Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 11 Человек и личность. Источники и факторы развития



2015-12-13 883 Обсуждений (0)
Вопрос 11 Человек и личность. Источники и факторы развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающихся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

В понятие человека как индивида выражаются 2 основных признака:

Человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.

Отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:

Развивающимся самосознанием, Наличием «Я-образа» -Направленностью; Способностями, Характером

Индивидуальность - своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.

Структура личности (К.К. Платонов)

Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

Наиболее известной, является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова.

Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей.

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.

Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни.

Биопсихологические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга.

Мир психических явлений - это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей среды.

Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер, способности.

Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. К психическим состояниям относятся:

I) проявления чувств - настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и прочее;

2) проявления внимания — сосредоточенность, рассеянность;

3) проявления воли -решительность, собранность;

4) проявления мышления - сомнения;

5) проявления воображения - грезы и прочее.

Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. К психическим образованиям относятся реакция, подражание, навык и т.д.

Социально-психологические явления и процессы - это психологические феномены обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга, их принадлежностью к определенным социальным общ-ностям. К ним относятся идентификация, конформность, межличностное восприятие и т.д.

Потребностно - мотивационная сфера личности

Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека, как и любого живого существа, являются его потребности.

Потребности - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития, и выступающая источником его активности.

В отличие от представителей животного мира, удовлетворение потребностей у которых непосредственно связано с той или иной природной вещью как стимулом его активности (пища, нора и т.д.), человеческие потребности являются следствием развития производства и культуры. Если потребности животных можно назвать органическими, то человеческие потребности преобразуются в «надорганические», опосредованные предметной деятельностью.

Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет гибели человека или его вырождению.

В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. К объектам культурных потребностей относятся как предметы, которые служат удовлетворению какой-либо естественной потребности в условиях той или иной сложившейся культуры, так и предметы необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми, для сложной и многообразной общественной жизни человека.

По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными.

В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).

Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.д.).

Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурной по происхождению — либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Мотивы - это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотив - это способ проявления потребности, психологическая форма ее

существования.

Мотивация — это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или вовсе неосознаваемыми.

Осознанные — человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. Характеризуется: интересами, убеждениями, идеалами.

Интересы - мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать .в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Неосознанные - человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей.

Характеризуется: установками, влечением.

Влечение - инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания.

По мнению психологов, влечение - первичное проявление потребности, начальная стадия мотивационного процесса, который заканчивается осмыслением и в результате осмысления либо тормозится личностью, либо переходит в мотив и цель деятельности. По своему содержанию влечение обычно примитивны, элементарны, связаны с биологическими потребностями. Например, половое влечение, влечение к огню и т.д.

Установка — неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Установки по отношению к различным фактам общественной жизни могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения.

В структуре установки выделяют три подструктуры: * когнитивная подструктура - есть образ того, что готов познать и воспринимать человек;

• эмоционально-оценочная подструктура - есть комплекс симпатий и антипатий к объекту установки;

• поведенческая подструктура - готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрения, установки и цели ее жизни и деятельности.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархических форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.


 



2015-12-13 883 Обсуждений (0)
Вопрос 11 Человек и личность. Источники и факторы развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 11 Человек и личность. Источники и факторы развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (883)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)