Общая характеристика государства и права стран Древнего мира
ИСТОРИЯ ГОСДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Направление подготовки: 030900 – юриспруденция Квалификация (степень) выпускника: бакалавр ТАМБОВ 2012 Составитель: кандидат исторических наук, доцент В.В. Свиридов
Рецензент: кандидат юридических наук, доцент А.В. Захаров Историягосударства и права зарубежных стран: Учеб.-метод. пособие для студентов очного отделения направление подготовки: 030900 - юриспруденция / Сост. В.В. Свиридов; Тамб., гос. ун-т имени Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ имени Г.Р. Державина, 2012. 79с.
В пособии содержится программа курса «История государства и права зарубежных стран» а также тематика семинарских занятий, перечень рекомендуемой литературы, модульно-рейтинговая система организации учебного процесса, зачетные требования и вопросы к экзамену.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………. 4 Программа курса……………………………………………………… 6 Тематика семинарских занятий…………………………………..... … 25 Вопросы к экзамену (зачету)………………………………………… 53 Список источников и литературы…………………………………… 55 Модульно-рейтинговая система организации учебного процесса… 67 Модульные задания…………………………………………………… 74
ВВЕДЕНИЕ История государства и права зарубежных стран играет основную роль в знакомстве будущих юристов с традициями и опытом мировой политической и правовой культуры, юридического знания. Ее задача - сформировать у студентов отчетливое и достаточно полное представление об основных путях становления и развития государственно-правовой организации общества, дать им определенный объем конкретных знании о том, в каких условиях и в каких формах это развитие происходило. Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 030900– «Юриспруденция». Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин гуманитарного, социального и экономического, а также профессионального цикла подготовки бакалавра юриспруденции «Отечественная история», «Теория государства и права» и «История отечественного государства и права». История государства и права зарубежных стран является важной общественной наукой, находится на стыке исторических и правовых дисциплин. С одной стороны, это – важная составная часть политической истории, самостоятельная отрасль исторической науки. В то же время – правовая дисциплина, поскольку из всего многообразия общественных явлений она исследует те, которые прямо или косвенно связаны с государством и правом. История государства и права зарубежных стран входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. История государства и права зарубежных стран является одной из наук, входящей в группу наук, составляющих гносеологическую основу отраслевых юридических наук. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные этапы развития государства и права, основные источники права на различных исторических этапах; Уметь: самостоятельно анализировать политико-правовые источники и раскрывать их взаимосвязь с социальными условиями развития права и государства в разные эпохи; Владеть: навыками применения сравнительно-исторических знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов. Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 030500– «Юриспруденция»: а) общекультурные (ОК): - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); б) профессиональными(ПК) - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); - способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9) ПРОГРАММА КУРСА РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА
ТЕМА 1. Государство и право Древнего Востока Общая характеристика государства и права стран Древнего мира Древний мир как историческая формация. Общая характеристика государственности в Древнем мире. Основные различия между Древним Востоком и Античностью. Кризис первобытнообщинного строя. Причины имущественной и социальной дифференциации. Появление классов. «Военная демократия» Формирование института политической (публичной) власти. Союз племен и протогосударства. Восточная деспотия. Общая характеристика древнейших государств Востока. Проблема взаимодействия природы и общества. Особенности общественного и государственно-правового развития стран Древнего Востока. Общая характеристика права Древнего Востока. Особенности права. Догосударственное право. Изменения в праве с возникновением государства. Правовые обычаи - древнейшая форма правообразования. Казуистичность права. Эпоха кулачного права. Особенности системы преступлений и наказаний. История происхождения наказаний. Кровная месть. Штрафы. Основные виды преступлений: измена, чародейство, святотатство, кровосмешение, прелюбодеяние, отравление. Древний Египет Образование древнеегипетского государства. Разложение родоплеменного строя и возникновение государств-номов в долине Нила. Влияние природно- климатических факторов на процессы политогенеза. Объединение Египта. Основные этапы государственной истории. Эволюция формы государства. Восточная деспотия. Сложная форма государственного устройства - империя. Системы государственной администрации. Высшие органы государства: фараон, «визири», центральные ведомства. Роль жрецов в управлении государством. Местные органы управления. Военная организация. Суд и законы. Источники права. Казуистичность (казуальность) правовых норм. Правовой статус населения. Основные сословно-профессиональные группы населения: жрецы, чиновники и военная знать; свободные крестьяне и ремесленники; рабы. Кастовая организация общества. Сельские общины. Правовое регулирование имущественных отношений. Господство крупной собственности на землю - государственной и храмовой. Основные виды обязательств. Семейное право. Условия заключения брака. Допущение полигамии. Развод. Личные и имущественные отношения между супругами. Правовое положение детей. Родительская власть. Наследственное право. Уголовное право. Система преступлений и наказаний. Цели наказания. Процессуальное право. Состязательный (обвинительный) процесс. Система судебных доказательств. «Гаремный заговор». Процессы против расхитителей гробниц. Древняя Месопотамия Возникновение государства и древнейшее законодательство Месопотамии. Раннединастический период шумерских городов-государств. Последовательное возвышение Киша, Урука, Ура, Лагаша. Объединение Междуречья под властью Аккада. Шумеро-аккадское царство при III династии Ура. Древневавилонское царство. Правление царя Хаммурапи. Существование Ассирийского царства. Древнеассирийское государство. Среднеассирийское царство. Великая военная Ассирийская держава. Возвышение Вавилонского государства (XVIII в. до н. э.) и основные этапы его развития. Эволюция формы государства. Привилегированный статус священных городов Двуречья. Организация государственной администрации. Высшие органы государства. Царская власть. Центральные ведомства. Роль жрецов в управлении государством. Дворцовая система управления. Местные органы управления. Древняя Индия Начало развития земледелия в долине Инда в 3-м тыс. до н.э. Культура «Хараппы». Возникновение государственности. Периодизация истории. Древнейшие государственно-политические объединения. Особенности возникновения арийской государственности и основные этапы ее развития. Империя Маурьев (IV-II вв. до н. э.) - первое общеиндийское государство. Эволюция формы государства. Территориальный рост древнеиндийской государственности. Государственная организация державы Маурьев. Принципы государственного правления. Высшие органы государства: раджи; центральные ведомства, совещательные коллегиальные органы. Политика «дхармавиджаи». Роль жрецов в управлении государством. Борьба брахманизма и буддизма. Десятичная система управления. Местные органы управления. Судоустройство. Древний Китай Китай. Формирование китайской государственности. Основные этапы развития государства. Царство Шан (Инь) (XVIII - X II вв. до н.э.). Царство Чжоу (XII вв. до н.э. - 221 г. до н.э.). Империя Цинь (221 - 207 г. до н.э.). Империя Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Эволюция формы государства. Территориальный рост Древнекитайского государства. Высшие органы государства. Развитие царской власти: ван, ди, хуанди. Центральные ведомства. Эволюция государственной идеологии: конфуцианство и легизм. Система государственных экзаменов. Местные органы управления. Областные правители. Судоустройство. Источники права. «Книга законов царства Вэй». Правовой статус населения. Основные сословно-профессиональные группы населения: знать, бюрократия; крестьяне и ремесленники; рабы. Роль сельских общин. Правовое регулирование имущественных отношений. Реформы Шан Яна. Основные виды обязательств. Семейное право. Условия заключения брака. Отступления от моногамии. Развод. Личные и имущественные отношения между супругами. Правовое положение детей. Родительская власть. Наследственное право. Уголовное право. Процессуальное право. Система наказаний.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1826)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |