МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Занятия проводятся с учащимися 7-11-летнего возраста и начинаются
Занятия проводятся с учащимися 7-11-летнего возраста и начинаются с 1-го класса. Программа основана на комплексном подходе к построению занятий. В данной программе создана система заданий, направленных на развитие творческого и логического мышления у младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения, проверять их, делая выводы, иллюстрировать их на примерах. Одним из факторов, является правильность отбора содержания и построения учебной программы. В предлагаемой программе часть заданий отобрана из учебной, педагогической и справочной литературы и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, часть составлена автором. Задания, во-первых, подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Во-вторых, в программе используются различные типы заданий: · «закрытые» задачи, т.е. имеющие точные решения; · задачи с неполным условием; · с избыточными условиями; · открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов; · творческие задания. Перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию мышления. Программа содержит задания, большинство из которых не требует вычислений, однако на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учит строить правильные суждения, проводить несложные доказательства, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них. Регулярно проводятся конкурсы творческих работ, математические викторины, турниры и т.д. Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание на занятиях осуществляется путём анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки не выставляются. В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся, используются следующие типы занятий: урок – рассказ, урок - упражнение, урок - практическая работа, урок – игра, урок – сказка, урок – олимпиада, урок – КВН. Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи практических действий. Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Виды игр: · на развитие внимания и закрепления терминологии; · игры-тренинги; · игры-конкурсы (с делением на команды); · сюжетные игры на закрепление пройденного материала; · интеллектуально-познавательные игры; · интеллектуально-творческие игры. Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое. Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это: · сказочные сюжеты уроков; · поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках · сочинение своих сказок. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Проводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах: · один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный; · вставить пропущенное ключевое слово; · опрос по «цепочке»; · цифровой диктант; · графический диктант; · маршрутная карта; · обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление; · повторение последней фразы и оценка ее корректности; · продолжение ответа, прерванного в произвольном месте; · организация цепочки отвечающих; · комбинированная эстафета и т.д. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Список литературыдля педагога: 1. Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992. 2. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка, - М.: Просвещение, 1988. 3. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991. 4. И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995. 5. Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006. 6. З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996. 7. Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994. 8. Н.А.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики, -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 9. П.У.Байрамукова. Через сказку в мир математики, -М.: ИЗДАТ-ШКОЛА , 1999. 10. Л.А.Маш. Моя самая первая книжка по математике, -М.: Дрофа, 1995. 11. В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993. 12.Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989. 13.А.З.Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6. 14. А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Математика. Язык. – Киев,1990. 15.С.И.Волкова. Математика и конструирование, -журнал Начальная школа, 1997-№10
Список литературыдля детей: для дополнительной информации,закрепления изученного материала: 1.Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996. 2. А.А.Свечников, П.И,Сорокин. Числа, фигуры, задачи. - М.,1997. 3. Л.М.Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996. 4.В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |