Гиркан II и Аристовул II (67 - 63 до н.э.)
Когда Александра умерла, ее амбициозный сын Аристовул выступил против Гиркана II,наследника царицы, и разбил его. Они подписали соглашение, по которому Аристовулу достава- лось царство (и, возможно, первосвященство), а Гиркан, похоже, согласился оставаться в стороне от общественных дел, спокойно пользуясь своим богатством (14.4-7). Жить бы тогда Аристовулу II без конкурентов, если бы не друг Гиркана по имени Антипатр, видный и богатый идумеянин, отец того, кто ста- Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ Глава 1. Время второго храма
нет известен как Ирод Великий. Он счел, что ему будет выгодно ослабить Аристовула, стал подговаривать Гиркана и других на восстание и в своих попытках преуспел. Антипатр убедил Гиркана отправиться из Иерусалима к Арете, арабскому царю в Петре. Арета согласился помочь Гиркану в обмен на двенадцать городов, отнятых у арабов Александром Яннаем. Затем Арета выступил против Аристовула, победил его в битве и обратил в бегство. Арета, Гиркан и их сторонники осадили Аристовула и священников в храме (14.8-21). Скорее всего, так продолжалось бы еще долго — князья маленьких народов бесконечно сражаются между собой за свои мелкие выгоды, — если бы на сцене не появилась новая могущественная сила, которая навеки изменила еврейскую историю. По сообщению Иосифа Флавия, римский полководец Помпеи, продвигаясь через Армению, послал впереди себя в Дамаск военачальника Скавра. Далее Скавр прошел в Иудею. «По прибытии его туда к нему явились посланные как от Аристовула, так и от Гиркана с просьбой оказать поддержку. За это Аристовул обещал заплатить ему четыреста талантов, и такую же сумму обещал ему Гиркан. Но Скавр склонился на сторону Аристовула, потому что тот был и богаче, и великодушнее, и менее требователен, тогда как Гиркан был беден и скуп и требовал за свое неопределенное обещание гораздо большего» (14.30-31). Скавр повелел Арете удалиться, если тот не хочет считаться врагом Рима. Осада была снята, Скавр вернулся в Дамаск, а Аристовул, воспользовавшись случаем, напал на Арету и Гиркана и нанес им основательное поражение (14.32-33). Когда в регионе появился сам Помпеи, к нему также наведались разные делегации, в том числе еврейские. В частности, он принял представителей Гиркана и Аристовула и взялся разрешить спор между ними. Пока Помпеи медлил с решением, Аристовул навлек на себя его гнев: не дожидаясь вердикта, отправился в Иудею. Помпеи собрал войско, прошел в Иудею и повелел Аристовулу сдать крепости (14.37-53). -[38]- По-видимому, Аристовул попытался замириться с Помпеем и предотвратить войну с ним, но ему помешали его же собственные солдаты в Иерусалиме. В результате Помпеи заключил его под стражу, а сам двинулся на Иерусалим. В Иерусалиме войска Аристовула заняли храм и приготовились сопротивляться; остальные жители предпочли впустить римскую армию, которая тем самым получила контроль над городом. Гиркан всячески помогал Помпею, в ответ на что тот вскоре передал ему первосвященство. Между тем Помпеи отхватил у Иудеи ряд городов и сильно уменьшил ее границы. Иерусалим же пал в 63 году до н.э., что положило начало многовековому и роковому владычеству римлян. Римляне, которые длительное время были союзниками иудеев, отныне превратились в их хозяев (14.55-76). Римский период (63 до н.э. и далее) Римскому владычеству над Иудеей и другими центрами еврейской цивилизации суждено было продолжаться до тех пор, пока не пала сама Римская империя. Ниже мы рассмотрим лишь первую часть этого долгого периода. Ранние годы (63 - 37 дон.э.) Оставив Скавра начальствовать в Иудее, Помпеи уехал в Рим, а с собой в качестве узников захватил Аристовула и его семью (14.79). По дороге один из сыновей Аристовула, Александр, бежал и начал объезжать Иудею, склоняя на свою сторону людей, — нечто такое, чему инертный Гиркан не мог воспрепятствовать (14.82). Римлянам, впрочем, удалось поддержать порядок и контролировать семейство Аристовула. Спустя некоторое время Александра победил римский претор Габиний; Габиний также поручил Гиркану заботу о храме, а Иудею разделил на мять округов, каждый со своим синедрионом (14.82-91). Сам Аристовул в конце концов бежал из Рима в Иудею и попытался вернуть себе былое положение. Габиний выдвинул и против -[39]- Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ Глава 1. Время второго храма
него войска и победил его, после чего Аристовул уже второй раз оказался пленником в Риме, хотя, в соответствии с обещанием Габиния жене Аристовула, детей Аристовула сенат отпустил на волю (14.92-97). Впоследствии Габинию представилась еще одна возможность нанести поражение Александру (14.100-102). Поскольку Аристовула можно было считать врагом Помпея, он стал пешкой в римской внешней политике. Юлий Цезарь дал ему свободу и даже два легиона, чтобы тот поспособствовал благоприятному для него обороту дел в Сирии. Однако сторонники Помпея отравили Аристовула и отрубили голову его сыну, Александру (14.123-125). Интересно, особенно в свете дальнейшей проримской политики его сына Ирода, что Антипатр активно поддерживал Цезаря, имея от этого немалую выгоду. Он оказал ему военную помощь в Египте и произвел на благородного римлянина столь сильное впечатление, что Цезарь стал поручать ему опасные задания. Цезарь назначил Антипатра правителем Иудеи, а также подтвердил первосвященство Гиркана, который также помогал египетской кампании Цезаря. Антипатр и Гиркан продолжали работать вместе и единым фронтом поддерживали римлян (14.127-144). Более того, во времена Гиркана отношения доброй воли и дружбы с римлянами были снова подтверждены официально (14.145-148). Антипатру приписывается восстановление порядка в стране, однако вследствие «медлительности и апатичности» Гиркана ему пришлось назначить на высокие должности двух своих сыновей: Фасаила он сделал «начальником над Иерусалимом и его окрестностями, а следующему за ним сыну, весьма еще молодому Ироду (ему было тогда лишь пятнадцать лет) поручил управление Галилеей» (14.158). Вполне возможно, что на самом деле Ирод был постарше: лет двадцать пять около 47 года до н.э. Как бы то ни было, Ирод быстро показал себя способным и твердым правителем, избавив пограничные между Галилеей и Сирией области от Езекии (которого Флавий называет «ата- -[40]- маном разбойников») и его людей: они были казнены без суда (14.159-160). С этого времени Ирод играет все более важную роль в еврейской истории. Его политическая деятельность продлится более четырех десятилетий. Власть, которую приобрели Антипатр и его сыновья, а также желание ее использовать стали вызывать недовольство (чувство, быть может, разделявшееся Гирканом). Виднейшие граждане убедили Гиркана принять меры, и тот призвал молодого Ирода на суд синедриона в Иерусалиме. Иерусалимский синедрион был официальным правящим советом, в который входили семьдесят видных мужей и который возглавлялся первосвященником. Инкриминировали Ироду то, что он казнил Езекию и его банду без суда (14.168-169). Иосиф Флавий рисует яркую сцену: «Ирод действительно явился в суд... но с предосторожностями и отрядом телохранителей... он нагнал на всех такой страх, что никто из прежних его обвинителей не решился сказать против него ни одного слова, наступила минута всеобщего молчания...»; не вполне понятно, что было дальше, но ясно, что он всех запугал. Впоследствии, когда все же возникла опасность судебных проблем, он успел покинуть Иерусалим (14.172-184). Против Ирода выдвигали обвинения и далее (см., напр., 14.302-303; 14.324-326), но ему всегда удавалось избежать наказания (см. 14.327-329). Международные события чуть было не положили конец его карьере. В 40 году до н.э. парфяне (Парфия находилась к северу от Персии и простиралась далеко на восток) вторглись в Сирию и оказались замешаны во внутренней политике Иудеи. Другой сын Аристовула II, по имени Антигон, собрал довольно много сторонников и взятками добился поддержки вторгшихся парфян. Антигон желал ни больше ни меньше как прогнать Гиркана и Ирода со своих мест и самому стать царем этих мест. Ирод и его брат Фасаил сдержали парфян (I 1.330-341), но в какой-то момент Фасаил и Гиркан отправились общаться с парфянскими военачальниками, и их взяли в плен. У парфян были также планы разделаться с Иродом. Ирод бежал -[41]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ вместе с семьей и некоторыми сторонниками, которых он оставил в горной крепости под названием Масада. Антигон добился своего, но «опасался, как бы народная масса не вздумала вернуть царскую власть Гиркану (которого стерегли парфяне), и потому он отрезал ему уши, рассчитывая лишить его таким образом возможности быть первосвященником вследствие телесного порока, так как закон требовал, чтобы сан первосвященника занимало лицо нормально сложенное» (14.366). Фасаил, видимо, покончил с собой в парфянской темнице (14.340-369). Ирод же отплыл в Рим, где его поддержали Марк Антоний и Октавиан, а сенат провозгласил царем. По сообщению Иосифа Флавия, Ирод сам не ожидал столь благоприятного поворота событий: «Он хотел домогаться царского достоинства не для себя лично, так как не рассчитывал на это, потому что римляне имели обыкновение провозглашать царями лишь лиц соответствующего происхождения, а для своего шурина Аристовула, который был внуком Аристовула со стороны отца и внуком Гиркана по матери» (14.370-387). Назначение Ирода было выгодно римлянам: они создали альтернативную кандидатуру на должность, которую пока занимал парфянский ставленник. События эти происходили в 40 году до н.э. Однако от назначения царем до реальной царской власти было далеко. Ирод вернулся в Галилею, набрал войско и стал продвигаться на юг. Он вызволил свою семью и друзей из Масады. Ирод (37 - 4 до н.э.) и Архелай(4 до н.э. - б н.э.) Наконец после долгих передряг, в третий год своего назначения царем, Ирод с объединенной еврейской и римской армией осадил Иерусалим. Сопротивление было сильным, а потому осада стоила жизни многим защитникам. Антигона схватили. Далее было следующее: Ирод боялся, что Антигона увезут в Рим, а в сенате оправдают, когда тот скажет, что, в отличие от Ирода, принадлежит к царскому роду, а значит, править Иудеей должны его дети. Поэтому Ирод дал Марку Антонию крупную взятку и -[42]- Глава 1. Время второго храма Семья Иродов Антипатр
Ирод Иосиф Ферора Саломея У сына Антипатра, Ирода (Ирод Великий [37 - 4 до н.э.]), было десять жен. От пяти из них у него были дети, сыгравшие роль в истории своего времени.
1. Ирод Антипатр Мариамна (хасмонеянка)
Александр Аристовул – Береника Салампсио Кипр Ирод Халкидский Агриппа I Иродиада Агриппа II 3. Ирод Мариамна Ирод 4. Ирод Мальтака
Архелай Антипа 5. Ирод Клеопатра
Филипп -[43]- Глава 1. Время второго храма тот казнил Антигона, последнего из хасмонейских наследников (14.468-491; 15:8-10). Пожилого и физически изуродованного Гиркана, бывшего первосвященника, все еще томившегося в парфянской темнице, отпустили на свободу. Хотя ему была предоставлена возможность поселиться в Вавилоне, где жило много евреев (15.14), он отказался и предпочел вернуться на родину. Согласно Иосифу Флавию, Ирод встретил Гиркана с притворной сердечностью; что же касается должности первосвященника, «остерегаясь назначить...какого-нибудь представителя знати, он нарочно послал в Вавилон за неким Анаилом, простым священником, и поручил ему первосвященство» (15.21-22). По-видимому, по воцарении Ирода (и вообще в начальный период его царствования) к нему была определенная оппозиция. Ему также приходилось считаться с фактом, что прежняя царская семья Хасмонеев все еще сохраняла значимость и долю популярности. Ирод и сам прекрасно понимал, что он не царского рода, и ему об этом факте напоминали. Неудивительно, что к членам хасмонейской семьи он присматривался постоянно и с подозрением. Проримская политика уже сослужила ему хорошую службу, и в качестве царя он сохранял послушание римлянам. Сначала он завоевал расположение могущественного Марка Антония, чье влияние обеспечило ему царскую должность. Впоследствии, после битвы при Акции (31 до н.э.), он благоразумно поддержал ее победителя Октавиана, будущего Августа. Под влиянием хасмонеянки Александры и ее дочери Мари-амны (жена Ирода) царь сместил первосвященника Анаила и поставил на это место Аристовула, брата Мариамны (35 до н.э.). Вскоре, однако, по приказу Ирода Аристовула утопили при купании в пруду (15.60-61). После этого Ирода призвал к ответу Марк Антоний, но, как всегда, ему удалось выкрутиться. Спустя четыре года (31 до н.э.) Ирод казнил бывшего первосвященника Гиркана (15.161-182). Вообще он убил довольно много членов своей семьи еще задолго до последних лет жизни, когда его паранойя приоб- -[44]- рела совсем уж гипертрофированные размеры. В частности, он убил своего брата Иосифа (15.62-70, 80-87), свою хасмонейскую жену Мариамну в 29 году до н.э. (15.213-239) и свою хасмонейскую тещу Александру в 28 году до н.э. (15. 240-252). Между тем Ирод прославился как строитель и благотворитель. Ему приписывается финансирование строительства храмов в городах за пределами его царства, а также целых городов (например, Кесарии) и крепостей (самые известные — Иродиум и Масада) в пределах его царства. В Иерусалиме он выстроил театр и амфитеатр, а для себя лично — дворец. Его самым известным архитектурным проектом был иерусалимский храм (15.380-425). В 20 году до н.э. начались работы по реконструкции и усовершенствованию храма, стоявшего с 516/515 года до н.э. Работа продолжалась на протяжении всего Иродова правления и долгое время после него. В Ин 2:20, в ответ на предыдущую реплику Иисуса («разрушьте этот храм, и я в три дня воздвигну его» ст. 19), иудеи отвечают: «Этот храм строится уже сорок шесть лет». Работы были завершены лишь в прокураторство Альбина (62 - 64 н.э.), незадолго до разрушения храма (70 н.э.). Интересно, что Ирод дважды сокращал налоги, один раз на одну треть (20 до н.э.) и другой раз на одну четверть (14 до н.э.). При его дворе жил Николай Дамасский, который стал биографом Ирода и писания которого стали главным источником для развернутого и подробного отчета Иосифа Флавия об ироди-анском периоде. Источники показывают, что проблемы Ирода усугубились в более поздние годы его правления, особенно проблемы, связанные с семьей. Из десяти его жен самой важной, видимо, была Мариамна, внучка Гиркана П. (Впоследствии он женился и на другой женщине с именем Мариамна.) От нее у Ирода было пять детей, двое из которых, Александр и Аристовул, оказались в центре домашних конфликтов. Сыновей послали учиться в Рим на пять-шесть лет, после чего Ирод вернул их из столицы (15.342; 16:6). Тот факт, что молодые люди принадлежали по материнс- -[45]- Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ кой линии к хасмонейскому роду, внушал им чувство превосходства над нехасмонейскими родственниками; некоторые из последних (особенно Саломея, сестра Ирода) отвечали им кампанией клеветы. Казнь их матери в 29 году до н.э. никак не улучшила их отношений с отцом. В противовес их влиянию Ирод возвысил Антипатра, другого своего сына. Последующие обвинения в адрес Александра и Аристовула заставили Ирода жаловаться на них самому Августу в 12 году до н.э. (16.84, 87-135). Еще позже Ирод заключил их в темницу и обвинил в измене (16.320-334). В 7 году до н.э. их удавили (16.361-394). После смерти двух хасмонейских принцев усилились и трения между Иродом и Антипатром, и Антипатр тоже попал в тюрьму (17.93-141). В довершение всего Ирод тяжело заболел — эти болезни в конце концов свели его в могилу, — а население все более жаждало его смерти. Император утвердил смертельный приговор Антипатру, и приговор был исполнен незадолго до смерти Ирода (17.182-187). Своим наследником Ирод назначил Архелая, другого из своих сыновей, а также избрал своего сына Антипу правителем Галилеи и Переи, а своего сына Филиппа — начальником остальных территорий (17.188-190). Ирод умер в физических муках в 4 году до н.э. (17,191), ненавидимый семьей и народом. Он не хотел, чтобы при известии о его кончине народ ликовал, а потому распорядился, чтобы после его смерти перебили ряд видных мужей: тогда люди будут печалиться, а не радоваться. К счастью, это приказание не было выполнено (17.173-175). Ирода похоронили в крепости Иродиум. После смерти Ирода римляне столкнулись с проблемой: как сохранить порядок в столь неспокойном царстве после того, как оно утратило над собой железную руку? Архелай, еще не успев получить римское подтверждение воли его отца в завещании, жестоко подавил волнения, погибло множество людей: толпа хотела призвать к ответу советников Ирода, которые участвовали в решении убить двух фарисейских законоучителей (17.206-218). -[46]- Глава 1. Время второго храма Архелай отправился в Рим за царством, но туда поспешил и его брат Антипа, который был назван царем в более ранней версии завещания. В Рим поехали и другие члены иродианской семьи: просить, чтобы римляне правили страной напрямую (17.218-227), то есть чтобы ни один из братьев не стал царем. Пока все они пытались обустроить свои дела в столице империи, в Иерусалиме продолжились беспорядки. Усмиряя волнения, прокуратор Сабин ограбил храмовую казну, причем значительную часть суммы положил в собственный карман (17.250-264). Именно в это время Иуда, сын Езекии (убитого Иродом перед воцарением), набрал сторонников в Галилее и захватил склад царского оружия. Его имя ассоциируется с зелотами, которые вскоре стали играть важную роль в еврейской истории (17.271-272). Лишь жесткое вмешательство Вара, наместника Сирии, позволило сокрушить восстания (17.286-298). Август не сразу решил вопрос о преемстве Ироду. Сначала он заслушал все стороны и лишь затем утвердил Иродово последнее завещание. Большую часть территории покойного царя он отдал Архелаю (4 до н.э. — 6 н.э.), но не позволил ему называться царем, а только лишь этнархом («правителем этноса»). Антипа (4 до н.э. — 39 н.э.), который часто называется в наших источниках просто Иродом (напр., Лк 13:31), впоследствии казнил Иоанна Крестителя (Мф 14:6-11; Мк 6:21-28; Лк 9:9; Иосиф Флавий, Иудейские древности, 18.117-119); допрашивал он и Иисуса (Лк 23:7-12). Он и Филипп (4 до н.э. — 33/34 н.э.) получили меньшие территории, чем полагалось по завещанию, и всего лишь с титулом тетрарх. Тем самым обширные владения Ирода были разбиты на несколько административных единиц (17.317-323). Правление Архелая было коротким и бесславным. В конце концов «наиболее выдающиеся иудеи и самаритяне, не будучи в состоянии переносить его жестокость и тиранию, обвинили его перед императором». Август вызвал Архелая в столицу, снял с должности этнарха и отправил в ссылку в Галлию (куда много лет спустя последовал и Антипа; 17.342-343). -[47]- ИУДАИЗМ
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |