Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что означает понятие «духовная культура?». Дайте определение



2015-12-14 1559 Обсуждений (0)
Что означает понятие «духовная культура?». Дайте определение 0.00 из 5.00 0 оценок




Духовность, духовная культура. В научной литературе духовная культура рассматривается как содержащая в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.), показывающая социально-политические процессы, происходящие в обществе, как возникшая из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности, как пронизывающая все сферы социальной жизни. Человек усваивает её через язык воспитания, общения. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознании человека традицией и воспитанием в процессе жизни.

Надо сказать, в научном плане проблеме духовности уделяется пристальное внимание учёными, мыслителями, педагогами. Однако в эпоху глобализации, активной хозяйственной и иной деятельности человека в природе, в эпоху, когда человечество столкнулось с глобальными проблемами, которые угрожают не только цивилизации, но и всей биосфере планеты, в разряд глобальных проблем попадают не только экологические проблемы, но и проблемы экологии личностной духовности.

В современной науке понятие «духовность» рассматривается:

- а) как результат приобщения человека к общечеловеческим ценностям, духовной культуре (В.А. Пономаренко, Н.А. Коваль и др.);

- б) как принцип саморазвития и самореализации человека, как способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность;

- в) как имеющая религиозный характер – понятие «дух» ассоциируется с понятием «Бог». (Л.П. Баева, И.А. Ильин, В.А. Лекторский, И.В. Силуянова, В.А. Салеев и др.).

В.И. Слободчиков указывает на зависимость духовного богатства человека от становления закрепленных в общественных нормах духовных ценностях как неотъемлемой части его духовного мира [СЛОБ. ]. Низкий уровень духовной культуры учащихся, утверждает украинский учёный А.К. Брыль, чаще всего обусловлен имеющимся несовпадением духовных ценностей, которые декларируются в учебно-воспитательном процессе, с духовными традициями субъективной культуры учащихся: семейными, национальными и межличностными в малых группах. Духовная культура личности, по мнению А.К. Брыль, находит своё отражение на сенсорном уровне, понятийным, оценочном и творческом. В процессе передачи духовного опыта от учителя к ученикам ключевое значение имеют три вида деятельности – восприятие, воспроизведение, творчество (поступок).

Эти суждения учёных подтверждает нашу позицию о необходимости подготовки специалистов, способных помочь молодым поколениям освоить и принять как собственные нормы общечеловеческих духовных ценностей.

В традиционном философском понимании «духовность» включает в себя три начала – познавательное, нравственное и эстетическое. Ядром духовности считается нравственность.

Психологическая наука рассматривает духовность как высшую подструктуру человека, регулирующую его поведение, деятельность и взаимоотношения с другими людьми. Важнейшими психологическими характеристиками духовности называются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения. Однако духовные ценности только тогда становятся неотъемлемой частью духовного мира личности, когда в этот процесс включаются способности человека к саморазвитию и самоопределению. Духовное же саморазвитие и самоопределение человека возможны в том случае, если определена направленность на ту или иную систему ценностей (в нашем исследовании это, прежде всего, природные, художественные и этнические ценности).

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова понятие «духовность» даётся в нескольких значениях: «1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения – сопряжённость человека в своих высших стремлениях с Богом».

Общим как для религиозного, так и для светского сознания, утверждает В.А. Лекторский, является понимание духовности, которое связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия. Духовное предполагает, что цели и смысложизненные оринтиры личности укоренены в систему надындивидуальных ценностей.

В культурно-антропологическом контексте введение понятия духовность, утверждает Л.П. Буева, “… необходимо при определении не утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение человека и его внутреннюю жизнь, а тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека (разного уровня и типа образованности) в системе “вечных вопросов” человеческого бытия. Кто я, зачем пришёл в этот мир, каково моё место в нём, каков смысл моей жизни, на основании каких ценностей я должен сделать выбор своего жизненного пути, определить цели и смысл своей деятельности …Главное здесь не приобретение разнообразных знаний, а их смысл и цель. Соответственно и духовность – это проблема обретения смысла. … Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком.”


8. Что входит в содержание духовной культуры?

Философско-психологическая наука духовное начало человека связывает с общественным и творческим созидательным характером его жизнедеятельности, с включением человека в мир культуры.

К духовной культуре, говорится в словаре «Эстетика» под редакцией А.А. Беляева, «…обычно относят сферу производства, распространения и потребления результатов духовной деятельности; различные виды духовного творчества, образование, просвещение, воспитание, деятельность средств массовой коммуникации – печати, радио, кино, телевидения и культурно-просветительских учреждений …

Духовная культура подразделяется на политическую, эстетическую и художественную, нравственную, научную и т. д.».Под духовной культурой человека понимают комплексное образование, основными компонентами которого выступают мировоззренческие, нравственные и эстетические характеристики, т.е. представления Истины, Добра и Красоты.

Мировоззрение человека, как известно, представляет собой целостную систему взглядов на мир, даёт обобщённое представление об отношении человека кприроде, обществу. Оно оказывает существенное воздействие на ценностные ориентации, поведение и деятельность человека. Научные, философские, социально-политические, морально-правовые, эстетические и религиозные взгляды, принципы, идеалы, из которых складывается мировоззрение человека, формируются у него в практической жизни, через освоение им знаний и накопленного человечеством опыта. Принимая во внимание сказанное, духовную культуру будем рассматривать как комплексное образование мировоззренческих характеристик личности: эстетических, художественных, нравственных, экологических, этнических, патриотических, идеологических, формируемых в процессе эстетического, художественного, нравственного, экологического, этнического, патриотического, идеологического воспитания учащихся. Упомянутые характеристики вытекают из специфики предмета «Изобразительное искусство», таких видов учебной деятельности как восприятие эстетического в действительности, в том числе и природы, восприятие искусства, художественно-творческой деятельности, обеспечивающие, при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса, приобщение подрастающих поколений к эстетическим, художественным, нравственным, экологическим, этническим, патриотическим, идеологическим ценностям.

В отечественной науке эстетическое воспитание рассматривается как формирование определённого отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей. Одновременно эстетическое воспитание формирует и развивает способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус, идеал, способность к творчеству. Эстетическая культура общества понимается как совокупность всех эстетических (природных и созданных творческим человеческим трудом) ценностей, которые участвуют во взаимодействии общества с миром, в стремлении общества к совершенствованию в эстетическом направлении. Эстетическая культура личности представляет собой совокупность её способностей чувствовать, переживать и преобразовывать окружающую действительность и самого человека по законам красоты. С педагогической точки зрения, важно, какие ценности культивируются в процессе формирования эстетической культуры.

В научной литературе подчеркивается, ценность – философская категория для обозначения значимости определённых явлений действительности, возникающей в результате отражения этих явлений субъектом. Ценности различают и потому, насколько они значимы для основ жизнедеятельности человека. Они служат человеку способом ориентации в жизненном пространстве.

Ценности духовные связаны с результатом и процессом интеллектуального и эмоционально-образного отражения действительности. В их основе – разум (разумные речи, разумные поступки), свобода (свобода слова, свобода действий). Духовные ценности отличаются от ценностей материальных тем, что они не носят утилитарного и инструментального характера, не амортизируются в процессе потребления, не имеют пределов потребления, долговечны. Они не однородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Ценности духовные составляют стержень культуры определённого народа, фундаментальных отношений и потребностей людей.

В эстетические ценности входит собственно эстетическое, прекрасное, гармония, возвышенное, катарсис, трагическое, комическое, изящное и др.

В нашем подходе в ценности эстетические мы включаем выразительность природы, обозначаемую как величественное, грациозное, либо такие определения выразительности, как берёза кудрявая, небо бездонное и т. п.

Считается, перечислить все возможные эстетические ценности невозможно (как невозможно перечислить все ценности вообще), поэтому в условиях учебных занятий мы рассматриваем характерные особенности основных, используемых в учебно-воспитательном процессе, ценностей.

Художественное воспитание имеет целью формирование в человеке художественного мышления, помогающего личности глубоко и всесторонне общаться с искусством, обогащаясь через него жизненным опытом.

Художественная культура представляет собой совокупность художественных ценностей.Принято считать,что художественные ценности включают в себя набор свойств, качеств, уникальных особенностей предмета, указывающий на его универсальную социокультурную значимость в области искусства. Это совокупная сила эмоций, положительных или отрицательных, которые произведение искусства вызывает у зрителя. Свойства художественной ценности – это всё, что в картине, скульптуре, инсталляции и т.п., что нельзя взвесить, пощупать, измерить.

Уточняя разрозненные представления понятия «художественная ценность», заметим, что согласно нашей позиции художественную ценность произведения искусства определяют его форма и содержание, сила эмоционального воздействия на зрителя пластического языка и идей, воплощённых в той или иной художественной форме. С педагогической точки зрения для нас существенно, каково содержание ценностей духовных заложено в сюжете произведения, какие знания оно может дать учащемуся, какой опыт он может освоить для себя, какие личностные качества оно может у него формировать.

Рассматривая взаимосвязь искусства с формированием духовности В.А. Лекторский подчёркивает, что искусство “.. должно быть и является в своих высших проявлениях прежде всего способом приобщения к иному опыту: другого человека, социальной группы, культуры. Способ этот уникальный и ничем не заменимый, ибо во многих случаях понять чужой опыт, вчувствоваться в него, сопереживать его иначе, чем посредством искусства, невозможно. Искусство, таким образом, тоже выступает как своеобразная форма коммуникации, диалога.

Как подлинно моральное в таком случае выступает такое отношение, при котором я отношусь к другому человеку как к себе, а к себе с точки зрения другого. Мораль в этом случае выступает не только как следование какой-то системе жёстких предписаний ( и тем более не как “моральная арифметика”), сколько как умение и способность сопереживать чужие проблемы и чужую боль, как способ утверждения бытия другого человека, как способ включения этого бытия в моё бытие, а моего бытия в бытие другого”.

 




2015-12-14 1559 Обсуждений (0)
Что означает понятие «духовная культура?». Дайте определение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что означает понятие «духовная культура?». Дайте определение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1559)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)