IV. Программа итоговых государственных экзаменов
Государственный экзамен по уголовному праву имеет задачей выявить уровень знания слушателей действующего уголовного законодательства и умение комментировать его на основе теоретических знаний, выработанных наукой уголовного права, и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Залогом успешной сдачи экзамена является хорошее знание уголовного законодательства, действующего на момент сдачи экзамена. Поэтому выпускники должны пользоваться только Уголовным кодексом Российской Федерации в его редакции на день сдачи государственного экзамена. Это значит, что должны быть учтены все федеральные законы о внесении изменений и дополнений в УК РФ, которые приняты и могут быть приняты до дня сдачи государственного экзамена. Курсант (студент) обязан не только знать содержание уголовного закона, но и уметь его правильно прокомментировать, поскольку в тексте уголовно-правовых норм не всегда признаки состава преступления описываются с исчерпывающей полнотой. Кроме того, многие термины, используемые законодателем, нуждаются в расшифровке, без которой невозможно правильное применение уголовного закона. Например, для правильного применения такого квалифицирующего признака кражи, грабежа или разбоя, как незаконном проникновение в жилище, помещение либо иное хранилище, необходимо уяснить, что понимается под жилищем, помещением или иным хранилищем, а также что означает термин «проникновение» и при каких условиях оно признается незаконным. В подобных случаях необходимо обратиться к разъяснениям высших судебных органов. При этом следует иметь в виду, что многие постановления Пленума Верховного Суда СССР о практике применения законодательства, в том числе уголовного, продолжают действовать на территории Российской Федерации. Поэтому для более глубокого уяснения содержания и смысла уголовного закона нужно использовать соответствующие постановления как Пленума Верховного Суда РСФСР (Российской Федерации), так и Пленума Верховного Суда СССР, опубликованные в Бюллетенях соответствующих Верховных Судов или в сборниках. Разъяснения Пленумов Верховного Суда СССР и Верховного Суда РСФСР (Российской Федерации) должны использоваться при рассмотрении вопросов как Общей, так и Особенной части уголовного права. Без их использования невозможно с достаточной полнотой осветить, например, такие вопросы, как наличность посягательства, порождающего право на необходимую оборону; ответственность за вред, причиненный в состоянии мнимой обороны; понятие превышения пределов необходимой обороны; понятие лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, и др. Еще большее значение имеют постановления Пленумов Верховного Суда СССР и Верховного Суда РСФСР (Российской Федерации) о практике применения конкретных норм Особенной части уголовного законодательства, с которыми обязательно нужно ознакомиться при подготовке к экзамену. Но знание только нормативного материала и разъяснений высших судебных органов по вопросам судебной практики еще недостаточно для хорошего ответа на государственном экзамене. Слушатель должен прочно усвоить основные теоретические положения науки уголовного права. Многие из них прямо не вытекают из конкретных норм уголовного права (например, толкование уголовного закона; понятие уголовной ответственности; понятие уголовного правоотношения; вопросы состава преступления; вопросы мнимой обороны или провокации обороны и т.д.), поэтому их глубокое усвоение возможно только на базе учебной литературы. Следовательно, важную роль в подготовке к государственному экзамену играют учебники по уголовному праву. Желательно пользоваться наиболее поздними учебниками. Пользование учебником не должно быть оторванным от нормативной основы уголовного права: необходимо сначала усвоить нормативный материал, а лишь затем обращаться к его изложению в учебнике. Для успешной сдачи государственного экзамена важно не только знать нормативный и учебный материалы, но и уметь методически правильно построить и изложить ответы на поставленные вопросы. Одним из важнейших требований, предъявляемых к ответам на государственном экзамене, является их точность. Это значит, что содержание уголовно-правовых норм должно воспроизводиться не приблизительно, а с помощью понятий и терминов, используемых законодателем. Если, например, деяние квалифицируется как необходимая оборона, то нельзя его характеризовать с помощью терминов «самооборона» или «защита от нападения». Или если в характеристике легкомыслия законодатель использует словосочетание «рассчитывало на предотвращение», то недопустимо заменять его близкими по смыслу выражениями типа «надеялось предотвратить» либо «предполагало избежать». Другим требованием, которое предъявляется к ответам, является их полнота, т.е. воспроизведение всех положений уголовно-правовой нормы. Например, вопрос об условном осуждении должен излагаться таким образом, чтобы характеристику получили все его компоненты: основания условного осуждения и его порядок; требования, предъявляемые к условно осужденному; испытательный срок, его значение, условия и порядок его продления; назначение дополнительных наказаний при условном осуждении; возложение обязанностей на условно осужденного; контроль за поведением условно осужденных и исполнением ими возложенных судом обязанностей; основания и порядок отмены условного осуждения; последствия истечения испытательного срока. Полнота ответа на вопросы из Особенной часть уголовного права означает перечисление всех признаков рассматриваемого состава преступления, как обязательных, так и квалифицирующих. Качество ответа и его оценка находятся в прямой зависимости от полноты характеристики признаков состава преступления. Не обязательно излагать признаки состава преступления в той же последовательности, как они сформулированы в законе, но назвать каждый из них нужно. Оценка ответа зависит не только от точности и полноты, но и от его глубины. Слушатель обязан не просто пересказать содержание уголовно-правовой нормы, но и раскрыть смысл каждого ее положения, расшифровать значение каждого термина, смысл которого не очевиден. Это достигается умелым использованием общетеоретических положений и разъяснений высших судебных органов. Например, излагая вопрос о назначении наказаний по нескольким приговорам, слушатель должен коснуться таких проблем, как минимальный и максимальный размеры наказания, назначенного в соответствии со статьей 70 УК РФ; порядок исчисления неотбытой части наказания; правила сложения дополнительных наказаний; порядок применения этой нормы при совершении длящихся и продолжаемых преступлений. При изложении вопросов из Особенной части уголовного права необходимо определить родовой, видовой и непосредственный объект преступления, раскрыть содержание каждого термина, используемого законодателем при характеристике состава преступления. Так, отвечая на вопрос о незаконном предпринимательстве (ст. 171 УК РФ), требуется раскрыть содержание таких понятий, как осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий, а рассказывая об убийстве при отягчающих обстоятельствах, нужно с использованием постановления Пленума Верховного СудаРФ от 27.01.1999 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 7) последовательно раскрыть смысл каждого из перечисленных в законе квалифицирующих признаков и коснуться вопроса об отграничения этого преступления от других смежных деяний. Глубина ответа проявляется не только в основательном анализе данного состава преступления, но и в умелом освещении вопросов совокупности данного деяния с другими преступлениями, отграничения данного преступления от других. Ответы должны быть не схематичными, а доказательными и иллюстрированными. Например, рассказывая о видах диспозиций уголовно-правовой нормы, слушатель должен привести конкретные примеры простой, описательной, бланкетной и отсылочной диспозиций. В ответе на вопрос о толковании уголовного закона следует привести конкретные нормы, нуждающиеся либо в расширительном, либо в ограничительном толковании, примеры легального, судебного и научного толкования и т.д. Пересказывая правила назначения наказания по нескольким приговорам, нужно привести конкретные примеры сложения однородных и разнородных наказаний, придумав их в процессе подготовки к ответу перед экзаменационной комиссией. Говоря о правилах разграничения смежных преступлений, необходимо эти правила иллюстрировать примерами. Так, отграничивая причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием от мошенничества, нужно привести в пример два деяния и показать, почему в одном из них есть хищение, а в другом нет (скажем, представление в двух случаях подложных документов, но в одном случае в целях занижения размера госпошлины, а в другом — незаконного получения надбавки к зарплате). На государственном экзамене от слушателей не требуется знания номеров статей Уголовного кодекса, санкций норм его Особенной части, дат постановлений Пленума Верховного Суда СССР или Пленума Верховного Суда РСФСР (Российской Федерации). Поэтому не следует называть их в тех случаях, когда нет уверенности в правильности их запоминания.
Структура экзаменационных билетов Билет государственного экзамена по уголовному праву включает в себя два теоретических вопроса и практическую задачу. Первый теоретический вопрос предусмотрен по тематике курса Общей части уголовного права, а второй теоретический вопрос – по тематике курса Особенной части уголовного права. Практическая задача представляет собой конкретную ситуацию, решение которой требует указания правильной квалификации содеянного с указанием пункта, части и статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, а также аргументированного ответа на сформулированный вопрос. При решении задачи экзаменуемый может пользоваться Уголовным кодексом Российской Федерации, сборниками постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации, Комментариями к Уголовному кодексу Российской Федерации. Список рекомендуемых учебников, учебных, учебно-методических пособий 1. Конституция Российской Федерации. М., 2008. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2009. 3. Борисов А.Б. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2008. 4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Кадникова Н.Г. М., 2007. 5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.И. Радченко; науч. ред. А.С. Михлин. М., 2008. 6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: научное издание/ ред. В.М. Лебедев. М., 2008. 7. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Громова Н.А. М., 2008. 8. Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и РФ по уголовным делам. С комментариями и пояснениями / Сост. Радченко В.И. М., 2008. 9. Вопросы уголовного права в нормативно-правовых документах: сб. пост. материалов. Владимир, 2006. 10. Вопросы Особенной части уголовного права в нормативно-правовых документах: сб. постатейн. материалов (По состоянию на 1 мая 2007 г.). Владимир, 2007. 11. Российское уголовное право. Общая часть: альбом схем / Под ред. Боровикова В.Б. М., 2008. 12. Иногамова-Хегай Л.В. Уголовное право РФ. Общая часть: Учебник. М., 2007. 13. Комиссаров В.С. Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. СПб., 2008. 14. Новоселов Г.П., Козаченко И.Я. Уголовное право. Особенная часть. Учебник. М., 2008. 15. Рарог А.И. Уголовное право РФ. Общая часть: Учебник для вузов. М., 2005. 16. Уголовное право России. Общая и Особенная части / Под ред. Дуюнова В.К. М., 2008. 17. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. проф. А.И. Рарога. М., 2008. 18. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. Рарога А.И. М., 2007. 19. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. проф. А.И. Рарога. М., 2008. 20. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Рарога А.И. М., 2007. 21. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. Рарога А.И. М., 2006. 22. Уголовное право. Общая и Особенная части: учеб. пособие / В.В. Сверчков. – М., 2008.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (480)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |