Совершенствование контроля органов исполнительной власти за обеспечением прав и свобод человека и гражданина в УИС
В нормативный оборот (ст. 16 ФЗ «О системе государственной службы в РФ») введен новый термин — «вневедомственный контроль за соблюдением законодательства о государственной службе Российской Федерации» – который на сегодняшний день не имеет ни легального, ни доктринального толкования. Данное обстоятельство предполагает научно-практическое осмысление указанного термина с позиций теории административного права. Он должен осуществляться: 1) специально уполномоченным государственным органом (органом управления государственной службой); 2) в отношении организационно неподчиненных государственных органов (ведомств); 3) по определенному кругу вопросов (проверка соблюдения законодательства о государственной службе); 4) с использованием определенных государственно-властных полномочий. Представляется оптимальным создание федеральной системы управления государственной службой в лице Министерства Российской Федерации по вопросам государственной службы и подведомственного ему контрольно-надзорного органа – Федеральной службы по надзору в сфере государственной службы Российской Федерации. При этом Министерство наделяется полномочиями осуществлению вневедомственного контроля в полном объеме. Теоретический и практический интерес представляет анализ понятия «государственный надзор», использованный в ч. 1 ст. 104 проекта ФЗ «О правоохранительной службе РФ». Непосредственное толкование этого термина в законопроекте не дается, а только упоминается, что он осуществляется специально уполномоченными государственными органами, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Аналогичная норма содержится и в ч. 1 ст. 67 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», а ее содержание раскрывается в ч. 3 той же статьи. При этом государственный надзор отождествляется с прокурорским надзором. Однако такое совпадение вряд ли оправданно, так как в настоящее время существуют и иные органы государственной власти – федеральные службы, осуществляющие государственный (административный) надзор в различных сферах, в том числе и в сфере исполнения уголовных наказаний. Например, Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении рабочих и служащих во всех коммерческих и некоммерческих организациях, в том числе и в учреждениях и органах пенитенциарной системы. Представляется, что государственный надзор за соблюдением законодательства о правоохранительной службе Российской Федерации должен включать как прокурорский, так и административный надзор. Административный надзор в государственно-служебной сфере могла бы осуществлять Федеральная служба по надзору в сфере государственной службы Российской Федерации. Главным направлением деятельности Федеральной службы должна стать проверка соблюдения законодательства о государственной службе во всех органах государственной власти, в том числе и в ФСИН России. Федеральная служба и его подразделения на местах должны быть наделены соответствующими административными полномочиями по надзору за соблюдением законодательства о государственной (как правоохранительной, так и гражданской) службе в центральном аппарате и во всех подразделениях пенитенциарного ведомства. Дальнейшее развитие законодательные нормы об административном контроле, о механизме его реализации должны получить в различных регламентах, которые в настоящее время разрабатываются в федеральных органах исполнительной власти. Особое место в административном и должностных регламентах ФСИН России должно отводится закреплению обязанностей должностных лиц по организации внутриведомственного контроля. Особенности правового регулирования государственной службы в пенитенциарной системе в современных условиях обусловлены наличием в составе ее персонала государственных служащих двух категорий: сотрудников и гражданских служащих. В этой связи организация государственной службы сотрудников пенитенциарной системы, имеющих специальные звания, регламентирована Конституцией РФ, ФЗ «О системе государственной службы РФ», Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Указами Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» и № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 № 76, иными нормативными актами Минюста России и ФСИН России. Такое количество различных по юридической силе и характеру нормативных правовых актов создает определенные трудности как в организации служебной деятельности сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания, так и в осуществлении контроля. Поэтому, безусловно, необходима унификация правовой базы на основе ФЗ «О государственной правоохранительной службе РФ», с обязательным принятием ФЗ «О государственной службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» и приведение всех иных нормативных актов в соответствие с этими законами. Вопросы для самоконтроля: 1.Определите функции министра юстиции при осуществлении координации и контроля. 2. Каким приказом регламентирован ведомственный контроль за соблюдением прав человека в учреждениях УИС. Раскройте его основные положения? 3. Разъясните цели и задачи ведомственного контроля? 4. Укажите права государственных служащих Минюста России при проведения контрольных мероприятий? 5. В чем отличие государственного надзора от прокурорского?
Контрольные тесты по теме. С каким документом знакомится руководитель территориального органа уголовно-исполнительной системы после проведения контрольных мероприятий территориальным органом Минюста РФ? 1) Актом. 2) Справкой. 3) Протоколом. 4) Докладной запиской.
Что не входит в компетенцию государственных служащих Минюста России во время проведения контрольных мероприятий: 1) Запрашивать и изучать акты прокурорского реагирования на нарушения прав и законных интересов осужденных, выявленные в учреждениях и территориальных органах УИС. 2) Изучать материалы служебных расследований по преступлениям и чрезвычайным происшествиям, связанным с нарушением прав человека при исполнении наказаний. 3) Возбуждать уголовные дела по выявленным фактам грубого нарушения законности и прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Какой документ составляется комиссии перед комплексной проверкой территориальных органов ФСИН России, в котором указываются цель, формы, методы и сроки проведения мероприятия, утверждаемый заместителем Министра юстиции РФ, курирующего это направление деятельности? 1) Служебное задание. 2) Распоряжение. 3) Инструкция. 4) Положение. 5) План мероприятий комплексной проверки.
В какие сроки проводится инспектирование территориальных органов ФСИН России? 1) Ежегодно. 2) Не реже одного раза в 3 года. 3) Не реже одного раза в 5 лет.
Какова максимальная продолжительность инспектирования территориального органа ФСИН России? 1) 10 дней. 2) 14 дней. 3) 20 дней. 4) 25 дней. 5) 30 дней.
Какие исправительные учреждения не подпадают в перечень обязательно проверяемых инспекторской комиссией? 1) Воспитательные колонии. 2) Следственные изоляторы. 3) Женские исправительные колонии с домами ребенка. 4) Тюрьмы. 5) Лечебно-профилактические и лечебные учреждения.
Т Е М А 6
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (863)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |