Первоначальные представления об органических веществах. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Предельные углеводороды. Метан, этан. Состав, строение, физические и химические свойства. Применение. Понятие о гомологах и гомологических рядах.
Непредельные углеводороды. Состав, строение, физические и химические свойства. Применение.
Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения).
Общие понятия об аминокислотах и белках.
1. Модели молекул органических соединений, схемы, таблицы.
2. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
3. Образцы нефти и продуктов их переработки.
4. Видеоопыты по свойствам основных классов веществ.
элементов.
№
урока
|
Дата
|
Наименование раздела и урока
| Тип урока
|
Демонстрации
и опыты
| Основные понятия
| Практические
лабораторные контрольные работы
|
д\з
|
| | Повторение основных вопросов курса 8 класса (2 часа)
Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома, Типы химических связей. Классы неорганических веществ
|
повторение
|
Таблицы по видам связей, типам кристаллической решетки, ПСХЭ
| ПСХЭ, периодический закон, химические связи, ковалентная, ионная, основные классы неорганических веществ. Оксиды, соли, кислоты, основания
|
| Повторение
|
| | Контрольная работа по курсу 8 класса
| Урок контроля и оценки знаний
|
|
| Контрольная работа
|
|
| | Электролитическая диссоциация (10 часов)
Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
|
Изучение и первоначальное закрепление нового материала
|
Демонстрации:
- образцы кристаллогидратов
- испытание веществ и их растворов на электропроводность 1 с.23
Таблица 5 «Электролиты»
|
Электролиты, неэлектролиты
Запись уравнения диссоциации веществ.
Наблюдение за опытами
|
|
|
| | Электролитическая диссоциация кислот, солей и оснований
Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации
| Изучение нового материала
| Таблица 5 «Электролиты»
| Уметь писать уравнения реакций молекулярные, полные ионные, сокращенные
Знать обратимые реакции и уметь их записывать
|
|
|
5-6
| | Реакции ионного обмена и условия их протекания
| Изучение нового материала
| Лабораторные опыты:
- реакции обмена между электролитами;
- качественные реакции на ионы 2 стр.23
Таблица 10 «Реакции ионного обмена»
| Необратимые реакции, полные и сокращенные ионные уравнения
|
|
Упр 1-5 стр.22
|
7-8
| | Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление
| Изучение нового материала
| Таблица «Окисление и восстановление» «Многообразие ОВР»
| Окислительно-восстановительные реакции, окислитель и восстановитель
|
| 5 упр 6-8 стр.22
|
| | Гидролиз солей.
| Изучение нового материала
| Демонстрации:
«Гидролиз водных растворов солей»
| Гидролиз солей, уравнения гидролиза солей
| Срезовая работа
| 6 упр.9,10 стр.22
Зад.1-3
|
| | Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
| комбинированный
| Практическая работа № 1
Стр. 24
|
| ПЗ № 1: «Решение экспериментальных задач
| Стр.24
|
| | Обобщающий урок по теме «Электролитическая диссоциация»
| Обобщающий урок
|
| Подготовка к контрольной работе, повторение всех понятий по теме
| Решение задач
| Карточки
|
|
| Контрольная работа по теме «Электролитическая диссоциация».
| Урок контроля и учета знаний
|
| | К.Р. № 1:
|
|
|
| Кислород и сера (9 часов)
Положение кислорода и серы в периодической система химических элементов, строение их атомов. Озон – аллотропная модификация кислорода
| Изучение нового материала
| ПСХЭ
| Элементы 6 группы, аллотропия кислорода
|
| 7,8
Упр.1,2
Стр.31
|
| | Соединения серы.Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Применение серы
| Изучение нового материала
| Демонстрации:
- взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом;
- получение пластической серы;
- ознакомление с образцами серы и ее природными соединениями 4,5,6 стр.43.Лабораторные опыты:
- некоторые хим. свойства серной кислоты;
- качественная реакция на сульфат-ион.
| Физические и химические свойства
|
| 9,10
Упр 5,6
Зад. 1-2
Стр.31
|
| | Сероводород. сульфиды
| Изучение и закрепление нового материала
|
| Свойства сероводорода, уравнения реакции
|
|
Упр.1,2
Стр.34
|
16-17
| | Оксид серы 6. Серная кислота и ее соли
| Урок изучения и первичного закрепления
Новых знаний
| Демонстрация:
- химические свойства серной кислоты и ее солей
| Строение молекулы серной кислоты, свойства серной кислоты, области ее применения, качественные реакции на сульфат ионы
|
|
Упр 14
Стр 12
|
| | Скорость химических реакций, химическое равновесие
| Изучение нового материала
|
| Условия, влияющие на скорость химических реакций, причины влияющие на изменение скорости химических реакций
|
| Записи в тетради
|
| | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты
| Урок закрепления и расширения знаний по теме
|
| Определять окислительные свойства серной кислоты
|
|
Упр 1-4
Стр.38
|
| | решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
| Урок закрепление
|
|
|
| Стр.43
|
| | Вычисление по химическим уравнениям реакций массы, количества или объема по известной массе, количеству или объему одного из вступивших или получающихся веществ
| Урок закрепление
|
| Решение задач
|
| карточки
|
| | Сера и серная кислота. Скорость химических реакций.
| Урок учета и контроля знаний
|
|
| Тестовая контрольная работа
|
|
| | Азот и фосфор (10 часов)
Положение в ПСХЭ азота и фосфора. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства
| Изучение нового материала
| ПСХЭ
Презентация «Азот и его соединения»
| Физические и химические свойства азота, характеристика элементов 5 группы,
|
| 15,16
Упр.2-5
Стр.52
|
| | Аммиак, его строение и свойства. Получение и применение аммиака.
| комбинированный
| Демонстрации:
- получение аммиака;
- взаимодействие аммиака с водой;
- получение хлорида аммония.
| Строение молекулы аммиака, химические свойства
| Письменная проверочная работа
|
Упр 6-12
Стр 52
|
| | Практическая работа. Получение аммиака и изучение его свойств
| Экспериментальный урок
|
|
| Практическая работа
|
|
| | Соли аммония. Нитраты.
| Изучение нового материала
| Лабораторный опыт:
- взаимодействие солей аммония со щелочью 7 с.71.
Демонстрации:
- качественные реакции
8 стр.71
| Соли аммония
|
|
|
| | Оксиды азота Азотная кислота.
| комбинированный
| Демонстрация некоторых хим. свойств азотной кислоты.
|
| Проверочная работа
|
|
| | Окислительные свойства азотной кислоты, соли азотной кислоты
| комбинированный
| Демонстрация
- соли азотной кислоты, их свойства
| Строение, свойства и применение азотной кислоты,
|
|
|
| | Фосфор и его соединения. Аллотропия фосфора, свойства
| Изучение нового материала
| Демонстрации:
- горение фосфора;
- взаимодействие оксида фосфора с водой;
- хим. свойства ортофосфорной кислоты;
- кач. реакция на фосфат-ион.
| Характеристика фосфора, химические свойства
|
|
Упр 1-4
Стр 70
|
| | Оксид фосфора 5
Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения
| комбинированный
| Демонстрация
-ортофосфорная кислота,
-минеральные удобрения
| Строение молекулы, свойства оксида фосфора, фосфорной кислоты, химические свойства, применение солей фосфорной кислоты
|
| 22,23
Упр 7-11
|
|
| Практическая работа «Определение минеральных удобрений»
| Экспериментальный урок
|
| | Практическая работа 4
|
|
| | Углерод и кремний (7 ч)
Углерод и кремний. Строение атома. Аллотропия углерода
| комбинированный
| Таблица «Строение атома углерода»
- 9 стр.101
| Характеристика углерода как простого вещества и химического элемента, аллотропные видоизменения углерода
|
| 24, 25
Кристаллические решетки
|
| | Химические свойства углерода. адсорбция
| комбинированный
| Химические свойства углерода
| Химические свойства углерода. адсорбция
| Срезовая работа
|
|
34-35
| | Оксиды углерода 4 и 2. Угольная кислота
|
| Демонстрации:
- получение оксида углерода (IV) и взаимодействие его с водой и раствором щелочи п/р 5 стр.102.
| Состав, строение и свойства, применение оксидов углерода. Уметь доказывать наличие углерода 4 химическим путем
|
| 26, 27, 28
|
| | Практическая работа «получение и изучение свойств углекислого газа. Распознавание карбонатов».
| Экспериментальный урок
|
| Уметь получать и распознавать углекислый газ и карбонаты
| ПР №5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»
| Стр.102
|
| | Кремний и его соединения. стекло и цемент
| комбинированный
| Демонстрация
- кремний
-соединения кремния
-стекло
-цемент
| Строение и характеристика кремния и его соединений
|
| 30,31, 32,33
|
| | Контрольная работа по темам 3 и 4
| Урок контроля и учета знаний
|
|
| Тесты
|
|
| | Общие свойства металлов (14 часов)
Положение металлов ПСХЭ. Металлическая связь и металлические свойства металлов
|
Изучение нового материала
|
Демонстрации:
- образцы металлов 13,14 стр.113;
- взаимодействие металлов с неметаллами.
|
Положение металлов в ПСХЭ, особенности строения кристаллических решеток, свойства металлов
|
| 34-36
|
|
| Химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов
| Изучение нового материала
| Демонстрация
- ряд напряжения металлов
| Химические свойства металлов, ряд напряжения металлов
|
|
Упр.3
Стр.112
|
|
| сплавы
| комбинированный
| Демонстрация
- сплавы металлов
| Сплавы, виды сплавов
|
|
Зад4
|
|
| Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение
| Изучение нового материал
|
| Щелочные металлы, свойства
|
|
|
|
| Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе, Кальций и его соединения
| комбинированный
| Демонстрация
- кальций
-химические свойства кальция
-соединения кальция
| Щелочноземельные металлы, их значение, химические свойства, применение
|
| 40,41
Упр 1-3
Зад 3
|
| | .Жесткость воды и способы ее устранения
| комбинированный
|
| Понятие жесткости, способы ее устранения
|
|
Упр 13-14
|
| | Алюминий. Нахождение в природе. Свойств алюминия
| комбинированный
| Демонстрация
- алюминий
-физические и химические свойства алюминия
| Строение, свойства и применение алюминия
|
|
Упр 2-6 стр.140
|
|
| Амфотерность оксида и гидроксида алюминия
| Изучение нового материала
| Демонстрация
- химические свойства гидроксида алюминия
| Амфотерность, уметь доказывать амфотерность с помощью химических реакций
|
| Стр 128-130
|
|
| Практическая работа 6
Решение экспериментальных задач по теме «Элементы 1а-3а ПСХЭ»
| Экспериментальный урок
|
|
|
| Стр 131
|
| | Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.
| Изучение нового материала
| Демонстрации:
- получение гидроксидов железа; 18,19 стр.136
- взаимодействие гидроксидов железа с кислотами;
- качественные реакции на ионы железа.
| Положение железа, способы его получения, применения, свойства
|
|
|
|
| Оксиды, гидроксиды и соли железа
| комбинированный
|
| Химические свойства соединений железа
|
|
|
|
| Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «металлы и их соединения»
| Экспериментальный урок
|
|
|
| Стр 136
|
|
| Контрольная работа по теме «Металлы»
| Урок контроля и учета знаний
|
|
| тесты
| Стр 136
|
| | Органическая химия.
Первоначальные представления об органических веществах (2 часа)
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова
| Изучение нового материала
|
| Определение органические вещества, основные положения теории строения веществ
|
| 49,50
|
| | Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений
| комбинированный
|
| Изомерия, классификация органических соединений
|
|
|
| | Углеводороды (4 часа)
Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение
| комбинированный
| Демонстрации:
- модели молекул
Таблицы: «Метан», «Этан», «Бутан»,
| Предельные углеводороды, гомологи, гомологическая разность, характер химической связи в молекуле метана, общая формула ряда предельный углеводородов, химические свойства и области применения алканов
|
|
|
| | Непредельные углеводороды ряда алкенов.
| комбинированный
| Демонстрации:
- модели молекул
«этилен»
| Алкены, их строение, свойства, применение
| Срезовая работа
|
|
| | Ацетилен, Алкины, Алкодиены. Понятие о циклических углеводородах
| комбинированный
|
| Характеристика строения, свойства, применение алкинов и алкодиенов
|
|
|
| | Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнения
| Изучение нового материала
| Демонстрация
-образцы «Нефть»
- таблицы «Нефть», «природный газ»
| Состав природного и попутных газов, области применения, составлять уравнения химических реакций, отражающие превращения углеводородов
|
|
|
| | Спирты (2 часа)
Одноатомные спирты. Метанол, Этанол. Физиологическое воздействие спиртов на организм. Применение.
| Изучение нового материала
| Демонстрации:
Таблица «Спирты и альдегиды»
| Одноатомные спирты, состав, строение, сущность водородной связи и ее влияние на физические свойства, химические свойств спиртов
|
|
Зад. 1
Стр. 173
|
| | Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин
| комбинированный
|
| Многоатомные спирты, их представители, состав, строение и свойства и применение этиленгликоля и глицерина
|
|
|
| | Карбоновые кислоты. Жиры (3 часа)
Муравьиная и уксусная кислоты. Применение
| Изучение нового материала
| Демонстрации:
Таблица «Муравьиная и уксусная кислоты»
| Карбоновые кислоты, химические свойства
|
|
|
| | Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота
| комбинированный
| Демонстрации:
Таблица «Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота»
|
|
|
|
| | жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме
| комбинированный
| Демонстрации:
Таблица «жиры»
| Жиры, их состав и применение
|
|
|
| | Углеводы (2 часа)
Глюкоза, Сахароза. Нахождение в природе.
| Изучение нового материала
| Демонстрации:
Таблица «углеводы»
| Углеводы, формулы глюкозы и сахарозы
|
|
|
| | Крахмал. Целлюлоза, природные полимеры. Применение
| комбинированный
| Демонстрации:
Таблица «Крахмал. Целлюлоза»
| Состав, строение, свойства крахмала и целлюлозы в сравнении, области применения полисахаридов, качественная реакция на крахмал
|
|
|
| | Белки. Полимеры (4 часа)
Белки. – биополимеры. Состав белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах
| Изучение нового материала
| Презентация «Белки»
Таблица «Структура молекулы белка»
| Белки, состав и свойства
|
|
|
| | Полимеры-высокомолекулярноые соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение.
| Изучение нового материала
|
| Полимеры, их значение в народном хозяйстве
|
|
|
| | Химия и здоровье. лекарства
| Изучение нового материала
|
| Значение лекарств
|
|
|
| | Контрольная работа по теме «органическая химия»
| Урок контроля и учета знаний
|
|
| Контрольная работа
|
|