Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет 13.Тертуллиан о сущности, причинах и роли политеистических религий



2015-12-07 377 Обсуждений (0)
Билет 13.Тертуллиан о сущности, причинах и роли политеистических религий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Тертуллиан Квинт Септимий Флорент (155/165 – после 220) – латинский апологет, один из основоположников западного христианства. Жил преимущественно в Карфагене. Изучал риторику, право, философию. Около 193 г. обратился в христианство. Позже отошел от церкви, упрекая ее в отходе от принципов аскетизма и мученичества, примкнул к секте монтанистов (207), но вскоре вышел из нее, основав в рамках монтанизма собственную церковь. Автор сочинений апологетического («К язычникам», «Апология» и др.), догматико-полемического («О прескрипции против еретиков», «Против иудеев» и др.) и морально-практического («О зрелищах», «Об убранстве женщин» и др.) характера. Вел борьбу с язычеством, гностицизмом, ересями и иудаизмом. Отделил христианское учение от философии, противопоставляя веру разуму.

Главный труд, направленный на анализ язычества «К язычникам»

В русле христианской апологетики 2-нач.3 в. Т. подходил к языческой религии, истинную сущность которой усматривал в «демонизме».

Демоны, бесы специально поддерживают в людях языческую веру, являя им псевдознамения и чудеса, участвуя в деятельности оракулов, дабы люди оставались во грехе наслав на людей болезни и потом исцелив их, заставляют верить в свое могущество.

Проводит мысль о том, что языческие боги выдумка, продукт воображения поэтов;

Т. предложил классификацию римских божеств: общие, разделяемые со всеми другими народами, и частные, которых избрали сами эти народы.

Боги либо выдуманы, либо «взяты из людей»: «раздающий божественность» делает это, чтобы иметь защитников, «украшателей своего величия» и воздавать каждому по заслугам.

Он предлагает язычникам сразиться в полемике по поводу их богов. Он, в частности, говорит о неопределенности и необоснованности верований язычников в их богов и о том, что можно выделить три вида богов: 1) физических, о которых рассуждают философы; 2) мифических, бытующих среди поэтов; 3) народных, т.е. богов, которые были приняты данным народом.

Т. отождестлял и безбожие с приверженностью языческой религии.

Критика язычества:

Он упрекает язычников, что они наказывают равным образом и преступников, и христиан. Указывает на то, что сами язычники во многом, особенно в повседневной, гражданской и политической жизни, не придерживаются строго традиций и обрядов своей религии: «Если бы вы вполне почитали своих богов, вы не были бы виновны в оскорблении религии, но я знаю, что все вы дружно преуспеваете как в суеверии, так и в безбожии. Бывают ли большие безбожники, чем вы. Ибо даже домашних своих богов, которых вы называете Ларами и Пенатами, после их семейного освящения, вы по семейному же произволу и позорите, продаете их и закладываете, когда у вас есть нужда и желание»

Обвиненяет их в том, что они одинаково почитают мертвецов и богов: «Храмы вы строите для богов также, как и для мертвецов. И жертвенники вы строите также одинаково для тех и других».

Т. говорит о том, что в язычестве заложено презрение к собственным богам, ибо одни почитают одних божеств и отвергают других, другие же презирают первых, но почитают презираемых другими. Предпочтение одного невозможно без оскорбления другого, и никакого выбора не бывает без отвержения.

Язычество нацелено на извлечение денег в пользу правящего класса: «. Боги же ваши чем более платят податей, тем более священны, или наоборот. Идет бессовестная распродажа величия, религия оказывается в списках к торгам, святость клянчит о найме. Вы требуете платы за место в храме, за вход в святилище, за подаяния, за жертвы. Вы продаете саму божественность. Чтить ее даром не позволяете».

Презрение в богам язычники показывают также в жертвоприношении: «приносите в жертву только то животное, которое уже и так чахнет и погибает, а из того. что питательно и доброкачественно, вы жертвуете только негодное в пищу: головы, копыта и заранее выщипанные перья и шерсть, то есть то, что вы и дома выбросили бы».

Ученейшие люди, серьезные и благоразумные, всегда были весьма непочтительны по отношению к вашим богам, и в сочинениях их беспрестанно сообщаются всевозможные постыдные, пустые или ложные сведения о богах.

Но при этом Тертуллиан оправдывает языческих философов: «Я умалчиваю о философах. Их, освобожденных от страха, следствия, надменной суровости и непоколебимости учения, обращает против богов некоторое предчувствие истины. Так, Сократ с целью оскорбить богов клянется и дубом, и собакой, и козлом»

Соотношение христианства и языческой религии Т. осмысливал в категориях «истина – ложь».

К язычеству Т. приравнивал христианские ереси, считая, что они «рождены изобретательностью языческой мудрости», слабостью веры и инспирированы дьяволом; при этом ереси признаются «попущением Божьим» в целях испытания крепости веры.

Само существование ересей свидетельствует о подлинной вере.

Ереси черпают силу из слабости веры: истинная вера проверяется в противостоянии им.

Умствования — главный источник ересей; христианину довольно одной веры.

Попытки еретиков исказить Писание доказывают, что оно им не принадлежит.

Распространение христианства рассматривалось римскими властями как оппозиция государственному религиозному культу. Христианское "суеверие" оценивалось как безбожие, отрицание государственной религии и государственной власти. В этой связи Тертуллиан утверждал: "...каждый поклоняется тому, чему хочет. Религия одного человека ни вредна, ни полезна для другого. Но не свойственно одной религии делать насилие над другой. Религия должна быть приемлема по убеждению, а не насилию".

 



2015-12-07 377 Обсуждений (0)
Билет 13.Тертуллиан о сущности, причинах и роли политеистических религий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет 13.Тертуллиан о сущности, причинах и роли политеистических религий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (377)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)