфликтология Специфика конфликтов в индивидуальном, межличностном, профессиональном пространствах. Внутриличностый конфликт - это конфликт внутри психологического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов). Особенности: 1. Несоответствие структуре конфликта (нет субъектов конфликта в лице отдельных личностей или групп); 2. Специфичность форм протекания и проявления (протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождается страхом, депрессией, стрессом, вызывает невроз); 3. Латентность (его не всегда легко определить, часто человек даже сам не знает, что находится в состоянии конфликта). Выделяют следующие характеристики внутриличностного конфликта: 1. проявляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности; 2. его сторонами выступают разноплановые интересы, цели, мотивы и желания одновременно существуют в структуре личности; 3. возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, равновелики. В противном случае человек из двух зол выбирает меньшее, из двух благ - большее, предпочтет вознаграждении перед наказанием. 4. сопровождается отрицательными эмоциями
Межличностный конфликт– это открытое столкновение индивидов, вызванное несогласованностью и несовместимостью их целей в конкретный момент времени или ситуацию. Конфликт возникает между двумя и более лицами. Система межличностных отношений – главная область возникновения межличностного конфликта. Система нарушится, если у ее участников появляются противоположные мнения или несогласие с уже сложившимися способами взаимодействия. Разрешение конфликта наступит при восстановлении согласия внутри системы межличностных отношений: либо путем восстановления прежних установок или видоизмененных, либо созданием новых, принимающихся всеми взглядов. Особенности: 1. Каждый участник стремится доказать свою правоту, чаще прибегая к обвинению мнения оппонента, но не к фактической аргументации своих взглядов. 2. у всех участвующих сторон присутствуют острые негативные эмоции, которыми субъекты уже не способны управлять. 3. Негативное отношение к оппоненту, неадекватные эмоции и настроения преобладают и после разрешения конфликта.
Проф.конфликты – противоречия, возникающие в трудовых отношениях и условиях, связанных с их обеспечением. 2 вида: межличностные (как правило, это конфликты «по вертикали»); межгрупповые (администрация, коллектив, профсоюз, органы управления). Причины возникновения - общий рост безработицы; снижение ценности труда; обнищание населения; отсутствие регуляции условий труда административными кругами. Способы разрешения трудовых конфликтов: забастовки, выступления на собраниях, демонстрация, письменное или устное обращение к вышестоящему руководству или администрации, заявление в средствах массовой информации, урегулирование через профсоюзные комитеты, обращение в комиссию по трудовым спорам, увольнение. Эффективным способом предупреждения и разрешения трудовых конфликтов считают заключение соглашения или трудового договора на этапе принятия на работу либо на этапе уже возникшего конфликта. Договор включает основные права и обязанности всех сторон организации, содержит допускаемые способы разрешения трудовых противоречий и позволяет демократично управлять конфликтной ситуацией.
Определение конфликта, биологическая основа, практический подход к изучению и решению конкретного конфликта (проблематизация), уровни знания о конфликтной ситуации. Конфликт – это взаимодействие, при котором стороны придерживаются взаимоисключающих целей и ценностей либо одновременно в конкурентной манере стремятся к одной и той же цели. Психологическая основа – я, а не ты. Социально-биологическая основа исходит из того, что конфликт и борьба свойственны всему живому. Эта теория опираются на учение Ч. Дарвина о естественном отборе и выводят из него идею естественной агрессивности человека и отдельных групп, которая и находит выражение в социальных конфликтах. При этом выделяют следующие виды агрессивности: территориальная агрессия (например, группы подростков, казанские моталки); агрессия доминирования; сексуальная агрессия и т.п. Аналоги в живой природе - охотничий район хищника, утверждение сильнейшей особи. Практические подходы к изучению конфликта 1. экспериментальное конструирование конфликта, преимущественно в лабораторных условиях 2. личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии; 3. исторический (ретроспективный) - описание конкретных конфликтных ситуаций, уже имевших место (проводится анализ действий участников, объекта, причин, способов и приемов взаимодействия, исход и т.д.). Подходы к решению конфликта: Признаки конструктивного подхода: Общая цель сторон; достижение согласия; установка на то, что выиграть должен каждый участник; Реализуется в режиме диалога и взаимопомощи; достижения согласия, решения имеющихся проблем. Деструктивный подход: нет общей цели; участники сосредоточены только на своих интересах; режим открытой конфронтации; каждая сторона ищет способ помешать другой стороне. Уровни знания о конфликтной ситуации: Эксплицитный – уровень гласности: Коммуникативная компетентность и Фиксация на проблеме Эмплицитный – зона умолчания: Блок коммуникации и Интуитивное знание
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |