Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы Каспийского моря во внешней политике РК. Каспийская нефть, правовой статус Каспия



2015-12-07 1080 Обсуждений (0)
Проблемы Каспийского моря во внешней политике РК. Каспийская нефть, правовой статус Каспия 0.00 из 5.00 0 оценок




Каспийское направление внешней политики

Термин "многовекторная дипломатия Казахстана" был впервые использован более 15 лет назад. Он был призван обозначать независимую, неангажированную и свободную в своем выборе внешнюю политику молодого государства. На самом деле за многовекторностью крылось балансирование между различными геополитическими центрами силы, оказывавшими влияние на Казахстан и на Центральную Азию в целом. Каспийское направление было самым сложным, самым "мновекторным" во внешней политике Казахстана. С одной стороны, приходилось испытывать все растущее давление со стороны главного инвестора – США, а также со стороны "братской" Турции, а с другой – вести сложный диалог с ближайшим союзником Россией и другими постсоветскими государствами, в том числе и с таким неоднозначным партнером, как Туркменбаши. К этому надо добавить Иран, который выступал с вполне дельными и на первый взгляд целесообразными предложениями. Нельзя было сказать твердое "да" одной стороне, чтобы не обидеть другую. Нельзя было сказать категорическое "нет", чтобы не пострадали национальные интересы и даже безопасность Казахстана.

В этих условиях казахстанская дипломатия проявила верх изворотливости и искусства балансирования. В течение долгого времени Астана вообще отмалчивалась по поводу трубопровода Баку – Джейхан и использовала это время для интенсификации переговоров по правовому статусу и урегулированию спорных вопросов с главным партнером на Каспийском море – Россией. Параллельно Казахстан выступал с ни к чему не обязывающими заявлениями о приемлемости иранского маршрута, что должно было успокоить Тегеран. В 1998 году Казахстану и России удалось сделать прорыв по проблеме делимитации своих участков Каспийского шельфа, что положило начало реальному процессу раздела моря и его недр. Правда, из игры был выключен Иран, но это стало больше проблемой Азербайджана и Туркменистана, которым Москва и Астана предоставили самим разбираться с Тегераном.

Более того, после достижения соглашения с Россией у Казахстана оказались развязанными руки в отношении проекта "Баку – Джейхан". Казахстанская дипломатия могла теперь относительно свободно высказываться в отношении этого трубопровода. Смысл заявлений, которые делала и продолжает делать до сих пор казахстанская сторона, сводится к следующему: стройте, что хотите; мы готовы гнать свою нефть по любому трубопроводу и даже по всем одновременно, лишь бы находились покупатели и не падали цены на нефть. Наверное, такая позиция не очень нравилась России, но в Москве понимали, особенно после неофициальных заверений, что приоритет все равно остается за КТК и за российским направлением в целом. Трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) в любом случае достанутся остатки нефтяного фонтана.
Для полноты многовекторной картины Казахстану удалось втянуть в каспийскую игру еще двух игроков. Первым был Китай, с которым в 1997 году было подписано семимиллиардное соглашение, сразу же окрещенное "проектом века". Но в лице Пекина Казахстан столкнулся с не менее, если не более искушенным в дипломатической "многовекторной" игре партнером. Это соглашение так и осталось на бумаге, а Китай повел свою игру на нефтяных просторах Сибири. Вторым участником стал Европейский Союз, который удалось запугать тем, что ему, претендующему на новую геополитическую роль в Евразии, грозит опоздание к разделу каспийского пирога и, по сравнению с Америкой и Россией, функционирование на вторых ролях в обширном регионе Кавказа и Центральной Азии. Казахстан заинтересован в привлечении европейских, особенно германских инвестиций и технологий, расширении европейского присутствия как противовеса и гарантии от любого другого диктата.

Правовой статус Каспия

Позиция Республики Казахстан по правовому статусу Каспийского моря заключается в том, чтобы применить к Каспию отдельные положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., касающиеся режимов и ширины различных участков моря.

В целях эффективного обеспечения политических и экономических интересов прибрежных государств Казахстан согласно положениям указанной Конвенции ООН предлагает установить на Каспии территориальное море, рыболовную зону и общее водное пространство.

При этом необходимо определить в этих зонах соответствующие режимы. Внешняя граница территориального моря должна являться государственной границей, в пределах которой прибрежное государство будет обладать всей полнотой суверенных прав. Это позволит приобрести дополнительные гарантии безопасности в контексте обеспечения нерушимости границ и территориальной целостности.

Рыболовство и использование биоресурсов необходимо осуществлять в соответствующих зонах, а также в открытом море на основе согласованных квот вылова и лицензирования промысла.

Рыболовную зону надо выделить в отдельную категорию, согласовав ее ширину и режим с прикаспийскими государствами.

Переговоры по данным вопросам проводятся в рамках Специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств (СРГ).

Вопросы правового статуса Каспийского моря согласовываются также на двух- и трехсторонних консультациях.

Кроме того, предметом переговоров являются взаимодействие в освоении биологических и минеральных ресурсов, развитии судоходства, обеспечении безопасности и сохранения экосистемы Каспия.

Проводятся встречи экспертов прикаспийских государств по согласованию отраслевых международных договоров на уровне представителей соответствующих государственных органов Сторон.

4 ноября 2003 г. подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря.

6 июля 1998 г. между Республикой Казахстан и Российской Федерацией были заключены Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование и 13 мая 2002 г. Протокол к данному Соглашению.

29 ноября 2001 г. и 27 февраля 2003 г. заключены Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой и Протокол к нему соответственно.

Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 г. заключено Соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.

В настоящее время проводится работа по разграничению дна Каспийского моря с Туркменистаном.

 

БИЛЕТ 28.



2015-12-07 1080 Обсуждений (0)
Проблемы Каспийского моря во внешней политике РК. Каспийская нефть, правовой статус Каспия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы Каспийского моря во внешней политике РК. Каспийская нефть, правовой статус Каспия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1080)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)