Педагогика физической культуры и спорта как
Учебно-научная дисциплина
Одна из ведущих тенденций развития современной педагогической науки - все усиливающаяся дифференциация областей педагогического знания. Одним из проявления данной тенденции является появление новой отрасли педагогических знаний - педагогики физической культуры и спорта, теоретическое оформление которой началось в начале70-х годов ХХ века. Предпосылками выделения педагогики физической культуры и спорта в самостоятельную отрасль науки о воспитании послужили философские и прогрессивные педагогические традиции в области физического воспитания, а также то, что знания о педагогических закономерностях спортивной деятельности логически не умещались в рамках теории физического воспитания. Зарождение и формирование педагогики физической культуры и спорта шло в неразрывной связи с процессом развития физкультурного движения и обуславливалось развитием других наук, в частности, спортивной психологии. В начале 70-х годов на основе проведенных фундаментальных исследований педагогических проблем спорта (на уровне докторских и кандидатских диссертаций) определилась возможность сформулировать предмет педагогики физической культуры и спорта. В 1974 году было предложено рассматривать педагогику спорта как отрасль педагогической науки, занимающуюся изучением закономерностей формирования человека в процессе и под влиянием занятий физической культурой и спортом. В учебном пособии, изданном в ГДР в 1978 г., дано определение спортивной педагогики как научной дисциплины, исследующей закономерности сознательного, целенаправленного, планомерного и организованного руководства процессом развития личности спортсмена в условиях спортивной деятельности. Как отрасль педагогической науки она решает задачи: 1) исследование закономерностей использования средств физической культуры и спорта в процессе воспитания подрастающего поколения; 2) изучение и обобщение опыта лучших спортивных педагогов; 3) разработка наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы в сфере физической культуры и спорта. Исходя из содержания раздела 1.1 данного пособия, можно определить предметом педагогики физической культуры педагогический процесс, осуществляемый в сфере физической культуры и спорта. Педагогика физической культуры – учебно-научная дисциплина, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического (учебно-воспитательного) процесса, проходящего в сфере физической культуры и спорта. Как учебная дисциплина «Педагогика физической культуры и спорта» является профилирующей общепрофессиональной дисциплиной в системе профессионального физкультурного образования. Ведущее положение данной дисциплины обусловлено тем, что деятельность спортивного педагога имеет, прежде всего, педагогическую направленность: - изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека; - разработка и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическая реализация средствами физической культуры и спорта; - формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта. Цель преподавания курса – создать целостное представление о сущности, специфике, закономерностях педагогики в области физической культуры и спорта, помочь сориентироваться в многообразии педагогических концепций, включить студентов в активный процесс педагогического поиска. Задачи изучения дисциплины. В результате изучения дисциплины студенты должны: - знать сущность целостного педагогического процесса, акцентируя внимание на особенностях воспитания в области физической культуры и спорта; ориентироваться в многообразии педагогических концепций; - выделять условия оптимизации процесса воспитания и самовоспитания; знать методы воспитания спортсмена; особенности работы с детским спортивным коллективом, с семьей воспитанника; знать закономерности и возрастные особенности развития личности; - уметь ориентироваться в проблемах педагогики, обусловленных спецификой физической культуры и спорта; - уметь четко формулировать основные педагогические понятия; - анализировать и осознанно осуществлять выбор воспитательных средств в построении единого педагогического процесса; - владеть основными методами, средствами и формами воспитания; - оценивать и интерпретировать различные педагогические факты и явления; - применять на практике знания о формировании и сплочении детского коллектива. Практические задания 1. Укажите связь педагогики физической культуры и спорта с другими научными дисциплинами.
2.Установите правильное соотношение понятий (I –3,…)
3.Установите правильное соотношение понятий (I – 3,…)
4.Восстановить текст в рисунке.
5.Предметом педагогики физической культуры и спорта является . . . . 6. В чем отличие педагогического процесса от социализации? Литература 1. Прохорова М.В., Сидоров А.А., Синюхин Б.Д., Семенов А.Г. Педагогика физической культуры М.: АЛЬЯНС, 2006. 287с. 2. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов. М.: Юнити,2007. 320с. 3. Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2007.208с. 4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 480 с.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7633)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |