Тема1.Предмет и метод истории экономики и экономической мысли
- Истории; -Экономической теории; -Конкретной экономики. Исходя из этого, в структуре истории экономики и экономической мысли выделяют: 1.Экономическую историю разных стран, регионов, мира в целом; 2.Историю народного хозяйства; 3.Историю экономической мысли. Описанная выше структура объясняет наличие неоднозначной трактовки объектов исследования в зависимости от сферы, которая анализируется. В общем смысле объектом изучения истории экономики и экономической мысли есть история зарождения, становления и развития экономических процессов, явлений и экономических течений. Для экономической истории различных регионов объектами выступают экономические причины и последствия отдельных исторических событий, экономическая политика государств, классов. Для истории народного хозяйства объектами является эволюция способов производства, история хозяйственных механизмов, история отдельных экономических процессов (урбанизация, кооперация, индустриализация и т.д.), история экономических институтов (налоги, цены, финансы и кредит, заработная плата). Для истории экономической мысли объектами являются история экономической теории, история отдельных теорий, экономических школ и направлений экономической мысли, история методов экономического анализа. Предметом изучения истории экономики и экономической мысли является развитие хозяйств, стран Европейской цивилизации и их научное отражение в экономической мысли. Задачей истории экономики и экономической мысли является формулировка современного экономического мышления и мировоззрения студентов, обеспечение усвоения ими знаний, методов исторического анализа экономических процессов на методологических принципах цивилизационной парадигмы развития общества. История экономики и экономической мысли выполняет ряд функций: 1. Прагматическая - что предполагает обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития; 2. Ценностная - имеет целью нравственную оценку методов и результатов преобразований; 5. Мировоззренческая - нацелена на формирование логики и стиля экономического мышления. В процессе исследования истории экономики и экономической мысли используется ряд метол: исторический, логический, метод классификаций, хронологический, сравнительно-исторический, исторического моделирования, математической статистики, социальной психологии и т.п. Метод, с помощью которого обществоведческие науки изучают свой предмет, сформировавшийся в результате длительной истории и является общефилософским методом познания. Основным методом истории экономических учений является общий метод познания - исторический, диалектический, материалистический подход к анализу экономической теории. Этот метод является одним из главных достижений науки. Диалектический метод познания состоит в продвижении от конкретного к абстрагированного и от него опять к конкретно Метод научной абстракции - метод углубленного познания действительности. Абстрагирование позволяет выделить типичное, постоянную сущность явления, сформулировать категории и законы науки, выражающие ее сущность. В системе методов существенное место занимает единство количественного и качественного анализа. Развитие количественной стороны явлений приводит к возникновению нового качества. Все указанные элементы метода познания обусловливают и эмпирический метод, т.е. накопления фактов. И, конечно же, с развитием математики и внедрением ее в экономику все больше используются методы математического анализа. Следует обратить внимание на принцип системности анализа. Он вытекает из всего сказанного: истину можно получить только в виде метода познания. Эмпирические, статистические, математические методы играют роль вспомогательных инструментов всеобщего метода познания. Существует несколько причин, обусловливающих необходимость изучения истории экономики и экономической мысли в Украине. Во - первых, формирование государственности и независимости в Украине обусловливают необходимость поиска наиболее оптимального алгоритма исторической. Процесс поиска, в свою очередь, предполагает глубокое знание исторического опыта, накопленного человечеством относительно экономических механизмов и методов государственного регулирования экономики, и оценку возможности его применения в отечественных условиях хозяйствования; Во - вторых, как показывает мировой опыт, наиболее эффективным механизмом для экономики процветания является рыночный механизм. Однако, среди 10 стран с рыночной экономикой действительно процветают только 2-3 странам другие значительно отстают. То есть, сам по себе рынок не является панацеей. Он предоставляет только шанс, которым необходимо правильно воспользоваться. И именно история экономики и экономической мысли, накапливая опыт, позволяет из перечня вариантов рыночных моделей выбрать одну, наиболее адекватную отечественным условиям, модель. Изучение существующего опыта позволяет оценить недостатки и преимущества различных рыночных рычагов и механизмов, максимально сократить социальные расходы, поскольку прогресс часто достигается дорогой ценой; В - третьих, знание истории экономики и экономической мысли позволяет действовать более рационально и эффективно, не привлекая огромные массы людей в разного рода эксперименты благодаря тому что формируется видение долгосрочных тенденций экономического развития и навык »объемного» восприятия социальных процессов. История экономики и экономической мысли связана со многими общественными науками, прежде всего со всемирной историей. Человек, совершенствуясь, приспосабливается к условиям существования и превращает их. Так, открытие силы пара и электричества, появление телефона и телеграфа и т.д., вызывает изменения во многих сферах человеческой деятельности. Они принесли как положительные, так и отрицательные результаты. Изменились условия труда, понадобились новые законы, появились новые экономические проблемы, изменилась этика, мораль, появилось множество новых мер общественного контроля. Связь всемирной истории с историей экономики и экономической мысли основан на том, что обе они изучают явления в процессе их эволюции, а отличие состоит в том, что предмет всемирной истории значительно шире, потому что она изучает смену цивилизации в целом, а история экономики и экономической мысли - изменения в экономических процессах, хозяйственной деятельности и развития экономической мысли.
1.2. Периодизация истории экономики и экономической мысли Попытки периодизации экономического развития общества, т.е. установление определенных хронологически последовательных этапов (периодов), предусматривают наличие общих для всех или нескольких стран рис исторического развития. Так, русский историк-экономист Л.И. Мечников в основу периодизации положил географический фактор. Он считал, главным фактором развития общества являются водные пути и сообщения и различал истории человечества такие периоды: 1.Речной (цивилизации древних народов); 2.Средиземноморский(средневековье) 3.Океанический (новое и новейшее время). Немецкий экономист и статист Б. Гильдебранд в основу периодизации положил историю денег. Он выделил три периода в экономическом развитии человечества: В основе периодизации экономической теории истории К. Бюхера лежит «меновая концепция», согласно которой в истории народного хозяйства выделяются следующие периоды: 1.замкнуте домашнее хозяйство, потребляющего продукт собственного производства; 2. городское хозяйство, который характеризуется переходом продукта от производителя к потребителю; 3. народное хозяйство с типовой множеством обмена. Англичанин Тойнби в основу периодизации положил культуру и религию. Формационный подход - базируется на «Марксистское пятизвездочной схеме» деления мировой истории, в которой он выделил: 5.Коммунистический строй. Логика совершенная, но все же в данной схеме превалирует упрощенное понимание истории как линейно - прогрессивного процесса смены общественных формаций выше. Наиболее слабое место обозначенного подхода - однолинейность, которая неизбежно упрощает исторический процесс. Безусловно, нельзя лишить внимания античную, средневековую, буржуазную формации. Формационная схема является теорией, которая присуща только одному, хотя и важном, но ограниченном региона - Западной Европе, причем в определенном историческом отрезке - с момента зарождения классов и к середине XIX века. Последователи Маркса пытались усовершенствовать его подход и устранить недостатки. Поэтому предложено несколько новых классификаций. Так, Д. Белл и А. Турен положили в основу своего видения периодов развития общества уровень его промышленного развития. Они различали: 1.доиндустриальное; Но в этих подходах не удалось избежать упрощенного представления об истории развития человечества. Цивилизационный подход - это исторический процесс как обобщенный, синтезированный взгляд на экономическое и социальное развитие общества. В центре внимания при ориентации на цивилизационный подход лежит не одна страна, а совокупность всех черт того или иного общества: материальных, идейных, культурных, религиозных, этических в их единстве, развития и преемственности. Основным преимуществом цивилизационного подхода является то, что исторический процесс рассматривается с позиции общечеловеческих интересов и ценностей, поскольку современному человечеству присущи общность ряда социально - экономических, научных, культурных характеристик. Недостаток этого подхода заключается в том, что основу исследования составляет критерий западной цивилизации с ее либерально - демократическими ценностями и высоким научно-техническим уровнем развития, который в настоящее время является недостижимым для большинства стран. Современной общепринятой периодизацией исторического развития являются: 2Средние века; 3. Новое время; 4. Новейшее время (с 1914 до наших дней) Исходя из вышесказанного история экономики и экономической мысли рассматривает: - Древнюю историю - экономическую основу первобытнообщинного и рабовладельческого общества, экономическую мысль Древнего Востока, Египта, Индии, Китая, Греции; - Средние века экономические предпосылки перехода к феодализму, этапы его развития, взгляды меркантилистов, - • новейшее время- предпоссылки и результаты I и II Мировых войн, Великой Депрессии, экономическую роль государства, проблемы формирования социально - ориентированного рынка, взгляды кейнсианцев, институционализм и неоклассические школы, этапы и проблемы развития суверенной Украине.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом истории экономики и экономической мысли? 2. Что является объектом истории экономики и экономической мысли на разных уровнях? 3. Методы истории экономики и экономической мысли? 4. Функции истории экономики и экономической мысли? 5. Задача истории экономики и экономической мысли? 6. Чем обусловлена значимость истории экономики и экономической мысли? 7. На каких науках базируется история экономики и экономической мысли? 8. Периодизация истории экономики и экономической мысли: чем отличается формационный и цивилизационный подход?
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (625)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |