Тема 7. Фирма в системе рыночных отношений. Теория фирмы
При микроэкономическом анализе главным объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека. Предприятие – это обособленный субъект рынка, обладающий производственной и финансовой самодостаточностью, зарегистрированное как юридическое лицо, имеющий счет в банке и другие нормативно закрепленные атрибуты. Фирма – это организация, которая владеет предприятием и ведет на нем хозяйственную деятельность. Фирма является первичным звеном в системе хозяйствования, именно здесь осуществляется процесс соединения факторов производства, создаются товары и услуги, реализуются экономические интересы субъектов хозяйствования. Фирма имеет следующие характерные признаки: это всегда организация людей (коллектив) связанный разделением и кооперацией труда, общими экономическими интересами деятельность на фирме осуществляется путем использования комплекса машин, по определенной технологии фирму отличает экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность Основной стратегической целью фирмы является получение максимальной прибыли. В отдельные периоды времени у неё могут быть кратковременные цели хозяйствования, например техническое перевооружение, эти краткосрочные, локальные, цели подчинены главной стратегической цели. К основным функциям фирмы можно отнести производство благ удовлетворяющих потребности общества и максимализация прибыли. Участниками деятельности фирмы являются собственники, управляющие, работники. Общий стратегический интерес всех участников - повышение эффективности деятельности фирмы, предприятия. Вместе с тем, каждый из субъектов имеет свои интересы, которые могут не совпадать с интересами других. По конечной цели хозяйствования фирмы делятся на: коммерческие некоммерческие. Цель коммерческих фирм - максимальная прибыль. Некоммерческие фирмы создаются для оказания социальных услуг. По форме собственности на средства производства, фирмы делятся на: частные коллективные государственные смешанные
По принадлежности капитала выделяют: национальные иностранные совместные Различают фирмы и по отраслевой принадлежности: промышленные торговые сельскохозяйственные кредитно-финансовые и другие Законодательство РФ определяет организационно-правовые формы предприятий: единоличное владение товарищества корпорации и другие.
В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения. • ТРАДИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли. • МЕНЕДЖЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ фирмы доказывает, что цель фирмы — максимизация объема продаж и только потом дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, так как от нее зависят их жалованье и другие выплаты и льготы. • ТЕОРИЯ МАКСИМИЗАЦИИ РОСТА основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры. Существует два пути роста: внутренний, за счет концентрации производства и капитала, и внешний, который основан на централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений. Внутренние источники роста: а) нераспределенная прибыль, возвращающаяся в производство; б) выпуск акций; в) заемные средства, взятые у банка. Внешние источники роста: а) слияние, т. е. объединение двух и более компаний; б) поглощение одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций.
Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом. Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (англ. diversification — разнообразие), означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов). Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами). • ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ЦЕЛЕЙ главный упор делает на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии. В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы. Стратегия — это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Различают два типа стратегии: оборонительную и наступательную. Оборонительная стратегия состоит в выжидательном поведении фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа. Наступательная стратегия предусматривает активное обновление производства за счет инноваций, нововведений, освоения и заполнения рыночной ниши. Основной формой управления фирмой является менеджмент (англ. management — управление). Менеджмент — это система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального варианта использования всех имеющихся ресурсов. Одной из функций менеджмента считается планирование, предполагающее составление бизнес-плана. БИЗНЕС-ПЛАН - ЭТО КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ФИРМЫ, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОТЧЕТНЫМ ДОКУМЕНТОМ И ГЛАВНЫМ ОБОСНОВАНИЕМ ИНВЕСТИЦИЙ. Бизнес-план разрабатывается на 3—5 лет и содержит следующие разделы: а) анализ рынка и маркетинговая стратегия; б) продуктовая стратегия и производственная стратегия; в) развитие системы управления фирмой и собственностью; г) финансовая (экономическая) стратегия.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (659)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |