Список справочных изданий
1. Блинников, Л. В. Великие философы : учеб. словарь-справочник / 2. Голуб, Л. Ю. Популярный словарь по буддизму и близким к нему 3. Ивин, А. А. Словарь по логике / А. А. Ивин, А. Л. Никофоров. – М., 1997. 4. Мифологический словарь для школ, лицеев, вузов / И. Н. Лосева, Н. С. Капустин, О. Т. Кирсанова, В. Г. Махтамышев. – 3-е изд., перераб. 5. Мифы народов мира : энциклопедия / гл. ред. С. А. Токарев ;
6. Русская философия : малый энцикл. слов. – М., 1995. 7. Современная западная философия : словарь / сост. и отв. ред. 8. Современная философия : словарь и хрестоматия / отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов н/Д : Феникс, 1997. 9. Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. – М., 1998. 10. Философская энциклопедия / науч. совет изд-ва «Советская энциклопедия», ин-т философии АН СССР ; гл. ред. Ф. В. Константинов : в 5 т. – М., 1960-1970. 11. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М., 1991. 12. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губ-
V. Формы промежуточного и итогового контроля
Обязательным условием допуска студента к экзамену является отчет за выполнение заданий по самостоятельной работе, наличие промежуточной аттестации в каждом семестре. На экзамене студент должен продемонстрировать знание основных философских терминов, особенностей философской методологии, представление об особенностях и содержании философской картины мира, навыки анализа философских текстов, понимание места и значения философии в культуре.
Часть II. Методическое обеспечение дисциплины I. Методические указания для студентов Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Философия» предполагает овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в учебной программе; творческую работу студентов в ходе проведения семинарских занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы студентов. В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекции, рекомендуемая литература. Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. Самостоятельная работа при изучении курса философии связана не только с повторением материала лекций по конспектам и изучением учебной и справочной литературы. Необходимо обратиться к хрестоматиям, антологии мировой философии и текстам оригинальных работ философов, что требует определенных усилий, сосредоточенности, систематичности. Курс философии для студентов дневного отделения предполагает подготовку к семинарским занятиям. II. Материалы, устанавливающие содержание И порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций Планы семинарских занятий Тема 1.Введение. Философия, ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрений, их специфика. Мировоззрение и философия. 2. Предмет философии, ее специфические особенности. Проблема определения философии, ее функции. 3. Философия в духовной культуре: философия и наука, философия и искусство, философия и мораль, философия и религия (по выбору студента). Тема 2. Человек и мир в философии Древнего мира 1. Предфилософские идеи в древнем Египте, Шумере и Вавилоне. 2. Первофилософия в Древней Индии (философские школы: веданта, буддизм, джайнизм, локаята). 3. Философские школы в Древнем Китае (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм). 4. Социокультурные изменения в VII - VI вв. до н. э. Основные особенности философии «досократиков». 5. Поиски первоначала. Милетская школа. Учение Гераклита. Философские идея Пифагора и пифагорейцев. 6. Элейская школа и ее роль в становлении европейской философии. 7. Философия Демокрита: атомизм, учение о человеке, этические идеи. 8. Учение о человеке и диалектические идеи софистов. Философское учение Сократа. 9. Основные положения философии Платона. Платонизм в истории философии. 10. Основные философские идеи Аристотеля. 11. Эллинистически-римская философия. Учения стоиков, скептиков, неоплатоников, эпикурейцев. Тема 3. Философия европейского средневековья и Возрождения 1. Социокультурные основания возникновения и утверждения теоцентризма в философии. 2. Патристика. Религиозная философия Августина. 3. Схоластика: особенности и этапы, номинализм и реализм. 4. Мировоззренческие ориентации философии Возрождения. 5. Философские идеи гуманистов. 6. Натурфилософия Ренессанса (Дж. Бруно, Коперник, Г. Галилей). 7. Утопические идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы. Тема 4. Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии (XVII- первая половина XIX вв.) 1. Социокультурные условия возникновения философии XVI - 2. Ф. Бэкон и Р. Декарт — основоположник классической новоевропейской философии. Проблема метода. 3. Рационализм и эмпиризм (сенсуализм) в философских учениях 4. Философские идеи и идеалы Просвещения. 5. Поворот к антропоцентризму (Дж. Беркли, Д. Юм). 6. Общая характеристика немецкой классической философии. 7. Основные положения теоретической и практической философии 8. Система абсолютного идеализм Г. В. Ф. Гегеля, суть диалектического метода. 9. Новый облик антропологизма в философии Л. Фейербаха. Тема 5. Отечественная философская мысль XI-XX вв.
1. Формирование самобытной русской философии: этапы, особенности, основная проблематика. 2. Философские идеи П. Я. Чаадаева. 3. Славянофильство (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков) и западничество (В. Я. Белинский, Н. А. Бакунин, А. И, Герцен). 4. Философские воззрения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. 5. Философия Всеединства В. Соловьева. 6. Русский религиозный антропологизм (Н. А. Бердяев, Л. Н. Шестов). 7. Философия космизма (П. А. Флоренский, И. Ф. Федоров, Тема 6. Философия марксизма, ее судьба 1. Социальные, теоретические, естественнонаучные предпосылки 2. Основные идеи философии К, Маркса и Ф. Энгельса: историали- 3. Марксизм в России. Развитие В. И. Лениным марксистской философии на рубеже XIX - XX вв.: учение о материи, диалектика, учение о государстве и революции. Тема 7. Западая неклассическая философия XIX - XX вв. 1. Социокультурные процессы конца XIX - XX вв. Кризис классического рационализма и поиск новых форм философствования. 2. Постклассика: позитивизм, неокантианство, неогегельянство, неопозитивизм, постпозитивизм, логический позитивизм. 3. Основные идеи философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса. 4. «Феномен человека» в учении Т. де Шардена. 5. З. Фрейд о структуре человеческой психики, роли бессознательного. Понятия коллективного бессознательного, архетипа, социального характера в философии неофрейдизма. 6. Основные проблемы человеческого существования в философии 7. Философская антропология, ее основные направления (биологическая, религиозная, культурная). Тема 8. Философское понимание мира. Онтологическая проблематика в философии
1. Онтология как область философского знания. Категория бытия в 2. Проблема субстанции в философии. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции субстанции. 3. Категория материи в философии. Материя как объективная реальность. Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время, отражение. 4. Феномен бытия человека. Тема 9. Сознание как философская проблема 1. Проблема сознания в философии. Понятие идеального. Сознание и дух. 2. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Понятие 3. Сознание и язык. 4. Сознание индивида и общества. Структура общественного сознания: носители, уровни, сферы. Формы общественного сознания: политическое, правовое, этическое, эстетическое, религиозное и др. (по выбору Тема 10. Познание как предмет философского анализа 1. Понятие познания. Познание и знание. Проблема познания в истории философии. 2. Структура познания. Ступени, уровни, формы, методы познания. 3. Специфика научного, художественного, социального познания 4. Проблема истины в философии. Тема 11. Философское понимание человека 1. Понятие «человек» в философии. Проблема понимания человека, 2. Диалектика бытия индивидуального человека; тело и душа, жизнь 3. Понятия личности и индивидуальности. Личность и общество: Тема 12. Основные проблемы социальной философии 1. Понятия: общество, социум, социальная жизнь. Предмет социальной философии. Типологии общества. 2. Общественное производство, его формы, их характеристика. 3. Сферы общественной жизни: экономическая, политическая, правовая, духовная (по выбору студента). 4. Классификация общностей людей, их сущность. Тема 13. Философия истории 1. Предмет философии истории. Закономерное, случайное, стихийное в истории. Специфика исторических законов. Роль личности в истории. 2. Основные модели истории: линейная, циклическая, спиральная, 3. Периодизация истории. 4. Характер, смысл, цель, действующие силы исторического процесса. Тема 14. Философия культуры 1. Понятие культуры. Культура и природа. 2. Понятие «цивилизация» в философии. Культура и цивилизация. 3. Единство и многообразие культур. Диалог культур и кризис европоцентризма. 4. Особенности Восточной и Западной культур. 5. Культура и общество. 6. Культура как мера развития и форма самореализации человека.
Тема 15. Глобальные проблемы современности 1. Проблемы будущего человечества в философии. 2. Происхождение, типы и критерии глобальных проблем. 3. Экологическая, энергетическая, сырьевая и др. проблемы.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |