Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ результатов исследования



2015-12-07 3412 Обсуждений (0)
Анализ результатов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




По истечению 9 месяцев реализации данной программы было проведено повторное исследование уровня развития элементарных экологических представлений, которое составило контрольный этап исследования.

Целью контрольного этапа исследования стало изучение уровня развития элементарных экологических представлений после проведения специально подобранных занятий на формирующем этапе исследования.

Определение уровня развития элементарных экологических представлений у детей по окончании формирующего этапа проходило на базе тех же экспериментальной и контрольной групп по той же диагностической методике, что и на констатирующем этапе эксперимента. Детям были предложены аналогичные задания.

Результаты обследования детей были занесены в протоколы (приложения 5,6).

Распределение результатов контрольного эксперимента детей экспериментальной группы по уровням представлено в таблице 3.

 

Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе, %

Таблица 3

Уровень Задание Высокий Средний Низкий
1 Представление о природе (живой и неживой) -
2 Отношение к природе
3 Трудовые навыки

 

Анализ данных, представленных в таблице 3, показывает следующее:

-по первому блоку заданию – о представлениях о природе (живой и неживой)– 40% детей имеют высокий уровень, 60% детей имеют средний уровень, низкий уровень не выявлен;

-по второму блоку заданий – об отношении к природе – 50% детей имеет высокий уровень, 40% детей имеют средний уровень и 10% детей имеет низкий уровень;

-по третьему блоку заданий – о трудовых навыках – 60% детей имеет высокий уровень, 30% детей имеет средний уровень и 10% детей имеет низкий уровень.

Более наглядно уровни развития экологических представлений дошкольников экспериментальной группы представлены на рисунке 3.

 

 

Рис.3. Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе, %

 

Таким образом, по данным рисунка 3 можно сделать вывод, что в основном в экспериментальной группе преобладает высокий уровень развития экологических представлений дошкольников.

Распределение результатов контрольного эксперимента детей контрольной группы по уровням представлено в таблице 4.

 

Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе, %

Таблица 4

 

Уровень Задание Высокий Средний Низкий
1 Представление о природе (живой и неживой)
2 Отношение к природе
3 Трудовые навыки

 

Анализ данных, представленных в таблице 4, показывает следующее:

-по первому блоку заданий – о представлениях о природе (живой и неживой)– 10% детей имеют высокий уровень, 50% детей имеют средний уровень и 40% детей имеет низкий уровень;

-по второму блоку заданий – об отношении к природе – 20% детей имеет высокий уровень, 40% детей имеют средний уровень и 40% детей имеет низкий уровень;

-по третьему блоку заданий – о трудовых навыках – 30% детей имеет высокий уровень, 50% детей имеет средний уровень и 20% детей имеет низкий уровень.

Более наглядно уровни развития экологических представлений дошкольников контрольной группы представлены на рисунке 4

.

Рис.4. Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе, %

 

Таким образом, по данным рисунка 4 можно сделать вывод, что в основном в контрольной группе преобладает средний уровень развития экологических представлений дошкольников.

Обобщение результатов констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе по уровням представлено в таблице 5.

 

Обобщение результатов констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе, %

Таблица 5

Уровень Задание Высокий Средний Низкий
До После До После До После
1 Представление о природе (живой и неживой) -
2 Отношение к природе
3 Трудовые навыки

Сравнительный анализ диагностических данных детей экспериментальной группы показал очевидную положительную динамику в развитии экологических представлений дошкольников:

-по первому блоку заданий – о представлении о природе – высокий уровень поднялся с 10% до 40%, средний – с 50% до 60%, низкий с 40% до полного его исчезновения;

- по второму блоку заданий – об отношении к природе – высокий уровень поднялся с 10% до 50%, средний – остался таким же, низкий – уменьшился с 50% до 10%;

- по третьему блоку заданий – о трудовых навыках – высокий уровень поднялся с 40% до 60%, средний – снизился с 40% до 30%, низкий – снизился с 20% до 10%.

Более наглядно обобщение результатов констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе представлены на рисунке 5.

 

Рис.5. Обобщение результатов констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе, %

Обобщение результатов контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах по уровням представлено в таблице 6.

 

Обобщение результатов контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах, %

Таблица 6

Задание Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа
  -    
1 Представления о природе (живой и неживой) Высокий
Средний
Низкий
2 Отношение к природе Высокий
Средний
Низкий
3 Трудовые навыки Высокий
Средний
Низкий

 

Сравнительный анализ диагностических данных детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента показал очевидную положительную динамику в развитии экологических представлений детей экспериментальной группы:

- по первому блоку заданий в конце эксперимента на высоком уровне - 40% детей, в то время как в контрольной лишь 10%; на среднем уровне - 60% детей, в то время как в контрольной лишь 50%; на низком уровне детей не оказалось, в то время как в контрольной их оказалось 40%;

- по второму блоку заданий в конце эксперимента на высоком уровне - 50% детей, в то время как в контрольной лишь 20%; на среднем уровне – 40% в обеих группах; на низком уровне – 10%, в то время как в контрольной их оказалось 40%;

- по третьему блоку заданий в конце эксперимента на высоком уровне – 60% детей, в то время как в контрольной лишь 30%; на среднем уровне – 30% детей, в то время как в контрольной 50%; на низком уровне – 10% детей, в то время как в контрольной 20%.

Более наглядно обобщение результатов контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлено на рисунке 6.

 

 

Рис. 6 Обобщение результатов контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах, %

 

Вывод: разработанная нами программа по повышению уровня развития экологических представлений дошкольников подготовительной к школе группы на занятиях достаточно эффективна.

Следовательно, выдвинутая нами гипотеза, что процесс экологического воспитания дошкольников будет более естественным и эффективным, если будет разработан комплекс авторских игровых занятий, в которых следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности детей, подтверждена.

 

 


Вывод по главе II

 

Нами был проведен констатирующий эксперимент исследования уровня сформированности элементарных экологических представлений, мышления и экологически грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста. В ходе эксперимента нами был использован диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста, разработанный на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой.

Вся диагностика проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществлялось наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучались творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводились беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

В ходе проведённой диагностики, нами было выявлено, что развитие элементарных экологических представлений у детей экспериментальной и контрольной групп в основном соответствует среднему уровню.

Проведя констатирующий этап исследования, мы пришли к выводу о необходимости проведения формирующего этапа исследования, для повышения уровня развития экологических представлений дошкольников.

Нами были использованы разные виды экологических игр: дидактические, подвижные, игровые обучающие ситуации (ИОС), соревновательные экологические игры. Значительное место в самостоятельной деятельности детей занимали творческие сюжетно-ролевые игры с экологическим содержанием. Особое внимание было уделено викторинам, в связи с заинтересованностью ими детей.

После проведения формирующего этапа исследования, мы провели контрольное исследование.

После проведённой с детьми работы и анализа данных контрольной диагностики, мы можем отметить, что уровень развития экологических представлений детей в экспериментальной группе значительно повысился:

-по первому блоку заданий – о представлении о природе – высокий уровень поднялся с 10% до 40%, средний – с 50% до 60%, низкий с 40% до полного его исчезновения;

- по второму блоку заданий – об отношении к природе – высокий уровень поднялся с 10% до 50%, средний – остался таким же, низкий – уменьшился с 50% до 10%;

- по третьему блоку заданий – о трудовых навыках – высокий уровень поднялся с 40% до 60%, средний – снизился с 40% до 30%, низкий – снизился с 20% до 10%.

Таким образом, в результате проведенного эксперимента мы можем сделать вывод, что подготовленная и проведенная нами работа является эффективной. А это, в свою очередь, подтверждает правильность выдвинутой гипотезы: процесс экологического воспитания дошкольников будет более естественным и эффективным, если будет разработан комплекс авторских игровых занятий, в которых следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Вся диагностика проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществлялось наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучались творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводились беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

На констатирующем этапе исследования дети показали, в основном, средний уровень развития элементарных экологических знаний.

Проведя констатирующий этап исследования, мы пришли к выводу о необходимости проведения формирующего этапа исследования, для повышения уровня развития экологических представлений дошкольников.

На формирующем этапе, мы проводили занятия со специально подобранными упражнениями и играми. Использовались разные виды экологических игр: дидактические, подвижные, игровые обучающие ситуации (ИОС), соревновательные экологические игры. Значительное место в самостоятельной деятельности детей занимали творческие сюжетно-ролевые игры с экологическим содержанием. Особое внимание было уделено викторинам, в связи с заинтересованностью ими детей.

Проведя контрольный этап исследования, мы пришли к выводу о том, что гипотеза о том, что процесс экологического воспитания дошкольников будет более естественным и эффективным, если будет разработан комплекс авторских игровых занятий, в которых следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности детей - подтвердилась.

Следовательно, диагностика экологических знаний показала, что у детей высокий уровень сформированности элементарных, и даже углубленных знаний для их возраста экологических представлений, аналитического мышления и экологически грамотного поведения. Дети без труда связано и последовательно отвечают на вопросы, делают выводы и аргументируют ответы, эмоционально выражают своё отношение к представителям животного, растительного мира, выявляют связи внутри классов, существенного в объекте, многообразие сторон познавательного объекта. Прослеживается и системность знаний, позволяющая целостное рассмотрение объектов. Обнаруживают высокий эмоциональный уровень отношений к миру природы, пониманию взаимосвязей между деятельностью человека и жизнью животного и растительного мира. Эмоционально выражают своё отношение к проблеме экологической безопасности.

В заключение своей работы, хочется сказать, что работа по использованию разные виды экологических игр, игровых обучающих ситуаций (ИОС), соревновательных экологических игр, викторин интересна и увлекательна. Дети восприняли ее с большим удовольствием. В своих планах на будущее мы планируем продолжить эту работу в данном направлении.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» 2012.

2. Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» 2012.

3. Алексеев, С.В. К вопросу об учебно-методическом обеспечении экологического образования / С.В. Алексеев // Методист, 2012. – №2. – С.28.

4. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 2013. – № 5.

5. Акимова, Т.А. Экология: Учебник / Т.А.Акимова. – М.: Академия, 2007. – 453с.

6. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К.Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С.10-12.

7. Ашиков, В.И. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова. – М., 2009.

8. Ашиков, В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников / В.Ашиков // Дошкольное воспитание, 2008. – № 2. – С. 34.

9. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ/ Н.П. Берестнева // Ребенок в детском саду, – 2014. – № 1. – С.48-52.

10. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой / А.П. Букин. – М.: Просвещение, 2010.

11. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297с.

12. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №5. – С. 45- 69.

13. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2011.

14. Вересов, Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Вересов // Дошкольное воспитание, 2008. –№ 3. – С. 22-23.

15. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.Веретенникова. – М.: Просвещение, 2011.

16. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волостникова // Дошкольная педагогика, – 2013. – № 6.- С. 16-20.

17. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика, 2014. – № 3. – С. 23-27.

18. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А.Горбунова // Дошкольная педагогика, 2011. – № 6. – С. 10-16.

19. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г.Горькова. – М.: ВАКО, 2012. – 240 с.

20. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д.Дерябо, В.П.Ясвин. – Ростов на Дону.: Феникс, 2013.

21. Дмитриев, Ю.Д. Большая книга леса / Ю.Д. Дмитриев. – М. Детская литература, 2011.

22. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л.И.Егоренков. – М.: АРКТИ, 2011. – 128с.

23. Зенина, Т. Экологические акции в работе с дошкольниками / Т.Зенина //Дошкольное воспитание, 2012 . – № 7.– С. 18.

24. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение, 2009.

25. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: – 8-е изд., стер. / С.А.Козлова – М.: Академия, 2010.

26. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! / Л.В.Ковинько. – М.: Линка-Пресс, 2014. – 72с.

27. Коробкин, В.И. Экология / В.И.Коробкин, Л.В.Передальский. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2011. – С.545-549.

28. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей / Л.В.Кузнецова // Дошкольная педагогика, 2009. – № 6. – С. 54-57.

29. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников / Г.Н. Казаручик // Ребенок в детском саду, 2013. – № 2. – С. 38-41.

30. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ / Т.В. Константинова // Начальная школа: плюс до и после, 2012. – № 1. – С.46-48.

31. Лаврентьева, Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. Пособие / Н.Г. Лаврентьева. – Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2008.

32. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.

33. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. – М.: Айрис- пресс, 2012. – 240с.

34. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях / Л.П. Молодова. – Минск: Аскар, 2014.

35. «Мы», программа экологического образования детей. - СПб: Детство - Пресс, 2011.

36. Мазурина, А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе / А.Ф.Мазурина. – М., 2010.

37. Макаровская, М.М. Уголок природы в детском саду/ М.М.Макаровская. – М., 2009.

38. Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 2013.

39. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2009.

40. Николаева, С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» / С.Н. Николаева. – М., 2011.

41. Николаева, С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Методические материалы для работы с родителями учреждений / С.Н. Николаева. – М., 2014.

42. Николаева, С.Н. Юный эколог / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика синтез, 2014.

43. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2012. –336с.

44. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 96с.

45. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2009. – № 4. – С. 42-46.

46. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н.Николаева // Дошкольное воспитание, 2014. – № 4. – С.14-20.

47. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л.Павлова // Дошкольное воспитание, 2011. – № 10. – С. 40.

48. Попова, Т.И. «Мир вокруг нас», материалы комплексной программы культурно-экологического воспитания детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста / Т.И. Попова. – М.: Педагогика, 2012. –№ 7.

49. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.:Школа-Пресс,2011. – 512с.

50. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 128с.

51. Рыжова, Н.А. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2011. – № 6. – С.18.

52. Рыжова, Н.А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – № 9. – С. 40.

53. Рыжова, Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения / Н.А.Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – № 2. – С. 30.

54. Станция юных натуралистов «Экологические проблемы глобального и регионального уровней». – Смоленск, 2011.

55. Саморукова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.Саморукова. – М., 2008.

56. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2012. – 208с.

57. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286с.

58. Степанченко, Ю.В. Новые горизонты экологического образования: биосферно-центрический подход / Ю.В. Степанченко // Стандарты и мониторинг в образовании, 2013. – №3. – С. 12.

59. Федотова, А.М. Экологическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для пед.училищ / А.М. Федотова. – М.: Просвещение, 2011.

60. Харитонов, Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник / Н.П. Харитонов. – М.: Народное образование, 2011.

61. Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся / З.А. Хусаинов // Инновации в образовании, 2013. –№2. – С.66.

62. Чебан, М.И. Экологические игры / М.И. Чебан // Ребенок в детском саду, 2008. – № 6. – С.50-54.

63. Штильмарк, Ф.Р. Историография российских заповедников (1895-1995) / Ф.Р. Штильмарк. – М.: ТОО «Логата», 1996. – 340с.

64. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. – М.: Всемирный фонд дикой природы, 2010. –104с.

65. Экологическое образование школьников / под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. – М.,2011.

66. Яницкий, О.Н. Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики / О.Н.Яницкий. – Москва: Наука, 2007. – 271 с.

67. Родителям об экологическом воспитании детей // el-mikheeva.ru URL: http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/roditelam/roditelyam-ob-ekologicheskoy-subkult (дата обращения: 10.10.2014).

68. Экологические игры Сборник российского и зарубежного опыта в области "игровой экологии" // ecosystema.ru URL: http://www.ecosystema.ru/03programs/igr/index.htm (дата обращения: 15.09.2014).

69. Проблемы и перспективы экологического образования в детском саду и начальной школе. // priroda.ru URL: http://www.priroda.ru/lib/section.php?SECTION_ID=205 (дата обращения: 22.11.2014).

70. Документация: «Экологическая среда ДОУ в рамках ФГТ как условие художественно – эстетического развития» // uchportal.ru URL: http://www.uchportal.ru/load/176 (дата обращения: 21.09.2014).



2015-12-07 3412 Обсуждений (0)
Анализ результатов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ результатов исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3412)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)