Цели самоуправленческой деятельности
После определения сущности самоуправления необходимо назвать его главные целевые ориентиры.
Во-первых, содействие развитию ребёнка. Речь идёт о детском коллективе, ведущей функцией которого является обеспечение личностного роста его членов. Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство (метод, инструмент) развития детей. «Самодеятельность, – по утверждению Т.Е. Конниковой, – очень острое оружие: деятельность, совершаемая по внутреннему побуждению, обязательно отражается в чертах личности». Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и многие другие.
Во-вторых, организация эффективного функционирования учебной группы. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся.
В-третьих, формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Самоуправление позволяет ребёнку расширить пространство для проявления своей активности. Оно не должно быть ограничено стенами учебного кабинета и даже рамками школьного здания. Выполнение постоянного или временного поручения может происходить и в детском саду, и в доме ветерана, и на ферме сельскохозяйственного предприятия, и в больнице, и на участке лесного хозяйства, т.е. там, где возможно и педагогически целесообразно проявление и развитие социально ценных устремлений детей.
Принципы самоуправленческой деятельности.
Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления. Чаще всего научные и практические работники называют следующие принципы:
1) деятельное наполнение работы органов самоуправления; 2) социальная значимость деятельности самоуправления; 3) соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива; 4) взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления; 5) добровольность и выборность органов самоуправления; 6) инициатива, самодеятельность и творчество детей; 7) гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки; 8) сочетание деятельности постоянных и временных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы; 9) обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления; 10) сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.
Однако не всегда избирается академический стиль для составления свода правил и требований к работе органов самоуправления. Нередко они формулируются в форме заповедей, мудрых советов, призывов, поэтических мыслей, пословиц и поговорок. Их содержание затрагивает не только работу органов самоуправления, но и всю жизнедеятельность классного коллектива. К примеру, принципы самоуправления могут быть сформулированы в виде русских народных пословиц: 1. Где хотенье, там и уменье. 2. После дела за советом не ходят. 3. Доброе дело само себя хвалит. 4. Чего в другом не любишь, того и сам не делай. 5. Чужим умом богат не будешь. 6. Грамоте учиться – всегда пригодится. 7. Без корня и полынь не растет.
Содержание, организация и структура самоуправленческой деятельности.
Для того, чтобы лучше разобраться в содержательном,
организационном и структурном аспектах самоуправления, надо в очередной раз обратиться к бесценному наследию – опыту А.С. Макаренко. Деятельность, по мнению Антона Семёновича, рождает самоуправление, а не наоборот. Такой деятельностью может быть выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу органом школьного самоуправления, либо проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают объединённые общим интересом одноклассники, либо разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта, либо создание в классе клуба, членами которого являются учащиеся со схожими увлечениями. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой. Постепенно самоуправлением будут охвачены все или большинство сторон жизнедеятельности классного коллектива. В этой связи следует обратить внимание на существование во многих учебных заведениях ошибочной практики работы с индивидуальными поручениями учащихся, когда они сначала распределяются, а затем предпринимаются попытки, чаще всего безуспешные, наполнить их деятельностью. Организационную структуру ученического самоуправления в классе можно представить в виде общей схемы. Собрание является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса. Совет коллектива класса – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены, как правило, руководят работой микрогрупп, создаваемых для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой, шефской и других видов деятельности. Микрогруппы объединяют в своём составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.
Наряду с постоянными, в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы и т.п.). При их создании целесообразно помнить следующее: w создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом; w решение о создании этих органов принимается только ученическим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления; w в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи; w органы самоуправления независимо от срока, на который они сформированы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач; w осуществив решение организаторской задачи, они прекращают своё существование.
Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение детьми постоянных и временных поручений. Они помогают ученикам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей в классе и школе. Воспитательный потенциал поручения возрастает, если оно соответствует следующим требованиям: а) социально ценная направленность поручения; б) личностная значимость для ребёнка выполняемой им работы; в) наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения; г) инструктивная оснащённость процесса поручаемого дела (цель и значение поручения, сроки его выполнения, возможные варианты помощи и поддержки осуществляемой деятельности и т.п.); д) развивающий характер содержания и способов выполнения поручений, «цепочки» их последовательности – от простого к сложному, от желаемого к обязательному, от исполнительской к руководящей функции.
На выбор форм и способов организации самоуправления в классном коллективе большое влияние оказывает создаваемая в классе воспитательная система. Например, совет клуба может стать ведущим органом самоуправления в классе, где системообразующим фактором является клубная деятельность. Совет дела, как правило, становится центральным органом самоуправления в классе, где доминирует коллективная творческая деятельность. Институт дежурных командиров или старост чаще всего встречается в учебных группах, где построены воспитательные системы рационально-познавательной ориентации. Художественный совет может стать приоритетным органом самоуправления, где действует воспитательная система культурно-нравственной ориентации.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (889)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |