Тема 7. Психология групп (2 часа)
Понятие общения. Стороны процесса общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Этапы общения. Виды общения (деловое, игровое, манипулятивное, диалогическое и др.) Особенности вербальных средств коммуникации. Структура невербальной коммуникации: кинесика (жесты, мимика, пантомимика), просодика (интонация голоса, его темп, ритм), проксемика (пространственно-временная организация), визуальное общение (контакт глаз), такесика (прикосновения), ольфакторная система. Филогенетическое и онтогенетическое развитие общения. Значение общения для формирования личности. Личность и межличностные отношения. Психологические трудности общения, барьеры взаимопонимания. Понятие конфликта. Типы взаимодействия в конфликтной ситуации. Психологические теории общения (Э.Берн, Д.Карнеги и др.) Проблема выделения психологических правил эффективного общения. Понятие группы в психологии. Основные характеристики группы: композиция, структура, нормы и ценности, система санкций, групповые процессы. Статус и роль. Виды групп: условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, становящиеся и развитые, референтные и др. Уровень развития группы. Понятие коллектива. Малые группы. Динамические процессы в малой группе. Лидерство и руководство, их виды. Социально-психологический климат, его параметры. Методы диагностики межличностных отношений: социометрия, аутосоциометрия, референтометрия. Психология больших социальных групп. Нравы, обычаи и традиции как регуляторы социального поведения. Психология социальных классов и этнических групп. Стихийные группы и массовые движения. История исследований межгрупповых отношений. Методологическое и практическое значение проблематики межгрупповых отношений. 2.2 Перечень тем практических/лабораторных занятий Занятие № 1. Естественнонаучные основы психологии. Развитие психики человека и животных (2 часа, коллоквиум) 1. Различные представления о сущности психики. 2. Центральная и периферическая нервные системы. Принципы функционирования мозга. Межполушарная ассиметрия. 3. Уровни развития психики. Основные формы поведения животных. 4. Общая характеристика сознания человека. 5. Сравнительный анализ психики и поведения человека и животных. Занятие № 2. Общая характеристика познавательной сферы человека (4 часа, коллоквиум) 1. Классификация, свойства и взаимодействие ощущений. 2. Основные феномены и свойства восприятия. 3. Виды и свойства внимания. 4. Виды и процессы памяти. Факторы, влияющие на запоминание. 5. Физиологические основы ощущений, восприятия, внимания и памяти. 6. Основные процессы и виды мышления. 7. Функции и виды речи. Соотношение мышления и речи. 8. Понятие о воображении. Его функции и виды. Занятие № 3. Эмоции и воля (2 часа, коллоквиум) 1. Определение эмоций и чувств. Связь эмоций с познавательными процессами. 2. Теории эмоций (Ч.Дарвин, У.Джемс, К.Ланге, У.Кеннон, П.Бард, С.Шехтер, П.В.Симонов и др.). 3. Общая характеристика эмоциональных процессов и состояний (настроения, аффекты, фрустрация, стресс). 4. Определение и функции воли. Структура волевого действия. 5. Волевые качества личности. Свобода воли и личностная ответственность. Занятие № 4. Темперамент и характер (2 часа, коллоквиум) 1. Общая характеристика темперамента. 2. Гуморальные и типологические теории темперамента. Связь темперамента и типа высшей нервной деятельности. 3. Понятие о характере. Отношения как основа черт характера. 4. Соотношение между темпераментом и характером. Занятие № 5. Мотивация и деятельность. Способности (2 часа, коллоквиум) 1. Классификации потребностей и мотивов (А.Маслоу, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский). 2. Основные характеристики и психологическое строение деятельности. 3. Виды деятельности. Понятие ведущей деятельности. 4. Личностно-деятельностный (Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн) и функционально-генетический (В.Д.Шадриков) подходы к исследованию способностей. 5. Классификация способностей по К.К.Платонову. 6. Соотношение между способностями, задатками и склонностями. Понятия одаренности, таланта, гениальности. Занятие № 6. Общая характеристика самосознания (2 часа, коллоквиум) 1. Понятие о самосознании. Соотношение между сознанием и самосознанием. 2. Развитие самосознания в течение жизни человека. 3. Структура Я-концепции. Классификация Я-образов. 4. Представления об уровневом строении самосознания (И.И.Чеснокова, И.С.Кон, В.В.Столин). 5. Самоотношение и самооценка как составляющие самосознания. Занятие № 7. Общение. Психология групп (2 часа, коллоквиум) 1. Понятие об общении. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения. 2. Особенности вербальных и невербальных средств коммуникации. 3. Классификация групп в социальной психологии. 4. Динамические процессы в малых группах. 5. Проблема лидерства и руководства в социальной психологии. 6. Общественно-психологические явления: традиции, общественное мнение, стереотипы, предубеждения и т.д. 2.3 Самостоятельная работа студентов Освоение курса предполагает самостоятельную работу по подготовке к аудиторным занятиям, как с применением компьютерных программ, так и без их применения, выполнение домашних заданий, связанных с поиском информации в сети Интернет, а также работу над ситуационными проектами в группах. 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Программой дисциплины предусмотрено проведение практических занятий, на которых организуются ролевые игры, разбираются конкретные ситуации повседневного общения. Широко используются информационные технологии (электронные тесты, тренажеры, интернет-ресурсы). Практические занятия призваны укреплять и расширять теоретические знания студентов. В ходе изучения данного курса предполагается использование электронных презентаций и проведение компьютерного тестирования. При обучении используются интерактивные формы, в том числе с применением игровых и неигровых методов. Для студентов в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка кратких сообщений с презентацией в формате Microsoft PowerPoint. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА 4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |