Межличностные и межгрупповые отношения
Межличностное отношение – это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Эта готовность сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, безразличным или отрицательным. Главным регулятором межличностных отношений является межличностная привлекательность, которая может возникнуть даже при зрительном контакте до обмена информацией и приводит (если не исчезает) к непосредственному и длительному общению. Условно можно выделить следующие типы межличностных отношений: 1) приятельские – отношения, не обязывающие к устойчивому сохранению связей; 2) товарищеские – отношения, возникающие в официальной организации, имеющие деловую направленность, определяемые социальной деятельностью людей; 3) дружеские – отношения, дифференцируемые на эмоциональные (исповедальные) и инструментальные (действенные); 4) супружеские, включающие всё многообразие взаимодействий. Сходство-различие между людьми выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих развитие отношений, совместимость и срабатываемость человека с человеком. Срабатываемость – эффект взаимодействия индивидов, который характеризуется максимально возможной продуктивностью и минимумом эмоционально-энергетических затрат на фоне субъективной удовлетворенности. Совместимость – эффект взаимодействия индивидов, который характеризуется максимальной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом при значительных эмоционально-энергетических затратах. Первый уровень сходства-различия людей есть соотношение их индивидуальных (природных) и личностных параметров (темперамента, характера, интересов). Второй уровень сходства-различия людей есть ситуативное, функциональное соотношение мнений, оценок, отношения к себе, партнеру, предметному миру. Существует два этапа второго уровня: первичный (или исходный) – данное до взаимодействия соотношение мнений, оценок; вторичный (или результативный) – соотношение мнений, оценок как следствие взаимодействия между людьми. Каждый человек обладает своими особыми достоинствами и недостатками. То, какой своей стороной, положительной или отрицательной, он выступит во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в данное время. Основное внимание социальной психологии обращено на исследование малых групп. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа (от трёх до двадцати человек), члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. Малые группы обычно существуют довольно продолжительный период времени, их члены встречаются на более-менее регулярной основе, обычно в одном и том же месте. И хотя отдельные члены группы могут приходить и уходить, группа остается. Кроме того, группа обычно представляется ее членами как единое целое, в ней существует четкое разграничение ролей. И, наконец, группа обладает некоторой самодостаточностью, которая позволяет ей приспособиться к изменяющемуся окружению. Наибольшее распространение в психологии получило деление малых групп на первичные и вторичные, формальные и неформальные. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т. п.) между людьми существуют непосредственные контакты. Вторичные группы – это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники», например, в виде средств связи. Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то студенты факультета составляют вторичное объединение. Формальные группы – это обычно те группы, существование которых предусмотрено организацией. Люди в таких группах занимают четко предписанные положения. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: рабочая бригада, спортивная команда и т. д. Неформальные группы возникают в организациях на основе общих интересов людей, дружеских связей или других общественных нужд. Неформальные группы не содержатся в штатном расписании организации. В них существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей. Независимо от формальности или неформальности люди хотят вступать в группы. Для этого есть несколько причин. Во-первых, люди вступают в группы, потому что они чувствуют необходимость общественного взаимодействия. Во-вторых, группы могут предоставлять информацию о ком-то конкретном и о внешнем мире вообще. В-третьих, группа служит источником вознаграждения. В-четвертых, находясь в группе, легче достигнуть целей, которые были бы недостижимы в одиночку. Группу характеризует набор нескольких общих качеств: 1. Интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом. 2. Референтность – степень принятия членами группы групповых правил, норм. 3. Лидерство – степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом. 4. Направленность группы – социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм. 5. Организованность – способность группы к самоуправлению. 6. Интергрупповая активность – степень влияния данной группы на другие группы. Малые группы обычно входят в состав больших групп, структура которых очень разнообразна: социальные классы; различные этнические группы; профессиональные группы; возрастные группы. Межгрупповые отношения – совокупность социально-психологических отношений, характеризующих восприятие связей, возникающих между социальными группами, а также способ взаимодействия групп. Восприятие межгрупповых отношений отличается яркой эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочностью, а потому иногда его истинность и точность вызывают сомнение. Наиболее типичным эффектом межгруппового сравнения является тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражающаясяв стремлении всячески благоприятствовать ее членам в противовес членам «чужих» групп и нередко сопровождающаяся их недооценкой. Менее распространена обратная тенденция – установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой-либо другой группы, которой отдается предпочтение перед своей группой. В своих крайних выражениях первая тенденция может приводить к возникновению напряженности и враждебности в межгрупповых отношениях, вторая – к ослаблению внутригрупповых связей, к разрушению группы. Как социальное явление межгрупповые отношения обусловлены не только психологическими механизмами установления сходства и различия, а в большей степени экономическими, политическими и другими социальными факторами.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4502)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |