Понятие и структура общения. Виды, этапы и средства общения
Общение — это одна из основополагающих форм социального взаимодействия людей. В структуре любого общения (официального или неофициального) выделяют три стороны: • Коммуникативная сторона состоит в обмене информации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении — это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем. • Интерактивная сторона представляет собой обмен не информацией, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сторона общения может проявляться в согласовании действий, распределении функций, воздействии на настроение, поведение или убеждения партнера. • Перцептивная сторона — это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позволяющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение. Основные механизмы социальной перцепции: • Идентификация (уподобление) заключается в попытках поставить себя на место партнера. Близким к идентификации является механизм эмпатии. Однако, при эмпа-тии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмоционально. • Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспинимается партнером по общению. В процессе социальной перцепции важную роль играют установки, приводящие к следующим психологическим эффектам: • Эффект ореола — когда ранее выработанные представления о человеке мешают видеть его действительные качества. • Эффект новизны — когда в ситуации восприятия знакомого человека новая информация о нем оказывается более значимой. • Эффект стереотипизации — когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Сте-реотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера. Виды общения: ^ вербальное — невербальное; ^ контактное — дистантное; ^ непосредственное — опосредованное; ^ устное — письменное; ^ межличностное — массовое; ^ частное — официальное (деловое); ^ искреннее — манипулятивное. Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь принципов: ^ принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора); ^ принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент); ^ принцип качества информации (не ври); ^ принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение); ^ выражай мысль ясно и убедительно; ^ умей слушать и понять нужную мысль; У умей учитывать индивидуальные особенности собеседника. Этапы общения: ^ появление потребности в общении, а также намерения вступить в контакт; ^ ориентировка в целях, в ситуации общения; ^ ориентировка в личности партнера; ^ планирование содержания общения (обычно бессознательно); ^ бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения; ^ восприятие и оценка ответной реакции, установление обратной связи; ^ корректировка направления и стиля общения. Средства общения: — язык — обеспечивающий взаимопонимание партнеров; встречающееся непонимание друг друга часто происходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам; — интонация — благодаря которой слова «Я тебя люблю» могут воздействовать сильнее, чем «Я тебя очень люблю»; — мимика — движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние; — позы, дистанция, взаиморасположение партнеров; — взгляды, контакты глаз; — жесты. Исследования показывают, что удельный вес слов в установлении взаимопонимания составляют 7%, интонаций — 38%, невербального взаимодействия —. 53%. 30. Понятие о конфликте и его функциях. Структура и виды конфликтов Индивидуальные различия людей, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приводят к противоречиям между ними, обострение которых и называют конфликтом. Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов, взглядов или позиций как отдельных людей, так и целых групп. Самые распространенные из конфликтов — это межличностные: между супругами, между родителями и детьми, между соседями, сотрудниками, друзьями и т.д. Конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем служит для людей одновременно и связующим звеном. Чем большее зависимы межличностные отношения, тем более они чреваты конфликтами. Раз люди конфликтуют, то их непременно что-то объединяет. Поэтому конфликты могут быть носителями как созидательных, так и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно. Функции конфликтов: • Стабилизирующая — укрепляются взаимоотношения, нормы и ценности совместной жизнедеятельности людей. • Активизирующая — взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на развитии взаимоотношений. • Сигнализирующая — выявляются причины, условия и факторы неудовлетворенности существующим положением дел. • Функция эмоциональной разрядки — открытое выражение своих мыслей и чувств в конфликте позволяет людям снять эмоциональное напряжение. • Функция инновации — конфликт как средство творческой инициативы, побуждение к обновлению. • Профилактическая функция — своевременный конфликт предотвращает разрушительное поведение какой-либо из сторон. Структурные элементы конфликта: • Предмет конфликта — это реально существующая причина, из-за которой стороны вступают в противоборство. • Конфликтная ситуация — совокупность всех условий конфликта и накопившихся противоречий, содержащих истинную причину конфликта. • Инцидент — это стечение обстоятельств или совокупность действий участников конфликтной ситуации, которые провоцируют резкое обострение противоречий и начало конфликта. 'Конфликтное поведение — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. • Разрешение конфликта — это преодоление конфликтного поведения, конфликтных действий. В зависимости от остроты противоречий конфликты можно подразделить на типы: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда. Основные виды конфликтов: • По составу конфликтующих сторон: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые. • По своей значимости: конструктивные и деструктивные. • По формам столкновения: открытые и скрытые. • По масштабам и продолжительности: общие и локальные, кратковременные и затяжные. • По способам урегулирования: антагонистические и компромиссные.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1941)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |