Методология и методы педагогических исследований
Методология включает в себя: · Систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности · Учение (наука) о методе познания · Совокупность методов, применяемых в какой-либо науке
Уровни методологических знаний: · Философский · Общенаучный · Конкретнонаучный · Технологический
Педагогический процесс характеризуется неповторимостью и неоднозначностью.
Эксперимент в «чистом» виде в педагогике невозможен. Выводы в обобщенном и усредненном виде. Количество экспериментов и участников.
Закономерность – регулярно повторяющиеся взаимосвязи между явлениями, но сама взаимосвязь до конца не изучена. Закон – строго зафиксированная закономерность. Законы и закономерности максимально уплотняют знания и сокращают объем информации.
Практические (эмпирические) методы исследования: 1.Наблюдение 2.Беседа 3.Анкетирование 4.Тестирование 5.Эксперимент
Педагогическое тестирование (от англ. – «задача, испытание») – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, позволяющее измерить изучаемые характеристики.
Тесты (уровень обучаемости): · Итоговые (после изучения крупного раздела программы; большое кол-во вопросов) · Задания тестового характера (используются для текущего контроля; 5-10 вопросов)
Виды тестов: · Конкретные ответы (Где? Когда? Кто?) · Заполнить пропуски · Выбрать варианты ответов Анкетирование – средство массового сбора материала. Анкета – опрос в письменной форме.
Анкетирование: · Открытое (самостоятельные ответы) · Зарытое (из предложенных ответов) o Именное o Анонимное
Теоретические методы: 1.Анализ и синтез 2.Индукция и дедукция 3.Сравнение 4.Обобщение 5.Абстрагирование 6.Конкретизация 7.Моделирование Анализ – осмысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение определенных признаков и качеств явления. Синтез – мысленное соединение признаков, свойств, явлений в смысловое целое.
Индукция, дедукция – логические методы исследования. Индукция – движение мысли от частного к общему. Дедукция – от общего к частному.
Сравнение – установление сходств и различий между рассматриваемыми явлениями.
Обобщение – выделение в процессах и явлениях общих черт.
Абстрагирование (абстракция) – мысленное отвлечение каких-либо признаков предмета от других признаков и свойств.
Конкретизация – мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций.
Моделирование (модель – копия исследуемого предмета, явления) – исследование процессов или явлений при помощи реальных или идеальных моделей.
Традиционно-педагогические метода исследование: 1.Наблюдение 2.Беседа 3.Изучение документации 4.Изучение продуктов ученического творчества 5.Изучение опыта 1. Наблюдение как метод исследования формируется при следующих условиях: 1. Выдвигается цель 2. Ставится задача 3. Определяется объект 4. Фиксируется информация 5. Делаются выводы
Достоинства: · Достаточно прост в применении · Может использовать начинающий педагог Недостатки: · Не вскрывает внутренние проблемы · Может носить субъективный характер · Не всегда является основанием для достоверной информации
2. Беседа становится методом при следующих характеристиках: 1. Цель 2. Задача 3. Объект 4. Тема и круг вопросов 5. Выводы Достоинства: · Вскрывает внутренние проблемы · Достаточно прост в применении · Может использовать начинающий педагог Недостатки: · Не всегда достоверная информация · Не всегда может быть использована · Может носить субъективный характер Рекомендации: · Необходимо изучить круг интересов собеседника · Заранее подготовить вопросы · Определить тему 3. Изучение документации: школьных журналов; протоколов советов, собраний, заседаний; личные дела; характеристики учеников и др.
4. Изучение продуктов ученического творчества: домашних работ; поделок; сочинений; рефератов; аудио- и видеозаписей.
5. Изучение опытарассматривается · В широком смысле – весь педагогический опыт, который накопило человечество во всех исторических взаимосвязях, который можно применить на практике; · В узком – передовой опыта современников.
Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт. Включает в себя: цели, задачи, решает выдвинутые проблемы.
Есть гипотеза – предположение, которая подвергается опытной проверке.
Этапы: · Констатирующий эксперимент – изучаются существующие педагогические явления. · Проверочный (уточняющий) – уточняется и проверяется гипотеза. · Формирующий эксперимент – фиксируются новые педагогические явления.
Результат педагогического эксперимента – оформленные выводы и рекомендации. Обязательное требование – не навредить.
Эксперименты
Естественные Лабораторные (без нарушения учебно-воспитательного процесса) (в специально оборудованном помещении)
37. Традиционно-педагогические методы исследования. Педагогический эксперимент.(36!) 38. Современное содержание образовательного стандарта. ФГОС общего образования. 39. Факторы и общие закономерности развития личности.(40!) 40. Акселерация. Возрастные особенности развития личности.(см. в. 41-41) Акселерация (от лат. – «ускорение») – ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи – физиологическое созревание, психологи – развитие психических функций, педагоги – духовное развитие. Результат – физиологическое созревание опережает темпы умственного, психического и социального развития. Физиологическое развитие завершается у д. к 13-15, у м. – 14-16.
Причины акселерации: + Улучшение материальных условий + Повышение качества питания + Улучшение качества медицинского обслуживания + Улучшение ухода за детьми - Увеличение радиоактивного загрязнения среды - Уменьшение количества кислорода - Закономерности развития человека: · Физическое 1) В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, развитие замедляется 2) Физически ребенок развивается неравномерно (в 1 период быстрее, в др. медленнее) 3) Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе (человеческое тело развивается неравномерно, непропорционально) · Духовное 1) Между возрастом человека и темпом духовного развития существует обратно пропорциональная зависимость (возраст < темп) 2) Духовное развитие протекает неравномерно 3) Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической Д и духовных качеств (такие периоды – сензитивные) 4) По мере развития психики и духового качества приобретается устойчивость и постоянство, сохраняя при это критичность На пластичности НС основано воспитание. 41. Особенности развития младшего школьника: 1) Смена основного вида деятельности (игровая => учебная) 2) В биологии – замедление роста, заметное увеличение веса, скелет подвергается окостенению, интенсивное развитие мышечной системы, интенсивное развитие функций больших полушарий головного мозга (вес~1400 = взрослого человека) 3) Быстро развивается психика, повышается точность работы органов чувств (чувствительность к цвету увеличивается на 45%), суставно-мускульные ощущения увеличиваются на 50%, зрительные – на 80% 4) Восприятие характеризуется неустойчивостью и неорагизованностью, но в то же время отличается любознательностью (6 и 9, Ъ и Ь) 5) Внимание непроизвольно, неустойчиво, ограничено по объему 6) Мышление эмоционально-образное; развивается во взаимосвязи с речью 7) Хорошая память (наглядно-образный характер) 8) Качества: внушаемость, доверчивость, податливость
42. Особенности развития подростка (5-9 класс): 1. В биологическом развитии: · Усиленный рост тела в длину (м.: 15 лет+~25см) · Продолжается процесс окостенения скелета; кости приобретают упругость; возрастает сила мышц · Развитие внутренних органов неравномерно · Легочный аппарат развивается достаточно быстро, дыхание учащенное · Неравномерное физическое развитие ребенка оказывает влияние на его поведение (часто изменяется жестикуляция, движения порывисты, плохо скоординированы) · Половое созревание (д. – с 11лет; м. – с 12-13) · Продолжается развитие НС 2. Восприятие целенаправленное, планомерное, организованное 3. Внимание избирательное (только интересное), проявляет интерес к необычному, яркому => непроизвольное переключение внимания 4. Мышление становится более систематизированным, последовательным; способность к абстрактному мышлению; критичность мышления 5. Не опирается слепо на авторитет учителя/учебника, стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и раздражениям 6. В речи – логическое обоснование, доказывает рассуждения точными определениями; речь образна и выразительна 7. Интенсивное нравственное формирование личности 8. Чувства проявляются бурно, особенно гнев 9. Упрямство, эгоизм, замкнутость уход в себя 10. М. выбирают кумирами сильных, смелых и мужественных людей 11. Благоприятными условиями для формирования подростка являются свободный выбор коллектива, занятий по интересам и учебного заведения
43. Особенности развития старшего школьного возраста: 1. Завершается физическое развитие человека, заканчивается рост, увеличивается мышечная сила 2. Ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам 3. Период формирования мировоззрения 4. Восприятие целенаправленное 5. Внимание произвольное, устойчивое 6. Память логическая 7. Мышление абстрактное, приобретает теоретическую и критическую направленность 8. Расцвет умственной деятельности 9. Стремление проникнуть в сущность явлений 10. Уважают и ценят интеллектуальные качества 11. Находчивость и умение быстро ориентироваться 12. Стремление выразить свою индивидуальность 13. Важен коллектив 14. Авторитет – образованные и успешные люди 15. Значим личный опыт, свой взгляд на окружающую действительность, поступки и дела
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |