В педагогическом процессе
Семинар (2 часа) Цель:Сформировать у студентов-бакалавров представление о дифференцированном подходе в обучении как эффективном средстве его индивидуализации. Занятие проводится в форме анализа видеоуроков и обсуждения педагогических ситуаций, вследствие чего создаются условия, позволяющие студентам-бакалаврам осмыслить влияние самооценки школьника на его познавательную деятельность; проанализировать возможности педагогической корректировки самооценок учащихся. Опорные теоретические понятия:оценка, отметка, контроль, рефлексия, самооценка. Вопросы для обсуждения: 1. Оценка и отметка в учебном процессе в их единстве и различии. 2. Оценивающая деятельность учителя на уроке как эталон оценивания и способ стимулирования рефлексии учащихся. 3. Педагогический смысл и способы организации оценочной деятельности учащихся на уроке. 4. Самооценка как личностное образование. Влияние самооценки школьника на его познавательную активность. Способы корректировки самооценки учащихся и стимулирования их самооценочных суждений в процессе познавательной деятельности. 5. Стимулирование рефлексирующей позиции учащихся на уроке.[2] 6. Педагогическая оценка в условиях разноуровневого обучения. · Практические задания 1. Используя Программу наблюдения урока с точки зрения видов и способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (См. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект/ Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С. 51) и опираясь на видеоматериалы уроков, проанализируйте оценивающую деятельность учителя-предметника в ходе урока. 2. Проанализируйте оценивающую деятельность учителя-предметника в письменных работах учащихся. 3. Осуществите содержательную оценку письменной работы ученика. 4. На основе просмотренных видеоматериалов выявите наиболее яркие проявления самооценки школьников в познавательной деятельности. 5. Изучите материалы, предложенные в IV разделе «Методики изучения Я-концепции и личностных особенностей школьников» (См. Учебно-методическое пособие Психолого-педагогическое образование: технологический аспект / Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – С. 180-206). Используйте материалы раздела при анализе видеоматериалов. · Обсуждение педагогических ситуаций 1. … Восьмиклассник явно разочарован «тройкой», полученной за устный ответ. Свою обиду он не преминул высказать учителю: «Вы всегда занижаете мне отметки, как бы я ни отвечал». Реакция учителя: «Меня, Антон, радует твоя неудовлетворенность результатом своей работы, ты действительно можешь учиться лучше. Давай договоримся, на следующем уроке ты получишь шанс показать свои знания. Готовься. Оценивать будут ребята и ты сам. Договорились?» Как вы расцениваете речевую реакцию учителя? Достаточна ли она конструктивна? Как бы вы сами действовали в подобной ситуации? 2. … Обучая пятиклассников сотрудничеству на уроке, учительница русского языка предложила им поменяться работами и проверить, как выполнил задание товарищ. Ребята охотно берутся за проверку, находят и исправляют ошибки. Все довольны: ведь они действуют почти так же, как учительница. Но вот работы вернулись авторам, и в классе начинаются споры: почему кто-то что-то исправил, зачеркнул и т.д. Имеет ли смысл организовывать такую работу на уроке в 5 классе? Если да, то, как предупредить конфликты, обеспечить сотрудничество, а не конфронтацию? 3. ... Учитель заранее предупредил 7-классников о предстоящей контрольной работе и сказал, что результаты ее очень важны при выставлении четвертных оценок. Идет контрольная. 15-ая минута. Учитель заметил, что ученик на второй парте списывает, пользуясь учебником. Как будет развиваться ситуация, если учитель: а) известен своей принципиальностью и строгостью и дети его побаиваются; б) умеет поставить себя на место ученика; в) всегда хвалил ученика, ставил его в пример другим; г) знает, что за домашними заботами ученику не хватает времени, чтобы подготовиться. · Задания для углубленного изучения темы 1. Напишите мини-сочинение-размышление «Как совершенствовать проверку и оценку процесса и результатов учения». 2. На основе своего ученического опыта покажите, когда оценочная деятельность педагога укрепляла в вас чувство самооценки, а когда – подрывала веру в свои силы. На этой основе сформулируйте правила собственных оценочных взаимоотношений с учеником. 3. Подумайте над вопросами: - В какой взаимосвязи находятся дидактические понятия «контроль» и «проверка»? - В чем состоят особенности педагогического взаимодействия учителя с учащимися при проверке знаний? - Когда оценки и отметки утрачивают воспитательное значение? Формы контроля: - участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара; - конспекты и выписки из рекомендованных материалов. Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 2000. 2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – М., 1984. – С. 11-67. 3. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности //Современная дидактика: теория – практике. – М., 1994. – Гл. 1У. 4. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова. – М., 2000. 5. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. 6. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., 1968. 7. Пидкасистый П.И. Опрос как средство обучения / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. – М., 1999. 8. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект. Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С.180-206. 9. Подласый, И.П. Новый курс: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М., 2005. – С. 544-570. 10. Скороходова, Н.Ю. Психология ведения урока / Н.Ю.Скороходова. – СПб, 2005. 11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987. – Гл. Ш. 12. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Мн., 2002. – С. 229-238. 13. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе / Н.М. Яковлев, А.М. Сохор. – М., 1985. – С. 123-152. Приложение 1.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1067)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |