Анализ лирического стихотворения
· Вступление Место лирического поэта в тенденциях развития русской поэзии и стихотворения в лирическом наследии поэта. Характеристика лирического героя, его внутренний мир. Общая предварительная оценка тематики, проблематики, пафоса стихотворения, вашего отношения к нему. · Основная часть Какое лирическое настроение является в стихотворении важнейшим? Статично или развивается лирическое чувство? Как, через какие этапы проходит его развитие? Можно ли говорить о сюжете в этом произведении? Использование изобразительно-выразительных средств языка (лексические и грамматические средства, стилистические фигуры, их роль в раскрытии образов). Важнейшие тропы: сравнение; метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений; эпитет – красочное художественное определение, открывающее новые стороны описываемого, характеризующее его; олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками живого; гипербола – преувеличение, литота – преуменьшение. Особенности построения (композиции). Строфика (строфа – группа стихов в пределах большей общности (стихотворения, поэмы, романа), объединенных ритмически, системой рифм и обособленных графически). Немало стихотворений на строфы не делится. Ритмическая организация: стихотворный размер, интонация, смысловые и ритмические паузы, логические и фразовые ударения, диктуемый стихотворным размером темп. Какую роль играет цветовая символика, рифма? Звукопись: аллитерации (повторение согласных звуков), ассонансы (повторение гласных звуков), анафора (единоначалия) Присуща ли стихотворению музыкальность? За счет каких художественных средств она создается? Если возможно и поможет выявить содержательные аспекты, определите жанровую разновидность стихотворения, учитывая его содержание и форму: элегия, сонет, послание, ода, песня, гимн и др. · Заключение Лирическое или объективно-исследовательское подведение итогов, обобщение сказанного. Тематика и проблематика стихотворения: особенности воплощенных в произведении общественно-политических, философских, эстетических взглядов поэта, его воззрений на поэзию, любовь, природу, мир в целом, конкретных людей, явления; эмоции и ощущения поэта, связанные с их восприятием. Ваши чувства, эмоции, переживания, мысли, возникающие при личностном восприятии стихотворения. Два последних пункта обязательны для полноценного раскрытия любой темы по лирике. Раскрытие этих аспектов – важнейшая задача сочинения, высказывания, анализа, на осуществление которой должно быть направлено все их содержание, разделы. Деление на вступительную, главную и заключительную части в этом типе ответа достаточно условно. Сам материал диктует достаточно свободную, лирическую структуру высказывания. Не следует механически разделять и различные аспекты анализа и интерпретации. Стремитесь к целостности, последовательности, органичности истолкования объективных особенностей, присущих стихотворению, передачи субъективного отношения к нему, восприятия, оценки. Вспомогательные функции при анализе лирических стихотворений могут выполнять сведения об основных системах стихосложения (силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая, акцентный стих), стихотворных размерах (амфибрахий, анапест, дактиль, хорей, ямб, дольник, гекзаметр и др.).
Анализ произведения малой эпической формы. Подобный алгоритм (целенаправленная последовательность действий, в данном случае постановка вопросов) может быть использован и при анализе большинства эпических произведений малой формы. Во вступлении нужно осветить несколько более широкие, выходящие за рамки конкретного произведения вопросы. · Время создания произведения? · Важен ли для автора общий характер эпохи? · Находят ли приметы времени отражение в произведении? · В рамки какого течения, направления можно его вписать? · Содержательно-тематическая связь с другими произведениями того же автора. · Общие жанровые признаки произведения, предопределяющие некоторые особенности его формы и содержания. Основная часть — это работа с текстом произведения. Нужно обосновать выдвинутые во вступлении идеи, развить намеченные положения, проиллюстрировать и доказать справедливость суждений. · Смысл названия. · Есть ли особое значение, заключенное в имени героя? · В каких жизненных обстоятельствах раскрывается характер или важнейшая черта героя? · Как оттеняют, помогают понять героя иные персонажи произведения? · Высказывается ли автор непосредственно о герое, проблеме, ситуации? · Каким образом автор обосновывает свою точку зрения? · Какие элементы сюжета и в каких сочетаниях представлены в произведении? · Есть ли несюжетные элементы? · Портрет, пейзаж, интерьер, костюм в произведении. · Общая оценка композиции произведения. Наличие дополнительных средств композиции. · Речь автора и речь героев. Их сходства и отличия в произведении. · Наличие авторитетных, известных вам точек зрения, оценок произведения. Вывод, заключение – наиболее краткая часть аналитического текста, обобщающая, повторная закрепляющая наблюдения оценка произведения. Специальный вопрос, о котором всегда стоит подумать · можно ли связать проблематику, тему и идеи анализируемого произведения с современностью, чем оно интересно, актуально для сегодняшнего дня?
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (669)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |