Доходы и расходы населения
Политика регулирования уровня жизни населения в 1991-2000 гг. была одной из приоритетных целей в деятельности Правительства, Становление рыночных отношении в Республике Беларусь обнажило множество проблем в социально-трудовой сфере: ускорилось имущественное расслоение населения, особенно неработающих и нетрудоспособных граждан, ухудшилась структура денежных доходов населения (доля оплаты труда в денежных доходах населения снизилась е 73% в 1990 г. до 56% в 1999 г.), реальные доходы в 1 999 г. составили 90,2% уровня 1990 г. Крайне низкий уровень заработной платы не обеспечивает мотивацию производительного труда, а сложившаяся система его оплаты не выполняет воспроизводственную, стимулирующую н социальную функции. Сформировался экономически не обоснованный, неоправданно высокий разрыв между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом. Средняя заработная плата незначительно превышает минимальный потребительский бюджет. Велика дифференциация в оплате труда как между сферами деятельности, так и между различными категориями работающих. Значительно занижена оплата интеллектуального труда, ослабляется связь заработной платы с уровнем квалификации и образования работников, а также со сложностью выполняемой работы. Отсутствует должная увязка зарплаты с результатами хозяйственной деятельности. Имеет место разбалансированность структуры заработной платы (надтарифная часть зарплаты значительно превышает тарифную). Падение уровня жизни населения, происходившее с 1991 г., было приостановлено начиная со второй половины 1996 г. В 1997 г. реальные денежные доходы населения возросли на 5%, реальная заработная плата -на 14,5%, в 1998 г. - на 19 и 1 7,8% соответственно. Вместе с тем августовский ( 1 998 г.) финансовый кризис в России оказал влияние на сложившуюся в республике тенденцию роста доходов населения. В 1 999 г. реальные доходы населения снизились на 2%, а реальная зарплата возросла лишь на 1.9%. В 2000 г. политика в сфере доходов сориентирована, с одной стороны, на повышение жизненного уровня всего населения республики," а с другой - на социальную поддержку беднейших категорий граждан. Предполагается, что намеченные Правительством на 2000 г. меры по повышению оплаты труда позволят обеспечить выполнение в целом за период 1996-2000 гг. предусмотренных в Основных направлениях прогнозных параметров роста реальных доходов населения и несколько превысить их (106-106,5%). Внесенные коррективы в нормативно-правовую базу, а также организационно-методические основы регулирования заработной платы и механизм формирования ее как в реальном, так и в бюджетном секторах расширяют границы сочетания государственного и договорного регулирования оплаты труда.Разработан и утвержден «Порядок повышения тарифной ставки I разряда в зависимости от роста объемов производства, реализации продукции и эффективности хозяйствования субъектами хозяйствования государственных форм собственности и субъектами с долей собственности государства в их имуществе», вступивший в силу в начале 1999 г. В ближайшее время предстоит реализовать меры новой Концепции реформирования оплаты труда. Акценты смещены на повышение доли оплаты труда в ВВП, полное отражение зарплаты в затратах на производство продукции, совершенствование форм и методов оплаты труда, снижение необоснованной дифференциации заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам и доведение ее до уровня не менее 60% общего размера заработной платы работников. В отраслях бюджетной сферы намечается поэтапно приближать тарифную ставку I разряда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе - к минимальному потребительскому бюджету. Средняя зарплата работников бюджетной сферы будет поэтапно приближаться к заработной плате работников промышленности. В принятом Трудовом кодексе Республики Беларусь системно представлены основные положения нормативно-правового регулирования оплаты труда. Снижение покупательной способности населения привело к резкому сокращению среднегодового потребления на душу населения за 1991-1999 гг.: мяса и мясопродуктов (на 26,9 кг), молока и молочных продуктов (на 84,1 кг), яиц (на 134 шт.), рыбы и рыбопродуктов (на 10 кг), сахара (на 23,8 кг). Ниже рациональной нормы в 1999 г. население потребляло мяса и мясопродуктов (на 33,9 кг), молока и молочных продуктов (на 62,1 кг), яиц (на 112 шт.), рыбы и рыбопродуктов-(на 8,8 кг), овощей и бахчевых (на 45,9 кг). Существенно превышает нормы потребление хлеба и хлебопродуктов. Уменьшились объемы покупок непроизводственных товаров и товаров длительного пользования. Практически недоступным для населения, живущего за чертой бедности, оказалось потребление непродовольственных товаров длительного пользования из-за постоянного роста цен. Ниже минимальных нормативов для этой категории населения калорийность рациона питания. Глубокое неравенство в доходах и порождаемая им дифференциация социального положения ограничивают возможности радикальной трансформации сложившейся структуры потребления, обусловливают замедленное обновление «потребительской корзины». Для преодоления этих трудностей повысилась трудовая активность населения. Более интенсивный характер приобрели такие экономические функции домашних хозяйств, как индивидуально-трудовая и предпринимательская деятельность, семейный бизнес, операции с ценными бумагами, так называемая «челночная торговля», интенсивная деятельность на индивидуальных, дачных земельных участках и в фермерских хозяйствах в целях повышения возможностей в самообеспечении продуктами питания. Доля потребления продуктов питания в 1999 г., произведенных в личном подсобном хозяйстве, в общем объеме потребления составляла: картофеля - более 80%, овощей и бахчевых - свыше 70, фруктов и ягод - более 50, мяса и мясопродуктов - 29,7, молока и молочных продуктов -около 30%. В семейном труде население, как правило, неуклонно стремится к минимизации материально-финансовых затрат, во многом за счет больших затрат живого труда. Это сопряжено с серьезной деформацией бюджета времени семьи и тем самым с ухудшением характеристик качества жизни населения. В сфере формирования сбережений населения и привлечения их в организованные формы хранения в анализируемом периоде наблюдалось снижение реального содержания вкладов населения в коммерческих банках страны из-за высокого уровня инфляции. Низкие процентные ставки по депозитам населения на протяжении всего анализируемого периода, за исключением 1995 г., не способствовали привлечению сбережений граждан в организованные формы хранения. Из-за несовершенного механизма индексации сбережений в связи с ростом инфляции не обеспечено восстановление реального уровня дореформенных вкладов и ценных бумаг граждан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О компенсации обесцененных вкладов и облигаций целевого беспроцентного займа 1990 г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг)». Население утратило доверие к финансово-банковской системе в результате имеющих место банкротств или неэффективной работы некоторых банковских учреждений и финансовых посреднических фирм, а также несовершенного механизма гарантирования сохранности и возврата вкладов и депозитов населения. В результате реальное содержание вкладов населения в банках страны в 1999 г. по отношению к 1998 г. составило только 30%, а норма накопления в этот же период снизилась с 10,9 до 4,3%. В целях улучшения инвестиционного климата и активизации роста сбережений населения основные усилия политики в данной области в текущем году и ближайшей перспективе должны быть направлены на реализацию таких мероприятий, как восстановление обесцененных инфляцией дореформенных вкладов и ценных бумаг граждан; создание эффективного механизма гарантирования сохранности и возврата денежных средств; регулирование в нормативно-правовом порядке процентной политики по депозитам и кредитам населения на уровне, сопоставимом с ростом инфляции; создание системы правовых норм, регламентирующих деятельность коммерческих банков и небанковских учреждений по привлечению средств населения на более привлекательных условиях. В 2001-2005г основной целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения и сокращение бедности. Политика в области оплаты труда будет формироваться с учетом того, что з/п должна стать важнейшим фактором экономического роста и повышению эффективности производства. В этой связи предусматривается к концу 2005г довести среднемесячную з/п работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долл.США. Содержание понятий природные ресурсы Объекты и компоненты природной среды, которые используются либо могут быть использованы в будущем для удовлетворения разных потребностей людей, рбщественного производства, всего общества, называются природными ресурсами. Совокупность всех природных ресурсов страны образует ее природное богатство. Природные ресурсы условно делят на : - неисчерпаемые (энергия Солнца, внут-мноетепло, атмосферные осадки -дождь, снег); - почерпаемые возобновляемые (почвенные, растения, животные); - невозобновляемые (полезные ископаемые). По принадлежности к компонентам природной среды природные ресурсы делят на биологические, геологические, климатические, водные, земельные, растительные, животные, лесные и другие. По характеру использования природные ресурсы разделяют на: энергетические, топливные, сельскохозяйственные, заповедные, лекарственные, рекреционные, строительные идругие. Для самообеспечения Беларуси есть еще достаточное количество многих видов минерального сырья (калийные и каменные соли, глины, мел, песок, строительный камень), воды, сельскохозяйственных земель, зон отдыха и туризма. Некоторых видов природных ресурсов недостаточно для хозяйствования - это нефть, уголь, природный газ, металлы. Экономический рост страны требует разработки месторождений природных ресурсов, доставки в республику сырья из других государств. Эксплуатация природных ресурсов должна вестись в определенных пределах, которые не увеличивают нагрузку на окружающую среду, сохраняют экологию Белоруссии.
30. Автомобильный транспорт.В народном хозяйстве Беларуси первые 20 автомобилей появились в 1920 г., а первые автобусные маршруты, на которых работало 15 автомобилей, были открыты в г.Минске в 1924 г. В 1940 г. б1автомобильный парк республики насчитывал более 20 тыс, машин, в том числе 200 автобусов. В 1945 г. автомобильный парк резко сократился, только автобусов на всю республику осталось 21 единица, а легковых такси 6 штук. Таков итог войны для автомобильного транспорта Беларуси. В 1985 г. грузовой подвижной состав автомобилей общего пользования составил 34557 единиц, автобусов общего пользования -1 1946 единиц, легковых таксомоторов общего пользования 2728, а легковых служебных автомобилей - 17069 единиц. В личной собственности граждан находилось 388,5 тыс. штук легковых автомобилей. Автомобильный парк республики увеличивается. Произошли изменения в подвижном составе по формам собственности. Процесс приватизации парка грузовых автомобилей и автобусов, как видно из приведенных данных, происходил довольно интенсивно. Значительно выросло число легковых автомобилей в личной собственности. Работа автомобильного транспорта по перевозке грузов не была столь успешной, как рост парка подвижного состава. 31. Связь.Связь общего пользования предназначена для удовлетворения потребностей населения, органов государственной власти и управления, предприятий, организаций, учреждений в услугах связи. Связь общего пользования открыта для пользования всеми физическими и юридическими лицами. На территории Беларуси регулярная почтовая связь бэта организована в 1667 году с началом функционирования почтового маршрута Москва - Смоленск - Могилев - Минск - Вильна. Со второй половины 17 века развивается и внутренняя почта. Линия Петербург - Киев через Витебск - Могилев - Гомель была в числе первых междугородних линий. В начале 50-х годов 19 века через Белоруссию проложены телеграфные линии Петербург - Варшава и Петербург - Киев. В 1859 году начала действовать телеграфная линия Минск - Бобруйск. В 1885 году созданы Минский, Витебский и Могилевский почтовые округа. В 1896 году построена телеграфная станция на 100 номеров Минске, в 1904 году - на 50 номеров в Пинске. В 1910 году Минск имел телеграфную связь с Петербургом, Вильной, Белостоком, Брестом, Бобруйском, Гомелем, Гродно и др. городами Белоруссии. Почта в дореволюционной Белоруссии обслуживала преимущественно города, уездные и волостные центры. В 1916 оду междугородние телефонные линии обслуживали около 40 населенных пунктов. В 1917 году в Минске работала телефонная станция на 1200 номеров. В советское время предприятия связи и линейные сооружения восстановлены и расширены. В 1925 г. начали работать радиостанции в Гомеле и Минске. В 30-е годы началась телефонизация сельской местности, В 1932 году в Минске сдана в эксплуатацию первая в БССР автоматическая телефонная станция на 6000 номеров. В 1940 году все 195 городов и районных центров Белоруссии были телефонизированы, 188 населенных пунктов имел и телеграфную связь. Сельская телефонная связь охватывала 2208 сельских советов (почти 80%), 301 МТС, 65 совхозов и др. госхозов, 807 колхозов. Протяженность междугородних телефонных линий превысила 26 тыс. км, междугородняя телефонная связь предоставлялась населению в 653 пунктах. Во время Великой Отечественной войны почти 80% линейного хозяйства связи БССР было разрушено. В 1945 году открыта постоянная радиотелеграфная связь между Минском и Москвой. В конце 40-х и в начале 50-х гг. внедрены тональная система телеграфирования, аппаратура прямых соединений и абонентского телеграфа, почтообрабатывающие машины. Построены почтамты в Минске (1954), Витебске (1960), Могилеве (1961), Гродно (1970), реконструирован почтамт в Бресте (1972). В 1956 г. начались регулярные телевизионные передачи. Виды связи: почтовая, телеграфная, телефонная, радиорелейная, спутниковая. Информационную деятельность осуществляют: радиовещание, телевидение, Союзпечать - тесно связанные с техническими и организационными системами связи. Услуги связи выражает показатель отправлений (писем, посылок и т.д.), представленных междугородных телефонных разговоров, обеспеченность телефонными аппаратами и др. Отправление в 1990-1995 гг. писем сократилось с 302 млн. до 134, газет и журналов - с 2201 млн. до 568, посылок - с 8,2 млн. до 0,6, телеграмм - с 10,6 млн. до 2,4. Число телефонных аппаратов сети общего пользования или имеющих на нее выход в 1990 году равнялось 1749,8 тыс. штук, а к 1995 г. увеличилось до 2159,6 тыс. штук. Обеспеченность населения домашними телефонными аппаратами сети общего пользования на 100 семей с 1990 по 1995 гг. увеличилось соответственно с 37,2 до 49,1. Резко выросло число телефаксов, с 631 в 1991 г. до 8901 в 1995 г. Число телерадиоприемных точек, начиная с 1992 года, имеет тенденцию к сокращению. Радиоприемников в 1992 г. было 3151 ив 1995 г. - 3031, телевизоров соответственно - 3582 и 3139.
32.Министерство экономики РБ (Минэкономики). Минэкономики РБ является центральным органом управления и подчиняется Кабинету министров РБ. Оно несет непосредственную ответственность за выработку и реализацию экономической политики государства, организацию и проведение экономических реформ. Министерство экономики подготавливает: • научно обоснованные государственные экономические программы; • программы финансовой стабилизации на среднесрочную и долгосрочную перспективы; • ежегодные социально-экономические прогнозы по республике в целом по секторам экономики, отраслям и регионам и механизм их реализации; • координирует деятельность в сферах бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой и социальной политики; • разрабатывает принципы функционирования рыночной системы хозяйствования; • осуществляет меры по сдерживанию инфляции; • разрабатывает принципы и механизм инвестиционной политики государства; • разрабатывает основные направления внешнеэкономической деятельности государства; • подготавливает предложения по экономическим вопросам обороны; • является головным органом по управлению социально-экономическими процессами в республике. Министерство экономики РБ подготавливает и координирует многие другие экономические вопросы функционирования народного хозяйства. Министерство финансов РБ (Минфин) -центральный орган управления, подчиняется кабинету Министров РБ. Основными задачами Министерства являются: • обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур; • разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений предприятий , учреждений, организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов; • эффективное проведение бюджетной и налоговой политики; • контроль за выполнением требований Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах», а также за соблюдением государственной финансовой и валютной дисциплины; • разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других центральных органах управления; • финансовое обеспечение подведомственных учреждений и организаций; - участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности; - контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процесс интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; - осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в республике, изучает экономику и финансы отраслей народного хозяйства и регионов, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета. Министерство финансов разрабатывает бюджет - основной финансовый план формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. 33. Министерство статистики и анализа РБ (Минстат) - центральный орган управления, осуществляющий руководство государственной статистикой. Основными задачами Министерства являются: - сбор, разработка, обобщение и анализ статистической информации о социальном и экономическом положении по республике в целом и отдельно по административно-территориальным единицам и отраслям народного хозяйства; - составление национальных счетов, обеспечение полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации; - обеспечение функционирования Единого государственного регистра предприятий и организаций на основе учета всех юридических лиц на территории Республики Беларусь; - участвует в составлении Национальным банком платежного баланса; -обеспечивает подготовку статистической информации по основным социальным и экономическим показателям Республики Беларусь в сравнении с аналогичными показателями других государств. Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации РБ (Мингосимущество)- центральный орган управления. На Мингосимущество возложена ответственность за проведение государственной политики в вопросах управления и распоряжения государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности. Основными задачами Министерства являются: - управление и распоряжение государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности, за исключением земли, ее недр, других природных ресурсов, а также иного имущества, определяемого законодательством Республики Беларусь; - анализ эффективности использования и сохранности имущества, находящегося в республиканской собственности; - выполнение функций держателя акций, принадлежащих государству, а также функций арендодателя при сдаче в аренду государственных предприятий и их структурных подразделений, относящихся к республиканской собственности, кроме случаев, когда эти функции возложены на другие министерства и иные центральные органы управления республики Беларусь; - организация и проведение совместно с министерствами и иными центральными органами управления Республики Беларусь работы по разгосударствлению имущества, относящегося к республиканской собственности; - представление интересов государства как собственника при разгосударствлении и приватизации имущества, находящегося в республиканской собственности, защита прав и интересов Республики Беларусь как на ее территории. Так и за рубежом.
36. Национальный банк Республики Беларусь (НР РБ) - является центральным банком Республики Беларусь, находится в собственности республики и подотчетен Верховному Совету Республики Беларусь. Главной целью политики и деятельности НР РБ является обеспечение внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы, поддержание стабильных цен, обеспечение ликвидности, кредитоспособности и надежности функционирования стабильной денежно-кредитной (банковской) системы, поддержка общей экономической политики Правительства Республики Беларусь. Основными задачами НБ РБ являются: - выработка и проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь; - выдача лицензий и осуществление надзора за юридическими лицами, занимающимися выдачей кредитов от своего имени за счет вкладов либо других возвратных средств, полученных от физических и юридических лиц. Национальный банк РБ выступает в роли банкира, экономического советника и финансового агента Правительства Республики Беларусь; содействует нормальному функционированию банков, обеспечивая создание им равных условий для конкуренции и развития; осуществляет на взаимной основе координацию денежно-кредитной и нормативной политики с центральными банками других государств; оказывает банковские услуги иностранным правительствам, зарубежным и центральным банкам и финансовым органам. Основные функции НР РБ: - проведение единой государственной денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения и расчетов РБ с иностранными государствами; - валютное регулирование; - выполнение функций центрального депозитария; - организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков; - консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента правительства и местных органов власти, организация совместно с Минфином РБ исполнения республиканского и местных бюджетов; - осуществление государственной регистрации банков, кредитных, финансовых и иных учреждений, занимающихся банковскими операциями; - надзор за деятельностью банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования; - регулирование внешнеэкономической банковской деятельности; - регулирование кредитного рынка; - обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики; - определение и утверждение порядка, форм и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве РБ и ответственность за их нарушение; - разработка платежного баланса РБ; - регистрация эмиссии ценных бумаг банков в порядке, им установленном. Национальный банк РБ пользуется монопольным правом эмиссии банкнот и монеты на территории РБ в качестве официального платежного средства. НБ РБ обладает исключительным правом на выдачу лицензий на совершение банковских операций и правом надзора над банками и филиалами иностранных банков, получившими лицензию.
34. Концерны. Правительством Республики Беларусь могут создаваться объединения предприятий и организаций (в том числе концерны), имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, с передачей указанным объединениям функций по управлению объектами государственной собственности. Правительству Республики Беларусь подчинены следующие объединения: • Белорусский государственный концерн по нефти и нефтепродуктам (концерн «Бел-нефтепродукт») . • Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерн «Беллегпром») • Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров народного потребления (концерн «Белместп-ром») • Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции (концерн «Белбиофарм») • Белорусский государственный концерн по производству химической и нефтехимической продукции (концерн «Белхимнеф-тепром») • Белорусский государственный научно-производственный концерн порошковой металлургии • Белорусское государственное объединение по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (государственное объединение «Белвтор-мет») • Белорусский государственный производственно-торговый концерн по морскому рыболовству, завозу, переработке и реализации рыбы и рыбопродукции (концерн «Белморрыбпром») • Белорусская железная дорога • Белорусский концерн по материальным ресурсам (концерн «Белресурсы») • Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (концерн Беллесбумпром») • Белорусский концерн по топливу и газификации (концерн «Белтопгаз») • Белорусское государственное предприятие по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз» • Белорусский республиканский союз предприятий бытового обслуживания населения (Белбытсоюз) • Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз)1 Концерны Республики Беларусь - органы государственного управления определенными сферами деятельности. В рыночной экономике концерны выполняют иные функции. В настоящее время в России и Беларуси создаются финансово-промышленные группы, по своей организационной и правовой сущности они должны стать органами, объединяющими функции управления, финансирования и производства крупными объединениями предприятий.
35. Экономическая политика переходного периода от плановой к рыночной экономике (1990-1997 гг.). Основная особенность этого периода состоит в том, что экономическую политику формулируют деятели и партии различных политических течений. Проводит экономическую политику в жизнь Президент и правительство, которые вынуждены учитывать экономическую политику оппозиции. А.Лукашенко Установление государственного контроля за ценообразованием, предоставление права контроля за ценами на потребительские товары и услуги общественным организациям. Установление законодательных условий, когда рост производства продукции в натуральном или качественном выражении, а также снижение затрат станут единственно возможными и законными факторами увеличения прибыли и заработной платы. Процессы изменений отношений собственности, реально протекающие в стране, должны быть подкреплены соответствующим изменением системы управления экономикой. Для этого будет введен режим прямого управления государственными предприятиями; определен жесткий порядок назначения руководителей госпредприятий по принципу их профессионализма и ответственности; четко разграничены полномочия местных и республиканских органов власти и управления. Будут приняты меры для создания условий справедливой конкуренции; сохранения рынков сырья и сбыта в ближнем зарубежье, продвижения белорусских товаропроизводителей на рынки Европы, Азии и других континентов. Государственная поддержка будет оказана высокоэффективным проектам структурной перестройки производства. Государственная поддержка оказывается предприятиям независимо от их формы собственности, а также неспекулятивному предпринимательству. 1. «Программа перехода Белорусской ССР к рыночной экономике» была одобрена Верховным Советом республики в октябре 1990 г. К этому времени в Советском Союзе разработали программу перехода к рыночной экономике, получившую название «500 дней» - срок, в который намеревались начать и, в основном, завершить рыночные реформы. В Беларуси осознали, что переход к рыночной экономике необратим и что союзные программы неприемлемы для суверенного государства. Основные разделы программы были следующие: 1. Социально-экономическая ситуация в республике (признано наличие глубокого кризиса экономики, распад потребительского рынка, усиление инфляции, снижение уровня жизни народа); 2. Необходимость перехода к рыночной экономике. Этапы перехода (отношения планомерности) должны включать механизмы саморегуляции, формирующие новую экономическую среду, основанную на многообразии форм собственности, развитии предпринимательства и конкуренции, открытости и интеграции в общесоюзное и мировое хозяйство; необходимы чрезвычайные меры по стабилизации экономики. К таким мерам отнесены: - оздоровление финансов, - укрепление денежного обращения; - поддержание сложившихся хозяйственных связей - недопущение спада производства; - защита потребительского рынка республики (насыщение его товарами, временного нормирования их распределения). В последующие годы названные меры по стабилизации экономики Беларуси, в основном, оставались неизменными ибо экономическая действительность требовала регулирования процессов в этих сегментах народного I хозяйства.
37. Государственная программа Белорусской ССР по стабилизации экономики и социальной защите населения (принята в июле 1991 г.). Эта программа строилась на основе республиканской программы перехода к рынку. Стратегическим направлением признавалось формирование эффективной социально-ориентированной рыночной экономики. Акцент делается на стабилизацию экономики и социальную защиту населения. Кратко остановимся на структуре программы, ее основных разделах: - экономическая ситуация в республике; - первоочередные меры по ускорению перехода к рыночным отношениям; - неотложные меры по стабилизации экономики - неотложные меры по социальной защите населения и совершенствованию трудовых отношений; -стабилизационные меры в основных секторах экономики Неотложными задачами в программе были названы: 1. Последовательное выполнение программы перехода республики к рыночной экономике и развитию свободного предпринимательства. 2.Предотвращение разрушения экономики республики, дальнейшего спада производства в жизнеобеспечивающих отраслях. 3. Совместными усилиями республики и центра не допустить неуправляемой инфляции и развала денежного обращения.4. Остановить падение жизненного уровня народа, нормализовать снабжение населения продовольствием, медикаментами, товарами первой необходимости.Перечисленные задачи, говорилось в программе, «требуется решить в ближайший период», продолжительность которого не была обозначена. Актуальность задач не потеряла своего значения и в конце 90-х годов. Они остались простой декларацией и являют собой пример того, как не следует формулировать неотложные задачи, не познав природу экономического явления или процесса.Центральное место в программе отведено проблеме стабилизации экономики, которая рассматривалась в двух направлениях. Первое направление - это неотложные меры по стабилизации финансово-кредитной системы, ценообразования и ресурсной базы. Экономический суверенитет республики настоятельно требовал решения именно этих проблем и они стали центральным звено в цепи рыночных реформ, каковыми продолжают оставаться и в настоящее время. Второе направление - стабилизационные меры в основных секторах экономики. Здесь уклон, в значительной степени, был сделан на формирование внутреннего рынка Беларуси. В этом состоит положительное значение программы, хотя выполнить эти наметки не удалось.В целом программа, особенно в части стабилизационных мер в основных секторах экономики, строилась как план-прогноз на предстоящий год по методологии плановых построений предшествующих лет. Правительство все еще находилось в плену старых плановых схем и организационных систем административного управления. В мае 1991 г. был опубликован проект государственной программы стабилизации экономики и социальной защиты населения республики, который, на наш взгляд, содержал больше мероприятий рыночного характера. Отдельными разделами были: развитие предпринимательства; разгосударствление и приватизация; демонополизация и создание конкурентной среды; развитие рыночной инфраструктуры. Эти разделы в программу не вошли, а были обозначены краткими, малозначащими фразами. В разделе неотложных мер по стабилизации экономики проект программы содержал следующее положение: «Завершить до 1 июля текущего года разработку областных балансов производства и потребления, ввода и вывоза сырья, продукции и товаров как основы для формирования планов на 1992 год. На основе указанных балансов пересмотреть структуру производства, имея в виду сократить выпуск продукции, подлежащей вывозу из республики и увеличить производство недостающей продукции. Разработать программу максимального самообеспечения республики». В программу этот тезис не вошел. Осуществить данную работу организационно и методологически сложно, но тем не менее, ее необходимо сделать. Время составления таких балансов не упущено, они будут нужны для индикативного планирования как инструмент государственного регулирования производства и реализации продукции и сырья. Сама постановка проблемы (разработки областных балансов) содержала две важнейшие проблемы, которые актуальны в республике в настоящем и будущем - это, во-первых, создание внутреннего рынка и, во-вторых, реструктуризация народного хозяйства Беларуси. В августе 1991 г. политическая ситуация резко изменилась, а к концу года Советский Союз распался. Государственные программы в области экономики Беларуси перестали разрабатывать. Значение рассматриваемой программы, на наш взгляд, состоит в осознании необходимости стабилизации экономики и движения ее к рынку. Проблема стабилизации экономики Беларуси не решена. Это комплексная, самостоятельная проблема и ее нельзя смешивать с другими социальными, политическими и экономическими проблемами, как и нельзя рассматривать изолированно от других проблем. Тем не менее, по-нашему мнению, Правительство в следующем (1992 г.) сузило проблему стабилизации экономики Беларуси. Рассмотрим следующий документ экономической политики Правительства.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |