Калининград
Лист согласования
Составители: Башкирцева Юлия Станиславовна, доцент кафедры философии БФУ им. И.Канта, к. филос. н
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры
Протокол №____от «____»__________ 2015 г.
Зав.кафедрой: ______________________
Рабочая программа одобрена учебно-методическим советом института
Протокол №_____от «____»_______________2015 г.
Председатель учебно-методического совета __________________
Программа пересмотрена на заседании кафедры
Внесены следующие изменения (или изменений не внесено):_______________________
___________
Протокол №____от «____»__________ 20__ г.
Зав.кафедрой: ____________________________
Ведущий менеджер ООП ___________________ (Ивлева О.В.)
Содержание УМК:
I. Программно-планирующий блок (рабочая программа)
1. Пояснительная записка
2. Тематический план
3. Содержание дисциплины
4. Тематика самостоятельных, контрольных и курсовых работ и рефератов.
5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля
6. Критерии оценки знаний
7. Список основной и дополнительной литературы, нормативных документов
II. Учебно-методический блок
1. Теоретическая часть
2. Практикум
3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
4. Глоссарий
III. Диагностико-контролирующий блок
IV. Блок наглядно-дидактического материала.
I. Программно-планирующий блок (рабочая программа)
Пояснительная записка
1.1. Место дисциплины (модуля) в структуре Основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра по направлению «Социально-культурная деятельность»
профиль ««Менеджмент социально-культурной деятельности» .
Дисциплина «Игровые начала в культуре» является дисциплиной вариативной части модуля 3: Общекультурологических дисциплин.
Настоящий курс включает в себя необходимые сведения о специфике, структуре и функциях игры как социокультурного феномена. Важным моментом при изучении данной дисциплины является также выявление взаимосвязи игры с другими формами человеческой жизнедеятельности, особое внимание при этом уделяется рассмотрению и анализу игровых элементов таких сфер социально-культурной деятельности как рекреация и досуг, сфера народной художественной культуры и любительского творчества.
1.2. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины-раскрыть сущность основных проблем современной теории игры, дать представление о месте и роли игры в человеческой жизнедеятельности, познакомить слушателей с игровыми началами социально-культурной деятельности.
Задачи дисциплины:
1. формирование представлений о сущности феномена игрового;
2. развитие и углубление знаний об игровых элементах основных сфер социально-культурной деятельности, а также о месте и роли игры в культуре ХХ века и в жизни современного российского общества
3. овладение способами и приёмами игровых технологий с целью применения их в различных сферах социально-культурной деятельности.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины учащийся должен приобрести следующие компетенции:
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);7
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
-знать: важнейшие этапы становления теории игры, основные научные направления и концепции в данной области исследования; сущностные черты игры как автономной формы культуры, роль игры в хранении и передаче социокультурного опыта, а также в современной социокультурной практике.
- уметь: применятьигровые технологии в базовых социокультурных системах (рекреационных, зрелищных, информационных, просветительских, коммуникативных и т.д.) с учётом возраста, образования, национальных, социогендерных и других различий групп населения.
- владеть: терминологией, введённой и используемой в курсе; навыками самостоятельной научно-исследовательской работы; а также умением проектирования, организации и проведения игровых технологий в учреждениях различного типа.
2. Тематический план
Темы
|
|
Аудиторные занятия
| Самостоят. работа
|
Всего аудитор
ных
| в том числе
|
Лекции
| Практ. занятия
| КСР
|
Тема 1. Игра как предмет исследования
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Игра как автономная специфическая форма культуры
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Игровые основания культуры и человеческой жизнедеятельности
|
|
|
|
|
|
Тема 4. Место и роль игрыв трансляции и сохранении социокультурного опыта
|
|
|
|
|
|
Тема 5. Игровые начала русской культуры
|
|
|
|
|
|
Тема 6. Игровые компоненты современной культуры
|
|
|
|
|
|
Итого часов
|
|
|
|
|
|
Экзамен
|
|
|
|
|
|
Итого по дисциплине (включая 2 ч. КСР)
|
|
|
3. Содержание дисциплины.
№ п/п
| Наименование раздела (темы)
| Содержание раздела
|
| Игра как предмет исследования
| Исследование игры в точных и естественных науках. Анализ различных аспектов игровой деятельности в психологии, педагогике, социологии, этнологии. Проблема игры в философии и культурологии.
|
| Игра как автономная специфическая форма культуры
| Сущностные черты игры, отличающие её как специфическую инвариантную форму культуры. Основные типы игры и их характеристика. Основные функции игры: познавательная, воспитательная, коммуникативная, компенсаторная, социализирующая и рекреативная.
|
| Игровые основания культуры и человеческой жизнедеятельности
| Игровые компоненты в общественной жизни. Игра и коммуникация. Игра и труд. Игра, господство и политика.
Игра и экзистенциальные феномены бытия человека.
|
| Место и роль игрыв трансляции и сохранении социокультурного опыта
| Игра и универсальные формы трансляции социокультурного опыта. Социодинамика культуры и игра. Феномен карнавализации сознания и поведения в переходные эпохи
|
| Игровые начала русской культуры
| Игровые начала в русской народной культуре. Скоморохи на Руси. Русские народные календарные праздники. Ряженье как тип игры. Игровые элементы русской обрядовой культуры. Русские народные городские увеселения и зрелища (вертепные представления, народная драма, театр Петрушки, медвежья комедия, балаган, раёк).
Игровые элементы дворянской культуры. Театрализация и репрезентативность дворянской культуры. Игра в истории русской усадебной культуры. Дворянские клубы, тайные общества, азартные игры и дуэли.
|
| Игровые компоненты современной культуры
| Место и роль игры в жизни современного общества.
Игра в институализированных формах современной культуры (образование, спорт, искусство, политика, СМИ и т.д.). Игра и субкультура. Игровые технологии в социально-культурной деятельности. Игра и досуговая деятельность. Новые игровые технологии в индустрии досуга и развлечений.
|
Тематика самостоятельных, контрольных, курсовых работ и рефератов
Тематика самостоятельных работ
№ п/п
| Наименование темы
| Тематика самостоятельных работ
|
| Тема 1. Игра как предмет исследования
| - Основные подходы к пониманию сущности игры животных в зоопсихологии.
- Игра и социально-ролевое поведение личности.
- Эстетические концепции игры.
- Эволюционно-биологические концепции игры.
|
| Тема 2. Игра как автономная специфическая форма культуры
| - Роль игры в развитии детей.
- Основные типы детских игр и их характеристика.
- Гендерные аспекты детских игр.
- Деловые игры: история, признаки и основные типы.
|
| Тема 3. Игровые основания культуры и человеческой жизнедеятельности
| - Э. Берн о роли игры в процессе коммуникации.
- Метод психодрамы Я. Морено.
- Игровые элементы политической деятельности.
- Игра и искусство.
|
| Тема 4. Место и роль игрыв трансляции и сохранении социокультурного опыта
| - Концепт трикстера в современном культурологическом знании.
- М. Бахтин и Р. Генон о сущности карнавальных праздников.
- История зарубежных массовых представлений.
- Особенности советских ритуалов и праздников.
- Праздник как способ сохранения национальных традиций.
|
| Тема 5. Игровые начала русской культуры
| 1. Карнавалы и маскарады в России.
2. Русские православные праздники.
3. Клубы и салоны в культуре русского дворянства 18-19 вв.
|
| Тема 6. Игровые компоненты современной культуры
| - Место и роль игры в жизни современного общества.
- Игровые технологии в социально-культурной деятельности.
- Игра и досуговая деятельность.
|
| | | |
Тематика контрольных работ
Тема 1. Игра как предмет исследования
| - Теория игры Х.-Г. Гадамера.
- Концепция интертекстуальности и проблема игрового.
- Тема игры в фольклористике и этнографии.
|
Тема 2. Игра как автономная специфическая форма культуры
| - Основные виды деловых игр, используемых в управлении персоналом.
- Игры-тренинги как способ повышения компетентности в межкультурной коммуникации.
- Спортивные состязания как формы корпоративной игры.
- Рефлексивная игра как тип социального взаимодействия.
|
Тема 3. Игровые основания культуры и человеческой жизнедеятельности
| - Игровые компоненты в сфере экономики и бизнеса.
- Корпоративные игры и их роль в формировании корпоративной культуры предприятия.
- Игровые элементы современных презентаций и ярмарок.
|
Тема 4. Место и роль игрыв трансляции и сохранении социокультурного опыта
| - Роль праздничной культуры в формировании культурной идентичности личности.
- Праздничная культура Калининградской области.
- Праздничная культура транскграничного региона Юго-Восточной Балтики.
|
Тема 5. Игровые начала русской культуры
| 1. Азартные игры в русской культуре 18-19 вв.
2. Игра в истории русской усадебной культуры.
3. Маска в системе ряженья.
|
Тема 6. Игровые компоненты современной культуры
| - Новые игровые технологии в индустрии досуга и развлечений.
- Современные корпоративные праздники
|
Вопросы для промежуточного и итогового контроля
5.1.Вопросы для промежуточного контроля - не планируется.
5.2.Вопросы для итогового контроля (экзамен в соответствии с учебным планом)
Наименование темы
| Вопросы
|
Тема 1. Игра как предмет исследования
| - Игра как предмет научного исследования.
- Игра как предмет культурологического анализа.
|
Тема 2. Игра как автономная специфическая форма культуры
| - Сущностные черты игры.
- Основные типы игры
- Основные функции игры.
|
Тема 3. Игровые основания культуры и человеческой жизнедеятельности
| - Игровые начала человеческой жизнедеятельности.
- Игра и экзистенциальные феномены бытия человека
|
Тема 4. Место и роль игрыв трансляции и сохранении социокультурного опыта
| - Игра и миф. Мифологический смысл образа трикстера.
- Игра и ритуал.
- Игровые основы праздника.
- Социодинамика культуры и игра.
|
Тема 5. Игровые начала русской культуры
| - Скоморохи на Руси.
- Ряженье как тип игры.
- Русские народные календарные праздники.
- Игровые элементы русской обрядовой культуры
- Русские народные городские увеселения и зрелища.
- Игровые элементы дворянской культуры
|
Тема 6. Игровые компоненты современной культуры
| - Место и роль игры в жизни современного общества.
- Игра и досуговая деятельность.
- Игровые технологии в системе современного образования.
- Игровые технологии в артменеджменте.
- Игровые технологии в музейной педагогике.
- Игровые технологии в деятельности клубных учреждений.
|