Основные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля
Сократ (469-399 до н.э.) – полемист, мудрец, философ-педагог. · Свою просветительскую деятельность вел в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы, диалога, спора по проблемам добра и зла, любви, счастья, честности и т.д. · Осуществил поворот философии к изучению человека. Кредо Сократа – «познай самого себя»; · Круг проблем интересующих Сократа: добродетели, мораль, право, гражданские законы, вопросы войны, мира, политики. · Основной принцип сократовской философии: знание есть добродетель; любое зло, порок совершаются по незнанию; · Для Сократа мораль сливается со знанием. Истинная нравственность – это знание того, что есть благо, что прекрасно, и вместе с тем полезно для человека, что помогает ему в достижении блаженства и счастья. · Ввел диалектический метод нахождения истины путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования; · Воспитал много учеников, стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ» (Академия Платона, школа киников, киренская школа, мегарская школа, элидо-эритрийская школа).
Древнейший символ мудрости — сова. Птица, кстати, очень глупая. Вам это любой орнитолог подтвердит. У совы, однако, есть два очень примечательных, поистине символических качества: всегда блестящие (“сгорает от любознательности”) и раскрытые (“открытые миру”) глаза. Но у философии, философской мудрости есть и другой, тоже не очень привлекательный на первый взгляд образ-символ — это овод. На его нам указал в своей защитительной речи на суде Сократ — сам живой символ философии. Обращаясь к присяжным, своим обвинителям, всем мужам афинянам, он сказал следующее: “...Если вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли. В самом деле, мне кажется, что Бог послал меня городу как такового, который целый день, не переставая, всюду садится и каждого из вас будит, уговаривает, упрекает. Другого такого вам нелегко будет найти, о мужи, а меня вы можете сохранить, если вы мне поверите. Но очень может статься, что вы, как люди, которых будят во время сна, ударите меня и с легкостью убьете, <...> и тогда всю остальную вашу жизнь проведете во сне, если только Бог, жалея вас, не пошлет вам еще кого-нибудь”. Увы, афиняне не вняли голосу сократовской мудрости — уж очень надоедлив этот философствующий овод. Куда легче спать или жить в мире грез. Сон разума, сон жизни — для большинства это привычный образ жизни. Для философа же это смерти подобно. В случае Сократа, однако, смерть пришла не от сна, а от неустанного бодрствования разума. Оводу-философу был вынесен обвинительный приговор, он выпил чашу цикуты и отошел в мир иной Афоризмы Сократа Брак, если говорить правду, зло, но необходимое зло. Ваятель должен во внешности выражать душевную деятельность. Всякое знание, отделённое от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью. Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что знаешь то, чего не знаешь. Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету. Государственные законы - это то, что граждане по общему соглашению написали, установив, что должно делать и от чего надо воздержаться. Да, я мудрее их, потому что я знаю, что ничего не знаю, а они, ничего не зная, думают, что всё знают. Действительно мудр лишь Бог, а человеку дано быть лишь только любителем мудрости. Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, - это справедливо или несправедливо то, что он делает, есть ли это деяние доброго или злого человека.
Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим. Женишься ты или останешься холостяком - всё равно придётся раскаяться. Заговори, чтоб я тебя увидел. Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды. Когда слово не бьёт, то и палка не поможет. Красота - это королева, которая правит недолго. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя! Кто что знает, в том он и мудр. Лучшая приправа к пище - голод. Лучше всего ешь, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьёшь, когда не ждёшь другого питья. Невозможно живущему в обществе и в семействе и обращающемуся с людьми не испытывать печалей. Ни корабль не должно ставить на одном маленьком якоре, ни жизнь не должно основывать на одной надежде. Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Откуда бы ни исходил порядок, если только он основан на силе, он есть акт насилия, а не закона. Пустые мехи надувает ветер, а бессмысленных людей мнение. Решающая роль отводится не столько форме правления, сколько строгому соблюдению законов и умелому руководству государством. Слабые умы, берясь за философию, наносят только ущерб её достоинству. Сократить свои расходы - это брать в долг у самого себя. Страх смерти не является мудростью, поскольку никто не знает, не является ли смерть для человека величайшим из всех благ.
То, что я понял, - прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, - тоже прекрасно. Три основных добродетели: умеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие). Тщеславный есть публичный разглашатель собственной своей глупости. Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой. Честный человек не может долго прожить, если он занимается государственными делами.
Существует только один бог - знания, и только один дьявол - невежество. Сократ (469 - 399 г. до н.э.)
Философия Платона Платон (427-347 гг до н.э.) – ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, создатель системы объективного идеализма. Наиболее важные сочинения Платона: «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».
Основные философские идеи Платона: · Окружающий мир делится на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей»; · Реально существуют лишь «чистые (бестелесные) идеи»; · Эти идеи истинны, вечны и постоянны; · Мир и любая вещь в нем является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи; · Материальные вещи изменчивы, непостоянны и конечны; · Окружающий мир («мир вещей») временен и изменчив, он не существует как самостоятельная субстанция.
Учение о познании Платона: · Предметом познания должны стать «чистые идеи» поскольку материальный мир является всего лишь отображением «чистых идей»; · «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания – такой вид познания дает не достоверное знание, а лишь мнение, «доксу»; · «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); · Высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы. Только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
Учение Платона о государстве: Платон выделяет семь типов государства: 1. «Идеальное государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. 2. монархия – справедливая власть одного человека; 3. тирания – несправедливая власть одного человека; 4. аристократия – справедливая власть меньшинства; 5. олигархия – несправедливая власть меньшинства; 6. демократия – справедливая власть большинства; 7. тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. · Двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. · Демократия, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию.
План государственного устройства по Платону: · Все население государства (полиса) делится на три сословия: философы, воины, работники; · Работники (крестьяне, ремесленники) занимаются физическим трудом, создают материальные блага; · Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях; · Философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; · Философы и воины не должны иметь частной собственности; · Жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; · Не существует брака, все жены и дети общие; · Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
Историческое значение философии Платона: · Впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; · Положено начало систематическому идеализму; · Впервые глубоко исследованы проблемы природы, общества (государство, законы); · Были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие-становление, вечное-временное, покоящееся-движущееся, неделимое-делимое и др.); · Была создана философская школа – Академия – существовавшая с 387 г до н.э. и до 529 г. н.э. (была принудительно закрыта императором Византии Юстинианом), то есть почти что 1000 лет. Воспитанниками Академии были Аристотель, Ксенокрит, Кратет, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Афоризмы ПЛАТОНА Бесстыдство - терпеливость души к бесчестию во имя выгоды. Боимся же мы нередко и общественного мнения, как бы нас не сочли за дурных людей, если мы совершаем или говорим что-либо нехорошее. Этот вид страха мы называем стыдом.
Быть ниже самого себя - это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя - не что иное, как мудрость.
В истинном знании находится источник добродетели, в невежестве и фальшивом знании - источник зла.
В любви доступность и готовность не приличествует тем, кого домогаются. Неблагоразумно мудрого правителя стеснять законами. Основа всякой мудрости есть терпение. Первая и лучшая победа - это победа над собой.
Без смешного нельзя познать серьезное, и вообще противоположное познается с помощью противоположного, если человек хочет быть разумным. Платон (428 - 347 г. до н.э.)
Философия Аристотеля Аристотель (384-322 до н.э.) – ученик Платона, основатель Афинской школы «Ликей», воспитатель Александра Македонского. Отец многих наук, таких как психология, логика, биология, эстетика и др. Основные произведения Аристотеля: Физика, Метафизика, О Душе, Никомахова этика, Риторика, Политика, Поэтика, комплекс сочинений по логике под общим названием «Органон».
Философию Аристотель делил на три части: 1. Теоретическую философию (названную после его смерти метафизикой), изучающую общие проблемы бытия (первая философия) и его отдельных сфер, проблему происхождения всего сущего, наука о причинах и началах различных явлений. 2. Практическую философию – о деятельности человека, этике, политике, устройстве государства. 3. Поэтическую (творческую), связанную с различного вида «искусствами».
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6819)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |