Основные стратеги поведения по Р. Бейлзу. Предварительные знания того, что
Предварительные знания того, что Собираешься сделать, дают смелость и ловкость. Дидро Действие – главное содержание общения. Общаясь, мы постоянно совершаем определенные действия и постоянно реагируем на действия партнеров. Мы реагируем на действия партнеров по общению, каждый раз по-особенному интерпретирую их. От чего зависит такое восприятие? За одними и теми же словами партнеров могут стоять разные действия. Что позволяет понять смысл действий партнера? Смысл и содержание взаимодействия невозможно понять вне определенной ситуации, также очень важно уметь соотнести действия и ситуацию. Очевидно, что одна и та же ситуация может быть по-разному «прочтена» партнерами и, соответственно, их действия в одной и той же ситуации могут быть разными. Существует несколько общеизвестных подходов, позволяющих проанализировать ситуации и правильность выбора действий. Подход к анализу ситуаций, в зависимости от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле транзактного анализа. Эрик Берн «Игры в которые играют люди» и М. Джеймс и Д. Джонджевал «Родиться, чтобы победить», Т. Харрис «Я – о овей – ты – о кей». Транзактный анализ Разработан в США в 1955 году. Транзакция – действие (акция), направленное на другого человека, это единица общения, транзактный стимул, исходящий от определенного эго-состояния агента, плюс транзактная реакция определенного эго-состояния респондента. Транзакция, как составная часть социального действия. Транзактный анализ: 1) психотерапевтическая система, основанная на анализе транзакций и серий транзакций, осуществляемых в течение терапевтических сеансов. 2) теория личности, основанная на изучении специфических эго-состояний. 3) Теория социальных действий, основанная на тщательном анализе транзакций, исчерпывающее и завершенное распределение их по классам в соответствии с тем, какое из основных эго-состояний принимает в ней участие. 4) Анализ единичных транзакций при помощи транзактных схем, все это и составляет транзактный анализ. Главным посылом транзактного анализа стало предположение о том, что основными действиями в общении являются действия, осознанно или неосознанно направленные на изменение или регулирование своей или чужой позиции в общении. Существуют несколько вариантов для определения этих позиций. Самое максимальное применение схем транзактного анализа разработано Э. Берном. Основные понятия: Ø состояния ЭГО - относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения. Таких обособленных комплексов и способов поведения Э. Берн выделяет три: o родитель (Р) –это такое состояние ЭГО, чувства, установки и привычное поведение которое относятся к роли родителя. Родительское Я подразделяется на: заботливого родителя и критического родителя. Родительское Я состоит из правил поведения, норм; позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, обеспечивает успех в ситуациях дефицита времени (мыть руки или нет). Позиции Р – роль отца, старшей сестры, педагога, начальника. o Состояние взрослого (В) обращено к реальной действительности. Эго-состояние, ориентированное на объективную, независимую обработку информации и отработку вероятностей. Это состояние принимает и перерабатывает информацию и принимает решения обдуманно, без эмоций, проверяя их реалистичность. Отличается от родительского тем, что помогает адаптироваться в уникальных ситуациях, требующих размышлений, дающих свободу выбора, необходимость осознания последствий и ответственности решений. Функции В – проверка того, что заложено в нашем Родительском/Детском «Я». Роли В – сосед, случайный прохожий, подчиненный, знающий себе цену и т.д. o Состояние ребенка (Рб) - это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве. Адаптированный ребенок отвечает за реализацию родительских директив. Естественный ребенок автономен. Отвечает за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получения приятных впечатлений. Детское «Я» проявляется тогда, когда человек не чувствует в себе сил для самостоятельного решения или когда не может противостоять давлению другого человека. Роли – молодого специалиста, артиста – любимца публики, зятя. Важно, что согласно теории Э. Берна, Р, В и Рб – это не абстрактные стили поведения, а вполне конкретные и значимые воспоминания, имеющиеся у каждого человека. И которые далеко не всегда можно произвольно припомнить. Но они есть и оказывают ощутимое влияние на поведение человека. Каждое «Я» выполняет свои функции и задачи, поэтому является жизненно важным. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения транзактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармоничны все три состояния. Важно отметить, что одни транзакции приводят к оптимизации отношений, другие наоборот. Различают: · Параллельные трансакции – находятся на одинаковых позициях и ожидаются ответы именно с тех позиций, на которых стоят партнеры. Вопрос от В к Рб, ответ Рб для В. · Пересекающиеся трансакции –это неправильное взаимодействие. Стороны демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника, а с другой стороны, ярко проявляют свои собственные намерения и действия. Пример. Приятель спрашивает, который час, а другой отвечает: «Ты что не можешь посмотреть на свои часы?». · Скрытые трансакции – они включают в себя два уровня – явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. За внешней безобидностью скрывается обидный подтекст. Позитив = параллельные транзакции, ссоры и конфликты = пересекающиеся. Транзактный анализ нанимается изучением комплексных стереотипов поведения в стандартных ситуациях. Среди таких стереотипов поведения важную роль занимают игры. Игры – стандартные цепочки трансакций. Общая черта таких игр – в основном отсутствие враждебности и подчинение определенных правил, договору. Три типа: жертва, преследователь, избавитель. Транзактный анализ исследует также одну из главных потребностей человека – потребность в структурировании времени. Т.е. нахождение какого-либо занятия с целью избавления от скуки, безделья, однообразия жизни. Выделяют 6 способов упорядочения времени: · Отстраненность (замкнутость) – отказ от общения, · Ритуал – порядок проведения времени. Все заранее знают, кто и что будет делать. · Деятельность – целенаправленные действия (свидание, мытье окон, проведение занятий, написание книг, подготовка к экзаменам и т.д.). · Развлечения – участие в занятиях, которые приносят удовольствия. · Игры – последовательность взаимодополнительных, содержащих скрытые компоненты трансакций, с заранее предопределенной, легко предсказуемой концовкой. Игры позволяют структурировать время в тех случаях, когда потребность в одобрении (поглаживании) очень велика, но ощущение неблагополучия препятствует достижению близости. · Близость – отказ от первых 5 способов. Позиции партнеров «Я хороший – ты хороший». Игры являются частью трансакций, которые называются сценариями. Анализ сценариев – это метод выявления ранних бессознательных решений о том, как необходимо прожить жизнь. В определенной степени рамки поведения и даже жизнедеятельности заданы и сформированы в детстве. Стереотипы поведения навязываются ребенку в семье, определяют его поведение и даже образ мыслей. В результате обучения, навязывания ребенку игр у него появляются «активные» стереотипы поведения и шаблоны «пассивного поведения».
Основные характеристики позиций
Стили общения Сколько стилей общения всего? На это достаточно трудно ответить, поскольку выбор стиля общения выбирается человеком в соответствии с его мировоззрением, положением в обществе, личностными характеристиками. Но если взять за основу готовность индивида к той или иной ситуации, то в стилях общения можно выделить 3 основных направления: ü Ритуальное общение. Главная задача - поддержание связей с социумом, подкрепление представлений о себе. Много контактов со стороны (день рожденья). Партнер – атрибут, его индивидуальные особенности не существенны, важны только его компетентность в отношении данного ритуала. Важно – разобраться как себя вести и распознать ситуацию (уход из гостей). Ритуальное общение редко обладает жизнью, оно является прологом к манипулятивному общению. ü Манипулятивное общение. Главная задача – демонстрация партнеру достижения цели. Цель - «подсунуть» стереотип, который, как нам кажется, выгоден в данный момент. Если цель одинакова у обоих, то победит тот, кто окажется наиболее искусным манипулятором, тот кто лучше знает своего партнера, лучше понимает цели и владеет техникой. Это имеет широкое применение в деловом общении. (Типичный прием манипулятивного общения - тон по телефону, каким тоном и с кем ведется разговор). Важно– следует отметить, что в некоторых случаях манипулятивыное общение может деформировать личность. Это происходит тогда, когда, в силу частого применения данной техники на профессиональном поприще, происходит виртуозное владение, следовательно успех, и далее как результат – человек начинает считать, что это единственно правильное общение. В дальнейшем все сводится к общению через манипулирование. ü Гуманистическое общение. Главная особенность – ожидание изменений представлений обоих партнеров в процессе общения. Цели не закреплены, не запланированы – это скорее исповедальное, психотерапевтическое общение, связанное с настроением и целью партнеров, условиями, ситуацией, стереотипами. Здесь общение зависит от индивидуальности партнеров. Важноотметить, что в данном стиле общения главный механизм воздействия - внушение (суггестия) поскольку это самый эффективный механизм воздействия. Важно помнить, что внушение обоюдно, поскольку партнеры доверяют друг другу, и результатом является не изменение точек зрения.
Основные стратеги поведения по Р. Бейлзу Для решения задач экспериментальных исследований, психологи конкретизируют более общие типы взаимодействия, выделяя в них простые виды взаимодействий, которые затем могут быть использованы в качестве единиц наблюдения. Наиболее известна попытка такого рода принадлежит Р.Бейлзу. Он объявил наблюдаемые образы взаимодействия в целостную систему.
Ориентация на собственные цели
max *Противодействие *Сотрудничество
*Компромисс
min *Избегание *Уступчивость
min max Ориентация на цели другого
Ученый исходил из того, что любое взаимодействие может быть описано с помощью четырех областей, фиксирующих ее проявления в области позитивных, негативных эмоций, постановки проблем и решения этих проблем. В каждой из этих областей им выделялись три типа поведения. Например, в первой области он отмечал солидарность, снятие напряжения, согласие.
Стоит отметить, что эта система фиксирует только форму взаимодействий и не дает оценку того, по поводу чего происходит взаимодействие. Бейлз считал, что выбор решения действия зависит от эмоционального переживания участников взаимодействия и от времени взаимодействия (урок 45 минут, осмотр пациента 15 -20 минут). Длительность взаимодействия при неофициальных отношениях определяется внутренними потребностями каждого из участников общения (с кем-то можно быть очень долго, а с кем-то не хочется быть долго).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |