Ислам в России: историко-культурологическая характеристика
В России ислам исповедует значительная часть народов Северного Кавказа, некоторые народы Поволжья и Урала, а также эмигранты из стран СНГ. Исторически выделяется два культурных ареала мусульманской культуры. Первый — это Поволжско-Приуральский регион, второй — Северный Кавказ. Начало распространения ислама в Поволжско-Приуральском регионе относится к VIII — X вв. и связано с развитием тюркского государства Волжской Булгарии (их наследники сегодня татары и башкиры). Мусульманская религия столь органично вошла в жизнь булгар, что скоро они сами сделались ее активными распространителями. Вообще, ислам сыграл позитивную роль в судьбе поволжских народов. Выгодное географическое положение Булгарии, на пересечении торговых путей, способствовало богатому культурному взаимообмену с остальным мусульманским миром. Переломный момент в жизни булгар произошел после завоевания Казанского и Астраханского ханств Иваном IV (Грозным). Сразу же после присоединения края началась христианизация населения. Многие татарские мурзы и эмиры принимали крещение и присягали русскому царю. Интересно, что около 500 дворянских фамилий имеют татарское происхождение. Но только в XVIII веке на ислам обращают внимание как на культурно-исторический феномен. Так, в 1716 году была предпринята первая попытка перевода Корана. А с восшествием на престол Екатерины II в политике с иноверцами утверждается принцип веротерпимости. Расцвет мусульманской культуры в России связан с движением джадидов и их идеями единства мусульманского мира, который не был противопоставлен русскому православию. Наоборот, русский просветитель Исмаил-бей Гаспринский в своих трудах поднимал вопрос о русско-мусульманском единстве. Становление ислама на Северном Кавказе растянулось практически на 1000 лет. Основная причина— богатый этнический состав Кавказа. Первые очаги исламской культуры (VIII век) сложились в Дагестане. Последними ислам приняли чеченцы и ингуши. Здесь языческие верования сохраняли крепкие позиции, а родовые законы имели больший вес и значимость, чем религиозные нормы ислама. Важно подчеркнуть, что ислам на Северном Кавказе развивался в рамках суфизма. Именно дервиши были первыми проповедниками веры в этом регионе, поэтому в эпосе и легендах горцев сохранилось много образов святых людей. С течением времени суфизм принял форму мюридизма,в котором значительное место отводилось политическому исламу и священной войне, что, не случайно. В XVIII — XIX вв. Северный Кавказ оказался полем битвы великих империй: России, Турции, Ирана. Сохранение национальной самобытности и автономности напрямую было связано с исламом. Особенных успехов политический ислам достиг в годы правления имама Шамиля, сумевшего создать теократическое государство на территории Дагестана и Чечни, котрое сопротивлялось российской экспансии около 20 лет. После пленения имама Шамиля, он некоторое время жил в центральной России и с большим уважением относился к Александру II, в годы правления которого Северный Кавказ вошел в состав России. Духовный наставник горских народов разглядел в России помощника в сохранении самобытности культуры и завещал «верой и правдой служить российской империи» кавказским народам. В советский период представители различных исламских течений подвергались гонениям, так же как и представители иных конфессий. В целом, ислам в современной России занимает крупный культурный ареал. Но перед мусульманскими народами стоит непростой цивилизационный выбор: модернизм или экстремизм? Кроме того, ислам является основой этнического самосознания. Общие выводы Ислам — самая молодая мировая религия, которая в современном мире развивается динамичнее других. Становление ислама происходит достаточно болезненно, что связано с кардинально противоположными течениями данной религии: от мирных толерантных до экстремистско-террористических. Тем не менее, основа ислама — миролюбивая, принципы данной религиозной системы основаны на воротерпимости и общечеловеческих ценностях. Принцип абсолютного монотеизма — характерная черта магометанства. Вопросы самоконтроля 1. Религиозные ценности и принципы мусульман. 2. Специфика течений ислама. 3. Общая характеристика ислама в России. Лекция 12. Свободомыслие и атеизм как явление духовной культуры. Свобода совести
Учебные вопросы: 1 Свободомыслие и атеизм как явление духовной культуры 2. Свобода совести
Литература: Обязательная: Религиоведение; История мировых религий. Религии народов мира Учебники, учебные пособия, изданные за последние пять лет. Предпочтительнее те издания, которые имеют гриф Минобрнауки других ведомств, а также и гриф УМО
Дополнительная: Андри де Любак. Драма атеистического гуманизма. Милан: М., 1997. Атеистический словарь. М., 1983. Каждан А. П. Религия и атеизм в древнем мире. М., 1957. Научный атеизм. М., 1974. Чаттопадъяхьяя Д. Индийский атеизм: Марксистский анализ. М., 1973.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1247)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |