Распространения информации включает в
Информационное правоотношение в общей форме может быть определено, как урегулированное информационно-правовой нормой общественное отношение, стороны которого являются носителями взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой. Характерные черты информационных правоотношений: данные отношения возникают по поводу создания, преобразования, хранения, распространения или потребления информации; они могут складываться как между равными, так и неравными субъектами; основанием их возникновения могут быть не только действия людей, но и наступление определенных событий, имеющих юридическое значение; данные правоотношения носят двусторонний характер. Информационные правоотношения имеют определенную структуру. Элементами структуры информационных правоотношений являются: 1) Субъекты информационных правоотношений, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов. Субъектами информационных отношений могут являться: • Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь; • государственные органы, другие государственные организации; • иные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами; • физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели; • иностранные государства, международные организации. 2) Объекты информационных правоотношений, т.е. материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в информационные правоотношения (например, документированная информация, элементы информационной безопасности; информационные технологии и средства их обеспечения и т.д.). 3) Содержание информационных правоотношений, которое составляют субъективные права и обязанности участников данных правоотношений. Информационные правоотношения можно классифицировать по различным основаниям: 1. По характеру обязанностей субъектов информационных правоотношений можно выделить: • активные правоотношения (например, требуется предоставить лицу информацию); • пассивные правоотношения (например, требуется воздержаться от разглашения государственных секретов); 3. По соотношению прав и обязанностей участников информационно-правовых отношений последние подразделяются на: • Вертикальные отношения (в них один из участников подчинен другому); • Горизонтальные отношения (участники не находятся в подчиненных отношениях). 4. По характеру юридических фактов, порождающих информационные правоотношения, их можно классифицировать на: Порожденные правомерными фактами; Деликатные правоотношения. Информационные правоотношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует требованиям информационно-правовых норм. В случае нарушения данных требований защита информационно-правовых отношений может осуществляться в административном или судебном порядке. 6. В структуру источников информационного права включены законодательные акты РБ, подзаконные акты, акты международного права, а также двусторонние и многосторонние договоры. К основным источникам можно отнести: 1) конституцию РБ 2) законы (Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» об электронных документах, о государственных секретах, об авторском праве и смежных правах) 3) указы президента (о некоторых мерах информатизации РБ) 4) международные источники (всеобщая декларация прав человека, международный пакт о гражданских и политических правах, конвенция СНГ о правах и основных свободах человека)
Конституционная основа поиска, получения и распространения информации включает в себя следующие положения:1. ч.1 ст.34 Гражданам РБ гарантируетсяправо на получение, хранение ираспространение полной, достоверной исвоевременной информации о деятельностиобщественных объединений, о политической,экономической, культурной и международнойжизни, о состоянии окружающей среды. 2. ч.1 ст.51 Каждый имеет право на участие вкультурной жизни. Это право обеспечиваетсяобщедоступностью ценностей отечественной имировой культуры. 3. ст.28 Каждый имеет право на защиту незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и частных сообщений, на его честь и достоинство, тем самым ограничивается право на доступ к персональным данным любых лиц кроме их владельцев. При этом НПА защищает общество и каждого его члена от распостранения вредной и опаснойинформации.
8.9. Правовые гарантии поиска и получения информации. гарантировать право на получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений о политических, экономических, культурной жизни и о состоянии окружающей среды. Закон "Об информации, информатизации и защите информации", устанавливает, что деятельность государственных органов организаций и предприятий должна осуществляться на принципах информационной открытости, что выражается в следующем: 1. Доступности для граждан информации, представляющий общественный интерес или затрагивающие личные интересы граждан. 2. Систематическом информировании граждан о принятых решениях. 3. Создание условий для обеспечения граждан в Республике Беларусь зарубежными, информационными продуктами. Законодательством Республики Беларусь установлены ограничения на доступ к определённым видам информации: персональные данные, коммерческая тайна, банковская тайна и государственные секреты.
10. Документированная информация– это зафиксированная на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Материальный носитель информации – это материал с определенными физическими свойствами, которые может быть использован для записи и хранения информации и предоставление документированной информации пользователю. Информационные ресурсы – это организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие информационные массивы в информации системах. Базовым является движение за информатизацию. Право на получение документированной информации имеют государства в лице его госорганов, юридические и физические лица. Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам признается основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов госвласти, органов местного управления и самоуправления, обществ,политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и иных сферобщественной жизни. Порядок использования и получения скрытой документированной информации определяет собственник или владелец информации на основе договора или в порядке исполнения служебных обязательств. Физические и юридические лица имеют право: 1. на доступ к документированной информации 2. на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и точности 3. оспаривать эту информацию в установленном законом порядке 4. знать кто и в каких целях накапливает или использует данную документированную информацию. Отказ юридическим и физическим лицам в доступе к документированной информации или ее сокрытие могут быть обжалованы в судебном порядке. Основные принципы на право доступа к информации: презумпция доступности и открытости информации, достоверность и полнота информации, своевременность предоставления информации, защита права на доступ к информации в том числе в судебном порядке, установление ограничения на доступ к информации только законом и только в той мере в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Информация и информационные ресурсы, имеющие государственное значение, должны обрабатываться только в системах, обеспеченных защитой, необходимый уровень которой подтвержден сертификатом соответствия. Отказ в предоставлении информации необоснованная отсрочка ответа или его непредставление в течение указанного срока, как и иные нарушения порядка рассмотрения и удовлетворения запроса, могут быть обжалованы в вышестоящем госоргане. Если решение вышестоящего органа не удовлетворяет подателя жалобы, жалоба может быть отправлена в суд. Лица, которым неправомерно отказано в доступе к информации, имеют право на возмещение понесенного ущерба.
13. I.) Под правовым режимоминформации понимается порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, регулирующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволяющих запретов, а также позитивных обязательств у создающих особую направленность регулирования. Классификация правовых режимов информации: 1) режим свободного доступа содержит: - режим исключительных прав - режим информации отнесенной к общественному достоянию - режим массовой информации 2) режим ограничения содержит: - режим конфиденциальной информации - режим информации, относимой к гостайне. Перечень отдельных категорий, сведений, доступ к которым не подлежит никому, лишь ограничено: 1. законы и иные НПА устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления организаций, объединений. 2. права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации. 3. документы, содержащие сведения о ЧС,экономическую, эпидемиологическую и иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности и функционирования населенных пунктов, производственных объектов безопасности граждан и населения в целом. 4. документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, представляющих общественный интерес или необходимых для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. 5. информация о состоянии здоровья высших должностных лиц РБ. 6. информация о размерах золотого запасаРБ.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |