Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансовая политика Советского государства



2015-12-13 966 Обсуждений (0)
Финансовая политика Советского государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Политика Временного правительства привела к крушению рубля. Затем в результате Октябрьской революции власть перешла в руки Военно-революционного комитета. 3 февраля 1918 г. Советское правительство вышло из войны; в числе прочих мер оно аннулировало все государственные займы и иностранные в частности. Период 1917 — середина 1921 г.ознаменовался ликвидацией дореволюционных кредитных учреждений, а его наиболее значительным законодательным актом был Декрет ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков. Декрет объявил банковское дело монополией государства и объединил все существовавшие в тот период частные акционерные банки и банкирские конторы с Государственным банком. Активы и пассивы этих банков были переданы Государственному банку, который был переименован в Народный банк РСФСР. Однако в условиях военного коммунизма его деятельность замерла. Поэтому Декретом СНК от 19 января 1920 г. активы и пассивы Народного банка были переданы Бюджетно-расчетному управлению Наркомфина. С переходом к НЭПу появились предпосылки для развития банковского дела. 30 июня 1921 г. СНК был издан Декрет об отмене ограничений денежного обращения, а также о мерах, необходимых для развития вкладной и переводной операций. Декрет отменил всякие ограничения денежных сумм, которые могут находиться на руках у частных лиц, и установил начало неприкосновенности вкладов и банковской тайны. Таким образом, Советское правительство в 20-е гг. XX в. восстановило кредитную систему в виде Государственного банка, отраслевых и территориальных коммерческих акционерных банков, обществ взаимного кредита, кредитной коммерции и адаптировало ее к условиям рыночного хозяйствования. В конце 20-х гг. правительство СССР отказалось от многоукладной экономики, перешло к свертыванию негосударственных форм собственности, ликвидации рыночного хозяйства и его структур, переводу граждан в положение людей, работающих у государства по найму. В начале 30-х гг. основными доходными источниками бюджета государства были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Крупным шагом в перестройке финансовой работы была налоговая реформа 1930 г., которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия отчислений от прибыли и налога с оборота, включавшего множество налогов и сборов. В 1932 г. общие нормы распределения прибыли были устранены: вся плановая прибыль могла быть изъята в бюджет, за предприятием закреплялась лишь часть сверхплановой прибыли. В 1938 г. завершилось формирование бюджетной системы СССР. Местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета, расширение функций местных советов и их бюджетных прав сопровождалось неуклонным ростом доходов. В 30-е гг. XX в. правительство СССР последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства. В годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)принципиальных изменений в финансовой системе страны не произошло. В связи с финансовыми потребностями ведения войны произошло усиление централизации финансовых ресурсов государства, через финансово-кредитную систему производились перераспределения национального дохода в пользу военных расходов. Были мобилизованы свободные финансовые ресурсы промышленности, торговли, банков, долгосрочных вложений — все это шло непосредственно на удовлетворение нужд войны. В послевоенные годы бюджет государства был подчинен решению задачи по ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства(реформа 1947 г). Попытка усовершенствовать хозяйственный механизм была предпринята в 1965 г. путем проведения реформы, направленной на усиление стимулирующего воздействия прибыли на развитие производства. Реформа предусматривала организацию новой системы экономического стимулирования.В 70-е гг. спланированная экономическая атака мирового империализма на социалистический сектор экономики безусловно способствовало общему расстройство финансового хозяйства СССР, что, безусловно, сказалось на развитии бюджета. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход. В конце 70-х гг. для того чтобы изменить сложившееся в экономике страны тяжелое положение, была разработана экономическая модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» вводился нормативный метод распределения прибыли. На основе утвержденных в 5-м финансовом плане показателей министерствам устанавливались стабильные, дифференцированные по годам нормативы отчислений от балансовой прибыли, поступающие в их распоряжение. Причем нормативы определялись с таким расчетом, чтобы обеспечить финансирование капитальных вложений, погашение банковских кредитов и уплату процентов за них, прирост оборотных средств, образование единого фонда развития науки и техники и фондов экономического стимулирования. В самом начале войны в июне 1941-го объем золотого запаса Советского Союза составлял 2,6 тысяч тонн, которые хранились непосредственно на нашей территории. Именно благодаря этим запасам СССР начал с августа 1941 получать от США и Англии, которые были членами антигитлеровской коалиции, необходимые стратегические вооружения и материалы, помогающие наряду с другими принятыми мерами сократить разрыв в уровне обеспеченности между хорошо подготовленными немецкими войсками и Советской Армией. Затем 11 июня 1942-го последовало официальное решение о вступлении СССР в международную программу «Ленд-лиз» (государственный проект США по поставкам своим компаньонам оружия, техники, провианта, сырья), которая к тому времени уже объединяла экономику 27 стран. Заботясь о реальной поддержке рубля, Сталин всячески способствовал укреплению золотодобывающей отрасли, создав мощнейшую базу, которая позволяла пополнять золотой запас страны ежегодно не менее чем на сто тонн ценного металла. Вся информация по золотодобыче считалась стратегической и была засекречена. Развитием отрасли и контролем над выработками занимался лично руководитель НКВД Лаврентий Берия. Львиная доля добычи драгоценного металла приходилась на заключенных с Колымы и из Магадана, где трудились наемные рабочие треста «Дальстрой». Все полученное золото под строгим наблюдением незамедлительно поступало в казну государства. С 1937 года стоимость рубля и цена на золото были привязаны к доллару и рассчитывались в соответствии с курсом этой денежной единицы. В начале 1950-го Центральное статистическое управление СССР получило от генсека задание пересчитать валютный курс рубля. Интересен тот факт, что для определения покупательной способности нашей денежной единицы и доллара сравнивались цены на товары, которые выставляли рубль в наиболее выгодном свете. Так, например, сравнивалась цена на дорогие американские пальто из габардина и дешевые армейские шинели, которые были перекрашены в другой цвет. При сопоставлении цен на обувь для сравнения брались советские кирзовые сапоги и американские кожаные ботинки. Но при этом обязательно отмечалось высокое качество отечественных товаров, а к конечному результату еще была добавлена так называемая поправка, учитывающая возможные изменения в курсе доллара, составляющая от 13 до 15 процентов. В результате была получена цифра в четырнадцать рублей за один доллар, хотя до 1947 года она составляла 53 рубля! 27 февраля Сталин ознакомился с информацией и, перечеркнув своим синим карандашом итог экономистов, поставил пометку: «Самое большее – четыре рубля». 28 февраля 1950 года Постановлением Совмина СССР советский рубль был переведен на постоянную золотую базу, а его содержание было установлено в размере 0,222168 грамм чистого драгметалла при сбытовой стоимости 1 грамм золота за 4,45 рубля. 1 марта 1950 года во всех крупных изданиях был опубликован текст данного Постановления Правительства, в котором указывалось, что «в связи с отменой в декабре 1947 года карточной системы и троекратным снижением цен на товары широкого спроса за период с 1947 по 1950 годы произошло значительное укрепление рубля. Произошедшие изменения способствовали увеличению покупательной способности нашей денежной единицы, которая поднялась значительно выше заявленного официального курса».С учетом того, что в странах Запада наблюдалась тенденция к девальвации некоторых европейских валют, а непрерывный рост цен на товары в США и рост инфляции, о котором открыто заявляли некоторые представители американских правительственных кругов, привели к падению курса доллара, Советское правительство посчитало необходимым повысить установленный ранее официальный курс рубля. На основе вновь рассчитанного золотого содержания был определен новый курс советской денежной единицы по отношению к иностранным валютам: один доллар США приравнивался четырем рублям (вместо 5 рублей 30 копеек), один фунт стерлингов – одиннадцать рублей двадцать копеек (вместо 14 рублей 84 копеек). Государственному банку СССР было поручено пересчитать курс рубля в отношении других иностранных денежных единиц с учетом принятых изменений. Также с первого дня весны 1950 года Постановление отменяло принятое в июле 1937 года определение курса рубля к иностранным валютам на основании доллара США. Теперь основой для расчета должен был стать размер золотого содержания и средняя цена на драгметалл в СССР и в мире. Таким образом, рубль был отвязан от мировой (американской) денежной единицы. В тот же период в большинстве социалистических стран прошли экономические реформы, что способствовало проведению согласованной валютно-финансовой политики между ними, включая создание и введение новой межгосударственной денежной единицы, золотого рубля. Благоприятному развитию событий способствовало и образование Совета Экономической Взаимопомощи (альтернативная Европейскому экономическому сообществу организация для экономической и технической взаимопомощи между социалистическими странами, просуществовавшая до 1991 года). С января 1949 года членами СЭВ стали СССР и значительная часть стран из Восточной Европы (Венгрия, Болгария, Чехословакия, Румыния и Польша), не присоединилась к новому альянсу лишь Югославия. А в начале 1950-го к странам-участникам СЭВ добавилась Албания и ГДР. В январе 1953-го года все государства-члены СЭВ были переведены на единую внешнеторговую статистику и классификацию товаров. Специализирующийся на сталинской эпохе историк Алексей Чичкин подробно описывает в своей статье «Забытая идея без срока давности» события апреля 1952 года, когда в Москве прошло совещание, на котором представителями СССР, Китая и стран Восточной Европы была выработана и утверждена идея о создании новой, альтернативной долларовой, зоны мировой торговли. Любопытно, что данное предложение вызвало положительный отклик не только у перечисленных участников совещания, но и у других стран, среди которых были Австрия, Финляндия, Швеция, Исландия, Ирландия, Аргентина, Эфиопия, Мексика, Иран и Уругвай. Все они выразили готовность присоединиться к вновь образованной зоне. В ходе указанного совещания Сталиным была озвучена мысль о создании и введении новой расчетной межгосударственной валюты, которая должна была стать основной денежной единицей на создаваемом «общем рынке». А поскольку инициатором идеи выступил Советский Союз, то и расчетной валютой вполне мог стать рубль, заблаговременно переведенный на золотую основу. Прорабатывались даже возможные варианты названия и дизайна для новой денежной единицы, которая могла называться как Сталинским Золотым Рублем или «Сталинцем», так и просто Русским или Советским рублем. На самом деле конкретное название не имело особого значения. Важно было то, что мир практически стоял на пороге новой эпохи. В 1951 году на совещании в Москве государств-членов СЭВ, Монголии и Китая для разработки программ перехода на новую денежную единицу была создана комиссия, в составе которой были: Президент Чехословакии Клемент Готвальд, председатель Совета министров ГДР Отто Гротеволь, генеральный секретарь Венгерской партии трудящихся Матьяш Ракоши и представитель Китая Чжоу Эньлай. Как вспоминает Максим Сабуров, который в тот период был руководителем Госплана, в течение 1952-1953 годов комиссией были представлены на рассмотрение пять возможных вариантов перехода на взаиморасчеты между участниками экономического альянса с использованием новой денежной валюты, ввод которой планировался на 1955-1960 годы. Однако Иосиф Виссарионович настаивал на введении валютной единицы уже в 1955 году. Специалистам с большим трудом удалось настоять на более отдаленных сроках, так как для такого серьезного шага была необходима стабильная экономическая обстановка в каждой из стран-участниц проекта и устойчивый рост платежеспособности используемых в этих государствах национальных денег. Кроме того, требовалось время для сближения используемого в этих странах характера планирования экономики и развития социальной сферы. В итоге выбранным ориентиром стал 1957 год, год 40-летия Октября. Причиной спешки Сталина была вполне оправданная боязнь того, что после его смерти проект просто похоронят. Также, будучи дальновидным политическим деятелем, он прекрасно понимал, что капиталистические государства не станут спокойно смотреть со стороны, как Страна Советов разваливает построенную ими систему тотальной зависимости, подрывая стабильность доллара, и от них можно ожидать любых способов противодействия новым начинаниям. Многие историки сходятся на том, что для этого Америка решила применить самый проверенный временем механизм дестабилизации ситуации, навязав СССР войну на чужой территории. Отвлечь внимание нашей Родины от экономических нововведений помогла начатая в конце июня 1950 года Корейская война. Невзирая на собственные значительные потери, которые исчислялись почти миллионом убитых и раненых, большим количеством уничтоженной боевой техники, двадцатимиллиардными финансовыми вложениями, Соединенным Штатам удалось добиться преследуемой цели. Дальнейшее решение вопросов о развитии межгосударственной системы платежей и расчетов между государствами-членами СЭВ было отложено до окончания конфликта. Однако Сталин уже не смог реализовать задуманное, так как развязанная США война закончилась уже после его смерти. А новое руководство в лице Никиты Хрущева не посчитало нужным продолжать гнуть линию самостоятельности социалистического рынка и вновь вернуло систему взаиморасчетов на круги своя, привязав рубль к американскому доллару. Вся неприглядность ситуации состояла в том, что упорно проводимая политика нового руководства СССР на реформирование существующей ситуации в сельском хозяйстве привела к его полному упадку, а бережно накапливаемые Сталиным золотые фонды страны утекали в качестве оплаты за американское зерно. Политика полного «разбазаривания» привела к тому, что на Запад ушло около 2900 тонн национального золотого запаса! По приблизительным расчетам в более благоприятной обстановке при прежних темпах накопления к 1964 году объем золота в государственной казне должен был составить почти 3150 тонн, что приблизительно равняется золотому запасу Международного валютного фонда в 2010 году! Само собой разумеется, что при таком развитии событий не могло быть и речи о введении новой резервной единицы. А сам замысел вместе с пробными образцами уникальной валюты остался лишь еще одним историческим фактом. Лишь некоторые идеи, разрабатываемые для дизайна Сталинского рубля, были использованы в период проводимой Хрущевым денежной реформы. Все народно-хозяйственные мероприятия сталинского периода были разработаны с учётом развития и модернизации социалистического, государственно-планового сектора экономики. В условиях перехода страны в новую "фазу"не социалистичекого и не контролируемого государством народного хозяйства, произошёл уже известный нам по Витовской реформе рост финансовых ресурсов страны. Возник дефицит государственного бюджета, а бюджетный дефицит в свою очередь негативно воздействовал на экономику, подрывал устойчивость денежного обращения, порождал инфляционные процессы.

Советская денежная система выдержала испытание войной. Так, денежная масса в Германии за годы войны возросла в 6 раз (хотя немцы свозили к себе товары со всей Европы и значительной части СССР); в Италии – в 10 раз; в Японии – в 11 раз. В СССР же денежная масса за годы войны увеличилась только в 3,8 раза. Однако Великая Отечественная война породила ряд отрицательных явлений, которые необходимо было устранить. Во-первых, появилось несоответствие между количеством денег и потребностями товарооборота. Существовал излишек денег. Во-вторых, появилось несколько родов цен – пайковые, коммерческие и рыночные. Это подрывало значение денежной зарплаты и денежных доходов колхозников по трудодням. В-третьих, крупные денежные суммы осели у спекулянтов. Причём разница в ценах по-прежнему давала им возможность обогащаться за счёт населения. Это подрывало социальную справедливость в стране. Государство сразу после завершения войны провело ряд мероприятий направленных на укрепление денежной системы и рост благосостояния населения. Покупательный спрос населения увеличивался путём увеличения фондов заработной платы и снижением платежей в финансовую систему. Так, с августа 1945 года начали отменять военный налог с рабочих и служащих. Окончательно налог отменили в начале 1946 года. Не проводили больше денежно-вещевые лотереи и снизили размер подписки на новый государственный заем. Весной 1946 года сберкассы начали выплачивать рабочим и служащим компенсацию за неиспользованные во время войны отпуска. Началась послевоенная перестройка промышленности. Произошёл некоторый рост товарного фонда за счёт перестройки промышленности и за счёт сокращения потребления вооруженных сил и реализации трофеев. Для изъятия денег из обращения продолжали развертывание коммерческой торговли. В 1946 году коммерческая торговля приобрела довольно широкий размах: была создана широкая сеть магазинов и ресторанов, расширен ассортимент товаров и снижена их цена. Завершение войны привело к падению цен на колхозных рынках (более чем на треть). Однако к концу 1946 года отрицательные явления не были полностью устранены. Поэтому курс на денежную реформу сохранили. К тому же выпуск новых денег и обмен старых денег на новые был необходим для того, чтобы ликвидировать деньги, которые попали за рубеж и улучшить качество денежных знаков. По свидетельству наркома финансов СССР Арсения Зверева (управлял финансами СССР с 1938 года) впервые Сталин поинтересовался о возможности денежной реформы в конце декабря 1942 года и потребовал представить первые расчёты в начале 1943 года. Поначалу денежную реформу планировали провести в 1946 году. Однако из-за голода, который был вызван засухой и неурожаем в целом ряде советских регионов, начало реформы пришлось отложить. Только 3 декабря 1947 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об отмене карточной системы и начале денежной реформы. Условия денежной реформы были определены в Постановлении Совмина СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 года. Обмен денег проводился по всей территории Советского Союза с 16 по 22 декабря 1947 года, а в отдаленных районах завершился 29 декабря. При перерасчете заработной платы деньги обменивались так, что зарплата оставалась без изменения. Разменная монета размену не подлежала и оставалась в обращении по номиналу. По денежным вкладам в Сбербанке суммы до 3 тыс. рублей также подлежали обмену один к одному; по вкладам от 3 до 10 тыс. рублей сокращение накоплений произвели на одну треть суммы; по вкладам более 10 тыс. рублей изъятию подлежало две трети суммы. Те граждане, которые хранили крупные суммы денег дома, могли обменять по курсу 1 новый рубль к 10 старым. Относительно льготные условия обмена денежных накоплений были установлены для держателей облигаций государственных займов: облигации займа 1947 года переоценке не подлежали; облигации массовых займов меняли на облигации нового займа в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1938 года обменивали в соотношении 5:1. Денежные средства, которые находились на расчётных и текущих счетах кооперативных организаций и колхозов переоценивались из расчёта 5 старых рублей на 4 новых. Одновременно правительство отменило карточную систему (раньше других государств-победителей), высокие цены в коммерческой торговле и ввело единые пониженные государственные розничные цены на продовольственные и промышленные товары. Так, на хлеб и муку цены были снижены в среднем на 12 % против действующих пайковых цен; на крупу и макароны – на 10% и т. д. Таким образом, в СССР были ликвидированы отрицательные последствия войны в области денежной системы. Это позволило перейти к торговле по единым ценам и уменьшить денежную массу в три с лишним раза (с 43,6 до 14 млрд. рублей). В целом реформа была успешной. К тому же у реформы был социальный аспект. Спекулянтов прижали. Это восстанавливало попранную в годы войны социальную справедливость. На первый взгляд казалось, что пострадали все, ведь у каждого на 15 декабря имелись какие-то деньги на руках. Но обычный рабочий и служащий, живущий на зарплату, у которого к середине месяца оставалось уже не много денег, пострадал только номинально. Он даже без денег не остался, так как уже 16 декабря начали выдавать зарплату новыми деньгами за первую половину месяца, что обычно не делали. Зарплату обычно выдавали помесячно после завершения месяца. Благодаря этой выдаче рабочих и служащих в начале реформы обеспечили новыми деньгами. Обмен 3 тыс. рублей вклада 1:1 удовлетворял подавляющую часть населения, так как люди не имели значительных средств. В расчёте на всё взрослое население средний вклад на сберкнижке не мог быть более 200 рублей. Понятно, что со спекулянтами потеряли часть своих денег «стахановцы», изобретатели и другие немногочисленные группы населения, имевшие сверхприбыли. Но с учётом общего снижения цен, они, не выиграв, всё же пострадали не сильно. Правда, могли быть недовольными те, кто хранил большие суммы денег дома. Это касалось спекулятивных групп населения и часть населения Южного Кавказа и Средней Азии, которые не знали войны и по этой причине имели возможность вести торговлю. Надо отметить, уникальность сталинской системы, которая смогла изъять из денежного обращения большую часть денег и при этом большинство простых людей не пострадало. При этом весь мир был поражён тем, что всего спустя два года после завершения войны и после неурожая 1946 года основные цены на продовольствие были сохранены на уровне пайковых или даже снижены. То есть почти всё продовольствие было в СССР доступно каждому. Это для Западного мира было неожиданностью и неожиданностью обидной. Капиталистическую систему буквально вбили в грязь по самые уши. Так, Великобритания, на территории которой четыре года не шла война и которая пострадала в войне неизмеримо меньше, чем СССР, ещё в начале 1950-х годов не могла отменить карточную систему. В это время в бывшей «мастерской мира» шли забастовки шахтёров, которые требовали обеспечить им уровень жизни как у шахтёров СССР.



2015-12-13 966 Обсуждений (0)
Финансовая политика Советского государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансовая политика Советского государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (966)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)