ИДЕНТИЧНОСТЬ С МОДЕЛЬЮ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Процесс социализации как механизм включения молодежи в общественные отношения, формирующие её мировоззрение, ценностные ориентации, гражданскую позицию, профессиональный и социальный статус, имеет две формы: интеграция молодого поколения в культурные, нравственные, правовые, политические и идеологические традиции общества путём преобразования прогрессивных социальных норм в ценностные ориентации, побудительные мотивы поведения молодежи; дифференциация молодого поколения при помощи системы профессионального образования (профессиональная ориентация) сообразно ее способностям, склонностям и представлениям о жизненной траектории, что, по сути, есть процесс воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Нынешнее молодое поколение -14-30 лет – является особым объектом социализации, так как даже 30 летним в начале 1990-х годов было не более 11-12 лет, т.е. они только стали осознавать свое призвание - смены старшего поколения. По сути – это начало этапа их сознательной социализации, приходящейся на период самороспуска СССР и социально-экономической трансформации общества, распада идеологических институтов и господствовавшей идеологии, период экономического и финансового кризисов, постепенного установления социального баланса, начиная с 2000-2001 года. Нынешнее поколение молодежи проходило свое гражданское становление вне коммунистической идеологии и социалистических трудовых отношений, поэтому оно не обладает психологически сдерживающим эталоном соотнесения «менее неблагоприятного» с «абсолютно неблагоприятным». Формирование массового сознания нынешнего молодого поколения требует в корне иных подходов, чем в период идеологического монополизма. Чтобы выработать результативную концепцию воздействия государства на массовое сознание нынешнего поколения российской молодежи, требуется говорить о полностью новом объекте, нуждающемся в детальном изучении. Имеется и иная проблема, требующая научного планирования процесса воспроизводства социальной структуры российского общества – демографическая, заключающаяся в том, что с 2004 года общая численность населения в возрасте 14-30 лет резко сокращается, и это сокращение будет длительным. Согласно расчетам, основанным на данных Росстата, с 2009 по 2023 год численность молодежи в возрасте 14-30 лет в составе населения Российской Федерации сократится на 13,4 млн. человек, что очень много. В связи с этим правомерно возникает вопрос: как нынешнее молодое поколение, которое в скором времени станет основной трудоспособной частью населения России, воспримет «бремя» поддержания экономики и оборонного потенциала государства на прогрессивном уровне, а также «сопутствующие» этой задаче обязательства по социальной поддержке пенсионеров и воспитанию несовершеннолетних? Поиску ответов на этот вопрос посвящено общероссийское репрезентативное исследование, проведенное Центром социального прогнозирования и маркетинга в апреле-мае 2009г. в 21 субъектах РФ. Объект исследования – представители основных (11-ти) социальных групп молодежи в возрасте 14-30 лет. Объем выборочной совокупности (массив респондентов) – 2000 человек. Цель исследования: информационное обеспечение комплекса работ по подготовке доклада Рабочей группы Госсовета РФ по молодежной политике в Российской Федерации. В исследовании основное внимание уделено изучению характера социализации и самореализации молодежи в нынешних условиях, ее гражданской идентичности.
ИДЕНТИЧНОСТЬ С МОДЕЛЬЮ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Процесс социализации, включающий воздействие на молодежь различных социальных институтов общества: семьи, образовательных, правовых, политических, идеологических и иных гражданских организаций, а также СМИ и неформальных групп, важен для государства с единственной позиции – формирования достойного гражданина. Гражданская идентичность личности предполагает как результат усвоения ею принципов правового и нравственного поведения, лежащих в основе мотивации выполнения общественно значимых ролей и функций в соответствии с ожиданиями государства. Первый, «системообразующий» уровень взаимоотношения личности и государства – это её идентичность со структурообразующей моделью государства. Речь идет о сформированности у личности устойчивого мировоззрения, не противоречащего идеологическим и политическим функциям государства и не содействующим дисбалансу общества. Противоречие между идеологическими представлениями личности и характером реализации политических функций государства отсутствует тогда, когда сформированные в массовом сознании представления о политической модели и функциях государства максимально соответствуют усилиям последнего, направленным на стабильность в обществе. Данные общероссийского исследования позволяют констатировать, что в отношении к государству и в аспекте своих политических ожиданий массовое сознание нынешней российской молодежи «мозаично». В нём модель Российской Федерации как государства представлена в семи возможных вариантах, что, в целом, не противоречит характеру массового сознания общества, находящегося в процессе социально-экономической, идеологической и политической трансформации. В представлениях 28% молодежи, Российская Федерация – это правовое демократическое государство с развитыми рыночными отношениями; 17% – управляемое центром рыночное государство (государственный капитализм); 16% – государство со стихийным, спекулятивным рынком; 11% – полусоциалистическое государство, трансформирующееся в рыночное; 7% – авторитарное государство, управляемое представителями силовых структур; 6% – государство анархического толка, без чёткой власти и без эффективных законов. И есть еще 15% молодежи, не имеющей никакого однозначного представления о государственности нынешней России. Приведенные данные однозначно иллюстрируют «рыночную направленность» представлений не менее 70% молодежи в отношении российского государства.Россия, как рыночное государство, или как государство, входящее в рынок, – основной объединяющий стержень социально-экономических представлений в массовом сознании большинства молодежи. В своей основе такое представление, несмотря на имеющиеся различия в определении формы «рыночности», адекватно отражает основное направление развития России и в целом является продуктивным. В какой степени? Для ответа на этот вопрос обратимся к дихотомии - разбивке молодежи на две альтернативные группы: социально-благоприятные и социально-неблагоприятные. Первая группа, а это87%молодежи, включает тех, чьи представления о государственной модели России в целом совпадают с политическими устремлениями власти, т.е. отражают объективный процесс движения государства к цивилизованным рыночным отношениям. Численности этой группы - 33,1 млн. человек в возрасте 14-30 лет. Вторая группа, а это13%молодежи, с позиции гарантии социального равновесия не вполне благоприятная, включает молодежь с воинственно-оппозиционными и анархическими представлениями. Численности этой группы – 4,9 млн. человек в возрасте 14-30 лет. Приведенные показатели позволяют утверждать: - в массовом сознании нынешней российской молодежи в целом адекватно отражена многоплановость социальной структуры российского общества на завершающей стадии социально-экономической и идеологической трансформации государства; - поэтому не менее 85% нынешней молодежи способно осуществить свое призвание по полноценному воспроизводству социальной структуры российского общества, сохранив потенциал к прогрессивному развитию; - политически находящаяся в оппозиции к нынешней государственной власти молодежь невелика по относительному показателю (не более 15%), однако достаточно велика по абсолютному показателю (примерно 5 млн. человек) и потенциальную направленность ее возможной политической активности государству придется учесть в своей молодежной политике. Все изложенное по поводу гражданской идентичности молодого поколения в аспекте восприятия ею нынешней политической модели российского государства свидетельствует о том, что имеющиеся различия в установках абсолютного большинства молодежи не являются антисоциальными и не представляют собой «тормоз» для эволюционного воспроизводства российского общества в его нынешнем трансформирующемся социально-профессиональном и социально-классовом составе.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (387)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |