Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. Раскрывая первые два вопроса плана, необходимо на основе изучения и анализа трудов



2015-12-08 349 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Раскрывая первые два вопроса плана, необходимо на основе изучения и анализа трудов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Раскрывая первые два вопроса плана, необходимо на основе изучения и анализа трудов ученых-правоведов обстоятельно рассмотреть соответствующие теоретические положения, иллюстрируя их примерами из практики. Необходимо определить понятие трудового отношения, назвать его особенности, позволяющие провести разграничение трудовых и гражданско-правовых отношений, связанных с работой (на основе договоров подряда, оказания возмездных услуг, авторского договора и др.). Далее следует охарактеризовать правовой статус субъектов трудового отношения: работника и работодателя.

В трудовом правоотношении его содержание составляют конкретные права и обязанности, которые приобретают его субъекты с момента возникновения данного правоотношения. Поэтому изложение третьего вопроса плана нужно построить на подробном анализе основных обязанностей работника и работодателя, которым корреспондируют права другой стороны правоотношения требовать надлежащего их исполнения.

Необходимо проанализировать законодательство, различные точки зрения ученых-трудовиков о понятии и содержании трудовой функции работника и внутреннего трудового распорядка, который можно рассматривать как нормативное оформление «хозяйской власти» работодателя.

Раскрывая последний вопрос, следует обратить внимание на то, что в отличие от гражданских правоотношений, которые могут возникать из всех юридических фактов (событий, правомерных и неправомерных действий), трудовые отношения возникают только из правомерного волеизъявления, юридического акта, направленного на установление трудового правоотношения, т.е. из трудового договора. Однако, в некоторых случаях для возникновения трудового правоотношения необходима совокупность нескольких юридических фактов, т.е. юридический состав (например, при замещении должности по конкурсу, избрания на должность или утверждения в должности, судебного решения о заключении трудового договора и др.).

В основе изменения трудового правоотношения может лежать только правомерное действие его стороны. Законодательством четко установлены случаи и условия изменения трудового правоотношения: например, перевод на другую постоянную работу (ч. 1 ст. 72 ТК РФ), изменение существенных условий трудового договора в связи с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 73 ТК РФ) и др.

Следует также рассмотреть юридические факты, которые являются основаниями прекращения трудового отношения. Таковыми могут быть как действия субъектов трудового правоотношения (волеизъявление каждого из них, соглашение сторон), так и события, не зависящие от их воли (смерть работника либо работодателя – физического лица, наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений и др.).

 

 

Нормативный материал

 

1. Гражданский кодекс РФ.

2. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июля 2002 г.

3. Об объединениях работодателей: Федеральный закон от 27 ноября 2002 г.

4. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. (с изм. на 27 февраля 2003 г.).

5. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. (с изм. 21 марта 2002 г.).

6. О беженцах: Закон РФ от 28 июня 1997 г. (с изм. на 7 ноября 2000 г.).

 

Литература

 

1. Акопов Д.Р. Работодатель как субъект трудового права и категория юридического лица //Трудовое право. 2001. №3. С. 41-44.

2. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948.

3. Барабаш А.Т. К вопросу о некоторых свойствах трудового правоотношения //Государство и право. 2000. №12.

4. Бойченко Т.А., Мартиросян Э.Р. Проблемы трудового права: права и обязанности работодателя (учебное пособие) – Новосибирск, 2004.

5. Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М., 1977.

6. Драчук М.А. Стороны трудовых отношений и субъекты трудового права. Омск. 2002.

7. Жильцов М.А. Правосубъектность организации как работодателя. Автореф. дисс ...канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2002.

8. Лютов Н.Л. Правовой статус руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации с точки зрения трудового права //Трудовое право. 2003. №2-3.

9. Лебедев В.М. Акрибология (Общая часть). Томск. 2000 г.

10. Молодцов М.В., Сойфер В.Г. Стабильность трудовых правоотношений. М., 1976.

11. Петрова Е.А. Кто может быть работодателем по новому Трудовому кодексу //Юридический мир. 2002. №11.

12. Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. М., 1999.

13. Смирнов О.В. Содержание трудового правоотношения. М., 1978.

14. Таль Л.С. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. Ярославль. 1918. Ч. 2.

15. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

 

 

Тема 3. Социальное партнерство в сфере труда

 

Примерный план:

 

1. Понятие, значение и принципы социального партнерства.

2. Стороны социального партнерства. Представительство работников и работодателей.

3. Система и формы социального партнерства.

Методические указания

 

На основе анализа ст. 23 ТК РФ необходимо дать определение социального партнерства, рассмотреть его признаки. Изучение законодательства, ознакомление с научной и учебной литературой позволят раскрыть значение социального партнерства в сфере труда.

Основные принципы социального партнерства закреплены в ст. 24 ТК РФ, которые следует назвать и охарактеризовать в работе.

Освещая второй вопрос плана, надо обратить внимание, что ТК РФ различает стороны и участников социального партнерства. Согласно ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются социальными партнерами, а могут выступать независимыми участниками некоторых форм социального партнерства, оказывая содействие сторонам в поиске взаимоприемлемых решений, обеспечивая соблюдение трудового законодательства и согласование государственного и договорного регулирования трудовых отношений. Они являются сторонами социального партнерства только в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, их представителей, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 23 ТК РФ).

Поскольку работники и работодатели реализуют свои полномочия через представителей, необходимо, анализируя положения главы 4 ТК РФ и других нормативных актов, рассмотреть варианты их представительства на различных уровнях социального партнерства. При этом следует пояснить порядок создания, соотношение правового положения и полномочий профессиональных союзов и иных представителей работников, а также – правовые основы создания и деятельности объединений работодателей и их полномочия в сфере социально-трудовых отношений.

Социальное партнерство является сложной системой взаимодействия представителей работников и работодателей, для понимания его сущности и значения необходимо уяснить уровни и формы сотрудничества социальных партнеров. Трудовой Кодекс РФ выделяет пять уровней социального партнерства: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный и уровень организации (ст. 26). Согласно сложившейся традиции система социального партнерства закреплена в ст. 26 ТК РФ по территориально-отраслевому признаку.

Формы социального партнерства представляют собой конкретные виды взаимодействия представителей работников и работодателей. Они определены в ст. 27 ТК РФ. В работе следует подробно рассмотреть формы взаимодействия социальных партнеров, анализируя законодательство и практику его применения в Российской Федерации, регионе. Большинство из указанных в ТК РФ форм социального партнерства осуществляется на всех уровнях социального партнерства – от федерального до локального. В работе желательно обратить особое внимание на специфику реализации названных форм социального партнерства на уровне организации.

 

 

Нормативный материал

 

1. О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях: Конвенция МОТ от 23 июня 1971 г. №135.

2. О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров: Конвенция МОТ от 1 июля 1949 г. №98.

3. О свободе ассоциаций и защите права на организацию и ведение переговоров: Конвенция МОТ от 9 июля 1948 г.

4. О коллективных договоров и соглашениях: Федеральный закон от 11 марта 1992 г. (с изм. на 30 декабря 2001 г.).

5. О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений: Федеральный закон от 27 ноября 2002 г.

6. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 г. (с изм. на 30 июня 2003 г.).

7. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. (с изм. на 25 июля 2002 г.).

8. Кодекс об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. (с изм. на 4 июля 2003 г.).

9. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. (в ред. от 20 апреля 1996 г.; с изм. на 10 января 2003 г.).

10. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г.

11. Устав Федерации независимых профсоюзов России от 23 марта 1990 г.

12. См. также принятые на текущий год генеральные, отраслевые (тарифные), иные соглашения и коллективные договоры конкретных организаций.

 

Литература

 

1. Анисимов А.Л. Коллективные договоры и соглашения и их социально-правовое значение//Трудовое право. 2003. №1-2.

2. Бородин И.И. Общие понятия социального партнерства //Трудовое право. 2003. №2.

3. Бугров Л.Ю. Понятие и классификация коллективных соглашений в российском трудовом праве//Государство и право. 2002. №4.

4. Зверев А.Ф. Социальное партнерство в предпринимательстве. М., 2001.

5. Иванов О., Говард Д. Социальное партнерство: некоторые вопросы теории. Спб., 1994.

6. Крыжановская А.А. Россия на пути к социальному партнерству //Государство и право. 1997. №12.

7. Комаровский В., Садовая Е. Объединения работодателей в системе социального партнерства: опыт развитых стран и России /Международная экономика и международные отношения. 1997. №5.

8. Крылов К.Д. Законодательство России о профессиональных союзах. М., 1996.

9. Лушникова М.В. Государство, работодатели и работники. Ярославль. 1997.

10. Лютов Н.Л. Некоторые проблемы правового статуса представителей работников в социально-партнерских отношениях //Трудовое право. 2002. №7.

11. Михеев В.А. Взаимодействие органов государственной власти и общественных организаций в системе социального партнерства. М., 1998.

12. Мишин А.К. Социальное партнерство в России: процессы становления и развития. Барнаул. 1997.

13. Мишин А.К. Социальное партнерство в Российском обществе. Барнаул. 1998.

14. Мишин А.К. Социальное партнерство как эффективный фактор регулирования социально-трудовых отношений в местных сообществах. Барнаул, 2000.

15. Нуртдинова А.Ф. Объединение работодателей. Правовой статус по действующему законодательству //Трудовое право. 1999. №1.

16. Нуртдинова А.Ф. Социальное партнерство в Трудовом Кодексе Российской Федерации //Хозяйство и право. 2002. №4.

17. Рябинин А.В. К вопросу о трудовых отношениях и социальном партнерстве в свете Нового Трудового Кодекса РФ //Трудовое право. 2002. №1.

18. Силин А.А. Опыт социального партнерства в Российской Федерации. М., 1994.

19. Силин А.А. Мифы и быль социального партнерства в Российской Федерации и на Западе //Трудовое право. 2001. №1.

20. Соловьев А. О некоторых вопросах правотворчества субъектов социального партнерства на отраслевом уровне по проблеме споров, возникающих при реализации тарифных соглашений //Хозяйство и право. 1996. № 2.

21. Федулин А.А. Становление и развитие системы социального партнерства в России. М., 1999.

22. Чуча С.Ю. Становление и перспективы развития социального партнерства в Российской Федерации. М., 2001.

23. Чуча С.Ю. Государство как сторона социального партнерства в России //Трудовое право. 2002. № 12.

24. Шахов В.Д. Механизм самоуправления трудового коллектива (организационно-правовые проблемы). Свердловск. 1990.

25. Шмаков М.Н. Социальное партнерство: сделано немало, но предстоит сделать больше //Трудовое право. 2002. №2.

 

 

Тема 4. Коллективный договор

 

Примерный план:

 

1. Понятие и правовая природа коллективного договора. Его стороны и их представители.

1.1 Понятие и правовая природа коллективного договора как одного из основных источников трудового права.

1.2 Стороны коллективного договора и их представители.

1.3 Место коллективного договора в системе социального партнерства.

2. Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения.

3. Содержание и структура коллективного договора.

4. Ответственность сторон коллективного договора.

 

 

Методические указания

 

При выполнении работы по данной теме необходимо внимательно изучить главу 7 ТК РФ, Федеральный Закон от 11 марта 1992 г. (с изм.) «О коллективных договорах и соглашениях», Федеральный Закон от 12 января 1996 г. (с изм.) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и другие нормативные акты, предлагаемые по теме.

Освещая первый вопрос, следует раскрывать понятие коллективного договора, его признаки. На основе анализа законодательства и теоретических разработок ученых-правоведов в работе надо обосновать, почему коллективные договоры принято относить к особой категории правовых актов – нормативным соглашениям. При этом следует назвать характерные черты коллективного договора как договора (соглашения), и как нормативного акта. Анализируя соответствующие положения ТК РФ (ст.ст. 29-31, 33-37) , необходимо охарактеризовать стороны коллективного договора и варианты их представительства при формировании представительного органа для ведения коллективных переговоров.

Раскрыв понятие социального партнерства и его формы, можно определить место коллективного договора в системе социального партнерства.

Поскольку порядок подготовки проекта коллективного договора и его обсуждения необходимо проводить в форме коллективных переговоров, в работе следует рассмотреть правила взаимодействия представителей работников и работодателей во время этой процедуры, а также – варианты урегулирования разногласий, возникших по вопросам содержания обсуждаемого проекта. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров, осуществляется в порядке, предусмотренном для разрешения коллективных трудовых споров (глава 61 ТК РФ).

Исследование по третьему вопросу плана надо построить на основе анализа законодательства (пр.вс., ст. 41 ТК РФ) и практики его применения в организациях. Необходимо проанализировать 3-5 коллективных договоров конкретных организаций.

Излагая вопрос об ответственности сторон коллективного договора (их представителей), следует обстоятельно изучить статьи 54 и 55 ТК РФ, а поскольку она носит, прежде всего, административный характер в отношении представителей работодателя, целесообразно проанализировать соответствующие положения КоАП РФ (ст.ст. 5.28-5.39).

 

 



2015-12-08 349 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Раскрывая первые два вопроса плана, необходимо на основе изучения и анализа трудов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. Раскрывая первые два вопроса плана, необходимо на основе изучения и анализа трудов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)